Сегодня
19 марта
Валюта
91.87
99.97

Каменные чудеса Николая Ефимцова

Николай Ефимцов с хутора Центрального вытачивает фигурки из камня уже 13 лет. Его изделия известны по всей стране: помимо Северного Кавказа, очень часто заказы мастеру приходят из Москвы, Санкт-Петербурга и других российских городов.

 

 

Вот такая виноградная гроздь «зреет» у Николая Ефимцова во дворе.

 

 

Не так давно в Юбилейном сквере посёлка Мостовского по инициативе Мостовской общественной организации ветеранов пограничных войск открыли мемориальный комплекс в честь всех пограничников, их вдов и семей. Самую трудную деталь – каменную фуражку пограничника, лежащую на подставке, изготовил умелец Николай Ефимцов с хутора Центрального. Газета «Предгорье» решила познакомить читателей с его творчеством подробнее. В гости к мастеру отправился наш корреспондент.

 

 

Всё по плечу

 

Найти умельца оказалось не так сложно, как могло показаться. На хуторе всего две с половиной улицы, но дома на них разбросаны довольно хаотично, и без дополнительной информации сразу сориентироваться сложно. Но у редакции такая информация была, поэтому поиск быстро привёл к цели. Тем более мимо дома Ефимцова проехать трудно – у калитки стоят каменные фигурки разных размеров, а ворота венчает каменный филин. По всем признакам это дом мастера. Вот и хозяин оказался под стать своим глыбам — высокий, здоровенный и, что редко бывает у людей, занимающихся тяжёлым трудом на селе, выглядящий на десяток-полтора лет моложе своего и без того не такого уж большого возраста.

Николай, видимо, из тех людей, которым любое ремесло по плечу. Руки растут откуда надо, работы он никогда не чурался, дома для себя делает всё. Но вот к тому, чтобы заняться именно резьбой по камню, его подтолкнул случай. Вытачивает фигурки из камня он уже 13 лет.

 

 

Вначале был аммонит…

 

Ефимцов, можно сказать, почти местный – родился в станице Исправной (Карачаево-Черкесия)и долгое время жил в Ахметовской. К переезду в Мостовский район его склонили различные обстоятельства и побуждения. Одним из них было желание поменять сферу деятельности. До 2007 года он основательно занимался деревом. Как раз тогда его пригласили оформить деревянными статуэтками одну из баз отдыха в посёлке Мостовском. Но весь инструмент кто-то украл. А что значит инструмент для умельца, когда у каждого зубила или молоточка свой характер, до мелочей известный хозяину, говорить излишне. Это в прямом смысле слова как остаться без рук. Виновного не нашли, база, чем смогла, потерю инструмента компенсировала. Этот случай заставил Николая призадуматься. Он понимал, что в лесном краю резьбой по дереву занимаются не один и не два человека, поэтому конкуренция здесь большая и ниша практически занята. А вот с камнем – другое дело. У Ефимцова имелась дома окаменелость – аммонит. В беседе с одним из знакомых речь зашла о работе с камнем и о том, что в Псебае есть человек – Владимир Медяников, который занимается изготовлением сувениров из камня. Побывал у него в павильоне камня и понял, что работы в этом направлении непочатый край. Стал сотрудничать с мастером и несколькими другими людьми, учился у них, набил руку, изделия получались со временем всё лучше и изящнее. Конечно, камень не такой податливый материал, как дерево, работа с ним более трудоёмкая, зато и результат практически на века.

Поначалу всерьёз новое увлечение Николая никто не воспринимал, другие мастера думали, что вот побалуется Николай и остынет, ведь времени и усилий обработка камня требует очень много, не каждый с таким тяжёлым трудом справится, вытерпит. Да и для работы годится не любой камень – его ещё поискать надо.

Материал под обработку, надо сказать, Ефимцов выбирает тщательно. Иногда по текстуре, как, например, змеевик или конгломерат. Иногда по цвету и вкраплениям кристаллов. Работает с красным и чёрным мрамором, доломитом, гранитом. Порой для вытачивания годится и песчаник, хот он и не такой прочный, как другие камни. Иной раз вроде каменная глыба ничем и не примечательна, а вот глаз мастера всё равно угадывает в ней скрытую от постороннего взгляда определённую фигурку, вписанную в его габариты. Редко когда такой камень находится сам и его ещё при этом можно вывезти, в основном надо закупать. А мест для закупки вокруг — раз, два и обчёлся, ведь торговля камнем – дело весьма специфическое.

 

Ставка — на Мостовский район

 

Для работы мастер использует разнообразный материал.

Поскольку туристов в псебайском направлении всегда проезжало больше, чем в районе Ахметовской, а значит, сбыт соответственно лучше был там, Ефимцов начал искать жильё в Мостовском районе. Знакомый продал ему свой дом на хуторе Центральном, и стал мастер обустраиваться на новом месте. В отсутствие стабильной и постоянной работы в глубинке (в основном по ремонту домов, стройке) резьба по камню для Николая постепенно перерастала из подспорья в основной источник доходов. Дни и ночи он коротал над очередным изделием, а потом либо продавал его где-то на трассе, либо покупатели сами забирали готовую работу.

Вырученные средства Николай вкладывал в домовладение. Сделал пристройку, выкопал пруд в конце огорода, куда запустил рыбу (амур, толстолобик, карп, плотва и другие виды), посадил сад, подсыпал дорогу возле дома, чтобы можно было проехать на машине и не застрять в распутицу. При этом не забывал о детях, которых растит один (не считая уже выросших, у него на попечении сейчас четверо младших). 13-летний Андрей и 10-летний Арсений уже помогают ему полировать и шлифовать камень, 11-летняя Полина научилась готовить – ну почти уже шеф-повар. А Дарья пока маленькая – ей всего шесть лет.

На хуторах такой человек-кремень, как Николай, – обычно исключение. Что делает рядовой россиянин, оказавшись без работы в полусотне километров от ближайшего города? Вы правильно угадали – начинает прикладываться к бутылке и сетовать на судьбинушку, угостившую по головушке дубинушкой. Но Николай Ефимцов по этому пути не пошел. Своя дубинушка в судьбе была, да и сейчас жизнь далеко не райская, но мастер на этот счёт имеет собственное мнение, а именно – всё будет хорошо и завтра будет лучше, чем сегодня. Ему бы ещё спутницу жизни с такой же хваткой и характером, как у него! И куда только смотрят женщины?

 

 

А где поддержка?

 

Чтобы быстрее развиваться дальше, Николаю нужна помощь со стороны властей. Для развития бизнеса требуется малость – приобрести небольшой участок вдоль дороги, чтобы иметь возможность непосредственно показать свой товар проезжающим гостям. Обращался он с этой просьбой к руководству нескольких поселений, но везде ему отвечали, что свободной земли нет. Это тем более удивительно, ведь приходится наблюдать, как на многих заброшенных полях вовсю летом растёт амброзия, и до того дела никому нет. Ни собственника не наказывает никто, ни землю не забирают в фонд перераспределения. А вот отдать хотя бы пару соток земли человеку, которому эта земля просто необходима, почему-то нельзя. Тем более с учётом того, что Ефимцов один воспитывает детей. Вот вам и поддержка малого бизнеса на словах, а не на деле. Хотя, казалось бы, поделки мастеров не только из дерева, но и из камня должны привлекать больше людей в район, который стремится развивать туризм. Так неужели вдоль всей дороги от Мостовского до Перевалки нет ни одного свободного клочка земли? Ефимцов, если ему дадут возможность приобрести участок, может благоустроить территорию, сделать, например, музей каменных фигур на подходящем для этого участке.

Дойдёт до музея или нет, пока неясно. Но планов у Николая Ефимцова хватает. Пока он продолжает заниматься обустройством своего дома и придомового участка, надеясь на то, что удастся развить свой «каменный бизнес» до уровня, когда каждый сможет сказать, даже живущий на Урале, в Калининграде и в Сибири: «А, Ефимцов? Знаем такого, он из Мостовского района Краснодарского края. Там в уникальном месте живут уникальные люди, творящие собственными руками чудеса».

 

Никита Вагаев. Фото автора.

 

 

Опубликовано 29 июн 2020 | 1 399 просмотров

Оставить комментарий

* Обязательно к заполнению