Сегодня
26 апреля
Валюта
93.44
99.58

Широкие круги Юрия Вахрушева

Уникальная творческая личность живёт в нашем Мостовском районе – Юрий Евгеньевич Вахрушев. 7 мая ему исполнится 75 лет.

 

 

 

Юрий Вахрушев — прекрасный музыкант, открытый и интеллигентный человек

 

 

 

Вахрушев — член Союза писателей Северной Америки, человек очень интересной профессии. Много лет он занимался организацией гастролей и выступлений таких знаменитостей, как народные артисты Евгений Матвеев, Алла Ларионова, Анатолий Кузнецов, Эльдар Рязанов.

Руководил и формировал программу «Шире круг» и добился того, чтобы она вышла из концертной студии «Останкино» на просторы России. Дал возможность лучшим периферийным артистам встать в этой программе в один ряд со звёздами эстрады.

Вместе с его другом Геннадием Нордом мы решили пройти по кругам жизни Юрия Вахрушева. Узнали, как становятся артистами, директорами, организаторами больших творческих мероприятий.

— Я хотел стать артистом, — начал рассказ наш юбиляр. — Родился в Казахстане. Мама умерла рано. Поэтому всю свою дошкольную летнюю жизнь я проводил у деда, в селе Сормовка. Дед до революции и в Гражданскую был лихим кавалеристом, имел три Георгиевских креста. Умел делать всё: строить дома, сажать, косить, гнать самогон, выращивать бахчи. Но больше всего дед любил лошадей и мне привил эту любовь. Ещё он великолепно пел. В церковные праздники вместе с отцом ходили славить, без песен не садились за праздничный стол. Дед и меня научил петь. Поэтому мне захотелось стать музыкантом. Параллельно с обычной школой я пошёл в музыкальную, на отделение фортепиано.

 

 

— Удавалось ли совмещать учёбу?

 

— Учился я легко в обеих школах. В музыкалке была семейная атмосфера. Дверь в мир музыки мне открыл репрессированный поляк из Прибалтики Дмитрий Алексеевич Полулях. А учила играть на фортепьяно Лидия Андреевна Шульц, сосланная немка.

В те времена в городском центральном парке на танцплощадке играл духовой оркестр. Там был классный трубач Клавич из Закарпатья. Я бегал в парк его слушать. Потом поступил в Павлодарское музыкальное училище.

 

 

— Насколько я знаю, Павлодар сыграл большую роль в вашей дальнейшей творческой судьбе.

 

— Он был одним из самых культурных городов Казахстана. Директором и основателем училища
работала первая скрипка Ленинградского симфонического оркестра Гильда Кромер. Дирижёром нашего симфонического оркестра был композитор Артур Меттус. В городе процветал драмтеатр
имени Чехова. В нём в разное время работали Алексей Булдаков, Лёня Монастырский, который потом стал правой рукой у Олега Ефремова во МХАТе. Дарик Дралюк привёз из Свердловска целый выпускной курс молодых актрис. В летнем крытом зелёном театре с аншлагами выступали оркестр Гарри Гольди, ансамбль «Дружба» Александра Броневицкого с Эдитой Пьехой. На втором курсе меня принял в свой состав городской эстрадный оркестр. А в последний год учёбы
у меня уже был свой оркестр, с которым мы выступали в ресторане гостиницы «Иртыш».

 

 

— С музыкой понятно. А каким образом вы свернули на дорожку организатора?

 

— Нет, с музыкой ещё не закончили. Так получилось, что в 1970 году, разойдясь с первой женой во
взглядах на дальнейшую жизнь, я уехал в никуда. Вышел на вокзале Целинограда и пошёл во Дворец целинников. Шла репетиция народного духового оркестра, и в перерыве я поговорил с музыкантами, которых знал. Они рассказали обо мне руководителю оркестра, а он отвёл меня в дирекцию. Через два дня я получил полный комплект аппаратуры и карт-бланш на эстрадную деятельность.

Для меня дворец стал академией. Просто перечислю, кто там устраивал репетиции и концерты. Ансамбль Игоря Моисеева, ансамбль «ЖОК» из Молдавии, Кубанский казачий хор, московский мюзик-холл с дебютировавшей Любовью Полищук и квартетом «Сердца четырёх», оркестр Олега Лундстрема с Валерием Ободзинским, оркестр Вайнштейна из тогдашнего Ленинграда, София Ротару, Лили Иванова, «Песняры», «Самоцветы», «Орэро», «Ялла», Театр сатиры и многие другие.

 

 

— Впечатляет!

 

— Ещё бы! Школа, которую я получил, имея возможность изнутри наблюдать творческую кухню,
многому научила. Особенно мне запомнились гастроли театра кукол Сергея Образцова. В это время мы отмечали 80-летие Образцова. А осенью нас пригласили в Москву с приветственным адресом на юбилей Сергея Владимировича. Я черкнул пару куплетов приветствия под рояль, выбрали шесть красивейших девушек-казашек, танцовщиц из ансамбля «Алмагуль», отрепетировали с ними эти куплеты, сделали хореографический выход, проходку, поклон и уход.

Всё прошло без сучка и задоринки. Девушки в шикарных национальных костюмах вручили юбиляру хлебный сноп и от театра кукол подарили целый ящик бананов. А утром я узнал, что они были неспелые, но девчонки их все погрызли.

 

 

— Но из Целинограда вы всё-таки уехали?

 

— Да, мы со второй женой переехали в Пятигорск, где мне предложили собрать новый вокально инструментальный ансамбль для обслуживания десятка санаториев.

Культурой в Пятигорске в те времена руководила чудесная Зоя Выхристюк. Она имела хороший вкус, твёрдый характер и умела постоять за правое дело. Я был включён в состав худсовета города и за счёт этого быстро понял ситуацию с культурой в городе.

 

 

— Значит, ваша деятельность администратора началась в Пятигорске?

 

— Точно! В городском парке Пятигорска находился долгострой

– Зелёный театр. Выхристюк нашла заветные рычаги влияния, и стройка приобрела ударный характер. Меня назначили исполнять обязанности заведующего. Это был второй по величине на юге России концертный зал. На две с половиной тысячи зрителей, с хореографическими станками, киноустановкой. Вот так я из артиста превратился в администратора.

Пришлось лететь в Москву. Я заключил договоры с Москонцертом и Госконцертом. Затем был Ленконцерт, потом Таллин, Рига, Минск, Киев. После этого у меня в зале работали звёзды эстрады, кино и театра.

Вячеслава Тихонова угадал пригласить во время очередного повтора по ТВ фильма «17 мгновений весны». На его выступлениях были аншлаги, милиция с трудом прокладывала нам проход на сцену. После концерта во время нескончаемой раздачи автографов у него в толчее умудрились срезать пуговицы с пиджака.

Эльдар Рязанов прилетел из Одессы и привез для премьерного показа свой новый фильм «Дорогая Елена Сергеевна».

 

 

— Читала, что вы сотрудничали с Евгением Матвеевым.

 

— Народный артист СССР Евгений Матвеев – это целый пласт моих воспоминаний. Я встретил его в аэропорту Минвод. С первой минуты мы поверили друг другу и были дружны по-мужски до самой его смерти (в октябре 2003 года). Мне посчастливилось поработать с ним и на Северном Кавказе, и в Саратове, и в Энгельсе, и в Целинограде. Я много раз бывал у него в квартире на Мосфильмовской. У Евгения Семёновича был большой кабинет для работы, размышлений, отдыха, и там же он нещадно курил. Это была его «болезнь», от которой он и умер. Курил артист только «Союз-Апполон» в синей твёрдой пачке. Причём до 4-5 пачек в сутки!

Концерты Матвеева проходили всегда «на ура». Залы были полны влюблённых в него женщин. Он работал ярко, образно, напор был сумасшедший. Две-три рубашки менял за одно выступление.

 

 

— У вас же ещё были встречи с Анатолием Кузнецовым – незабываемым Суховым из «Белого солнца пустыни»?

 

— Его творческие встречи проходили блестяще. Он лихо отвечал на устные и письменные вопросы, вкусно шутил, прекрасно пел. Вспоминается один концерт. Я выглянул в зал и обомлел: три первых ряда были заняты, как сейчас бы сказали, моджахедами. Я кинулся в дирекцию ДК. А мне говорят, что это чемпионы, борцы из республик Северного Кавказа, и они очень хотят увидеть легендарного Сухова.

Встреча прошла блестяще. Но Кавказ есть Кавказ! И продолжение переместилось в бар. В общем,
в семь утра я его целый час продержал под душем, а он посылал «самые ласковые слова» в адрес всех народов этого региона.

В салоне самолёта Кузнецов задремал. Когда проснулся, увидел, что чемпионы тоже летят с нами
в Москву для получения наград и ждут, когда же он очнётся от дрёмы. С собой каждый из этих Гераклов вёз московским друзьям выпивку домашнюю, и всё повторилось.

 

 

— Мы прошли по всем кругам вашей судьбы и добрались до самого большого – программы «Шире круг». Как это всё закрутилось?

 

 

— Мы с другом — хореографом Юрой Писаченко в ДК Минеральных Вод провели удачный конкурс для детей и юношества Ставропольского края, что-то типа «Утренней звезды». Я весь конкурс записал на видеокассету. В одну из командировок приехал в Останкино, пробился в музыкальную редакцию ЦТ. Руководил ею Аркадий Буйнов, старший брат музыканта из «Весёлых ребят»
Александра Буйнова. Аркадию видео понравилось, и я получил полномочия на организацию съёмок первой выездной программы «Шире круг» на Северном Кавказе.

Мы дали четыре концерта. Никогда до этого на Кавказе не было столько звёзд одновременно: Михаил Муромов, Вадим Казаченко, Игорь Корнелюк, Ярослав Евдокимов, Анастасия, Державин, Малежик, Кальянов, Долина, Женя Белоусов. Ведущие программы

— Илона Броневицкая и Геннадий Ветров. Успех был грандиозный. Поэтому руководство телевидения не захотело меня отпускать. Вот так я стал директором программы «Шире круг».

Уехал в Москву. И понеслись города и веси.

 

 

— Как вы оказались в Мостовском?

 

— Здесь живёт мой брат, похоронен отец, две тётушки, и вообще места мне эти очень понравились. Они обладают своим колдовством, своей магией.

 

 

— Чем вы занимаетесь сейчас?

 

— Веду тихую жизнь пенсионера. Но, если что, могу ещё пробежать по самому широкому кругу.

 

P.S. Кстати, Юрий Евгеньевич слукавил. Он вовсе не ведёт «тихую жизнь пенсионера». В настоящее время юбиляр готовит фестиваль патриотической песни «Красная гвоздика» в Северо-Кавказском федеральном округе, ведёт переговоры с Москвой и Пятигорском о приглашении известных композиторов, написавших знаменитейшие хиты, Олега Иванова, Александра Шаганова, Симона Осиашвили, Александра Добронравова и многих других.

 

 

Светлана Бунтури. Фото автора.

 

 

 

 

Опубликовано 7 май 2021 | 1 026 просмотров

Оставить комментарий

* Обязательно к заполнению