Сегодня
27 апреля
Валюта
92.01
98.72

В темноте, да не в обиде

Как незрячие супруги Лабушняковы научились жить не хуже зрячих людей, а то и лучше них.

 

Каждый день незрячие супруги Лабушняковы водят своего сына в детский сад по оживлённым мостовским улицам и забирают его обратно. Фото: Дмитрий Бунтури

 

Семья Лабушняковых уже успела привлечь  к себе внимание многих мостовчан. Каждый день эти люди с тросточками ведут по улицам посёлка своего сына в детский сад и забирают его обратно. При этом путь у них неблизкий: незрячая пара шагает с улицы Будённого на улицу Гоголя,  в том числе пересекая оживлённые дороги. У простого человека всё это не может не вызывать  удивления и восхищения. Кто эти люди? Как они живут и ориентируются  в этом мире со своей проблемой? Газета «Предгорье», пользуясь случаем ( 3 декабря  — Международный день инвалидов), решила познакомиться с ними поближе.

Закрыли глаза на слепоту

 

Кажется, как может жить семья, которая ничего не видит? Представляешь себе обшарпанный дом, мусор и грязь снаружи и внутри. Приближаешься к месту жительства Лабушняковых, готовый увидеть нечто подобное. Вот какой-то неказистый, неопрятный домик. Может, их? Нет, адрес не тот. Вот ещё хатка-замухрыжка. Но тоже не их.

Дом незрячих супругов удивляет – современный, отделанный салатовым сайдингом, окружённый  аккуратным заборчиком. Двор уложен тротуарной плиточкой. Ну, думаешь, наверное, внутри будет хаос?  Но, как говорится, фигушки! Чисто, опрятно, красиво и со вкусом — в общем, не к чему придраться.

У хозяев дома Дмитрия и Снежанны Лабушняковых слепота не врождённая. Девушка потеряла зрение в три года. У неё случилась травма головы, после которой возникла опухоль. Хоть опухоль и удалили, видеть она уже полноценно не могла. Мир у неё состоит из очень смутных очертаний, которые ловит её левый глаз. Можно сказать, она его никогда толком не видела, не знает, каков он, поэтому давно с этим свыклась.

Дмитрию было гораздо сложнее. Зрение он потерял в 26 лет после аварии (сейчас ему 42 года).

— Я сам по себе визуал. Любил всё обозревать вокруг, — признаётся он.

Мир в его глазах потемнел, но остался жить в голове — в воображении. И это был огромный плюс.  Дмитрий вообще человек, который всегда при всех минусах старается находить плюсы.

— Когда я ослеп, был короткий миг помешательства, в который я думал выйти в окно и покончить с собой. Но он быстро прошёл. «Что я дуру гоню?!» — сказал я себе и продолжил жить.

Зато, по словам Дмитрия, труднее было настроить окружающих на положительный лад. «Мы бы так жить не смогли», — уныло говорили они, глядя на потерявшего зрение парня. Такие слова вряд ли вдохновят.

Дмитрий тем временем научился вслепую ориентироваться в своём городе Нижневартовске. Помогли ему в этом прошлый опыт работы таксистом и хорошее знание плана населённого пункта. Кроме того он получил путёвку в Центр реабилитации слепых, что находился в городе Бийске Алтайского края. Пребывание в нём многое дало. Здесь незрячих учили, как ухаживать за собой, как ориентироваться в пространстве и вообще, как жить в обществе. Кроме того, в Центре Дмитрий освоил сапожное дело и деревообработку.

— Я и сейчас могу сделать какую-нибудь мелочь в доме: приколотить что-то, дощечку отпилить. Если постараться, можно и более сложные работы с деревом произвести… — говорит он.

В таком же реабилитационном центре, но только в подмосковном Волоколамске училась Снежанна. Сама она родом из Удмуртии. А встретились будущие супруги в фармацевтическом колледже города Ульяновска, где оба получали профессию массажиста.

— Мы узнали друг о друге через знакомых. Начали общаться. Я понял, что с незрячими мне проще и надо себе в пару искать такого же человека. В 2011 году через полгода после знакомства мы поженились, — рассказывает Дмитрий.

Радостного свадебного торжества не получилось. Жизнь мажет мир разными красками. Тут она плеснула черноты.  За несколько дней до свадьбы покончил с собой дружок жениха, не справившись с бременем слепоты. Естественно было не до веселья. Но, как говорится, пережили и пошли дальше.

 

Всё, как у людей

 

Дмитрий и Снежанна после учёбы решили переехать подальше от холодов —  в Мостовский район. В селе Беноково живёт отец Лабушнякова, кроме того сам он бывал здесь в детстве. В посёлке Мостовском пара купила домик и решилась на ребёнка. Так на свет появился Максим. Пока мальчик не умел ходить, очень помогали ухаживать за ним соцработники, потом стало проще.

— Все соцработники, с которыми нам довелось взаимодействовать  в Мостовском, — очень душевные люди. Дай им Бог здоровья! Особенно хотим сказать спасибо нашему соцработнику Татьяне Гагулиной — говорят супруги.

Несмотря на готовность соцзащиты помочь, в доме и на территории супруги убираются сами. Только траву косить не могут. Готовят и гладят они тоже самостоятельно.

— Для готовки мне не нужен свет. Наши знакомые удивляются, как я, например, могу в темноте резать лук и делать другие вещи. Но какая мне разница? – рассказывает Снежанна.

Дмитрий тоже умеет готовить. Кроме того, на зиму он ещё и закруток понаделал. Всё как у людей. А ещё Дмитрий помешан на деревьях и других растениях. В доме он сажает горшочки с цветами, а на улице разбил сад. Есть у семьи кошка, собака, куры. Кстати, ремонт в доме (вплоть до цвета обоев), благоустройство территории во дворе, обустройство массажного кабинета и бани – всё это воплощение воображения Дмитрия. В голове он продумал до мелочей, как и что должно быть сделано, а потом объяснил рабочим.

 

У Снежанны и Дмитрия Лабушняковых всё, как у людей: уютный дом, ребёнок и даже кошка. Фото: Дмитрий Бунтури

 

Живут супруги на пенсию и кое-что получают от массажного дела, которым занимаются. Людей к ним на массаж пока приходит немного – в основном знакомые и знакомые знакомых, но делают его Лабушняковы на совесть, а если видят, что пациенты в каких-то случаях могут справиться и сами, просто подсказывают, как и что делать, и денег за это не берут.

— Больше тысячи часов практики в колледже не прошли даром. Могу делать оздоровительный, лечебный массаж, рефлекторно-сегментарный, постизометрический, иммобилизационный, антицеллюлитный. Делаю массажи при мигренях, переломах, после инсультов, — говорит Дмитрий. Так что, на всякий случай, оставим здесь его номер телефона – 8-988-387-29-57.

 

Сын растёт, жизнь идёт

 

Маршруты в детский сад и в другие значимые места посёлка (больница, рынок, администрация парк) Лабушняковым пришлось изучать несколько лет.  На новом месте жительства им поначалу было очень непривычно. Сначала их водили знакомые, теперь они ходят сами. Ориентируются на дорожное покрытие и другие детали, на слух, обоняние.

— Насчёт слуха и обоняния… Правда ли, что у незрячих людей эти чувства усиливаются? – спрашиваю у Дмитрия и Снежанны.

— Да, правда. В людном месте я, например, долго находиться не могу. Очень шумно и некомфортно, — признаётся Дмитрий.

Семья не только занимается домашними делами. Снежанна и Дмитрий ходят в тренажёрный зал, их сын Максим посещает творческие кружки. Когда есть возможность, с удовольствием плавают они в бассейнах на термальных источниках. Вот только, говорят, не хватает активной жизни в среде мостовских инвалидов. Было б здорово, по их словам, если б устраивались какие-то турслёты, соревнования. Ещё Дмитрий и Снежанна большие любители аудиокниг. Но много времени и внимания требует сын.

— Не любит один чем-то заниматься. То папа с Максимом в машинки играется, то я что-то леплю  и создаю с ним, — говорит Снежанна.

— А как он воспринимает вашу слепоту? – спрашиваю у Лабушняковых.

— Как-то очень легко. Иной раз, правда, забывается. «Пап, — говорит, — посмотри, что я нарисовал»… — рассказывает Дмитрий. – Мы вот не знали, как научить его разбираться в цветах, различать их, но, к счастью, помогли специальные развивающие мультики.

—  Когда вы трогаете лицо сына, чётко представляете себе, как он выглядит? – интересуюсь я.
— Только  насколько воображения хватает. Бывает, что иногда вижу его во сне… — признаётся Дмитрий.

Это, конечно, минус. Но плюсов, как мы знаем, у Дмитрия найдётся больше. Ребёнок есть, он растёт, он любим и счастлив. И жизнь-то, в общем, неплохая штука, интересная. В темноте, как выясняется, тоже можно создать свой яркий, тёплый и уютный мирок.

Дмитрий Бунтури. Фото автора

 

 

Опубликовано 3 дек 2019 | 957 просмотров

Оставить комментарий

* Обязательно к заполнению