Уроки мужества
Ветеран боевых действий Дмитрий Абрамов преподаёт историю в сельской школе и воспитывает в ребятах мужество и героизм.
У молодого человека есть боевой опыт: он вернулся со спецоперации. О том, как стал воином, педагог рассказывает ученикам и нашему корреспонденту.
Дмитрий из Усть-Лабинского района. Во время учёбы в Адыгейском госуниверситете познакомился с девушкой Дарьей из Мостовского района. Позже они поженились и стали жить в Псебае. Работу нашли в бесленеевской школе.
Дмитрий временно замещал учительницу, которая находилась в декретном отпуске. С её выходом уволился.
С того времени он трижды получал повестки для прохождения службы в армии, но каждый раз призыв откладывался. В этот раз молодой человек решил вместо срочной службы заключить контракт.
Осенью 2019 года Дмитрий попал в 34-ю горную мотострелковую бригаду в Карачаево-Черкесии. Служил пулемётчиком, охранял горные перевалы и дороги, участвовал в оцеплении, когда сотрудники ФСБ задерживали террористов. На должности старшего стрелка дослужился до ефрейтора. Зарекомендовал себя грамотным, дисциплинированным и ответственным военнослужащим.
Срок службы истекал осенью 2022 года. Командир уговорил Дмитрия остаться, и тот продлил контракт ещё на год. На Новый год ему удалось побывать дома. После праздников военнослужащих срочно отправили в горы на учения.
15 февраля у Дмитрия родилась дочь. Он написал рапорт на 10 суток отпуска. Обычно никому не отказывали, его же попросили повременить. Вскоре их опять отправили на учения. По пути им приказали сдать телефоны, взять у проводниц белое бельё, разрезать на ленточки, привязать на левую руку и правую ногу. Пояснили, что как только прибудут в район учений, сходу начнут действовать.
24 февраля солдат доставили в Керчь. По радио они узнали о начале спецоперации. Когда им выдали боеприпасы и обезболивающее средство, стало ясно, что будет боевое столкновение.
— Нас направили в сторону Херсонской и Николаевской областей, — рассказывает Дмитрий.
— Мы действовали в составе батальонов тактических групп, обеспечивали продвижение десантников. Шли за ними следом, потом действовали совместно. Противник огрызался, отходил, но кто-то заставил его задержаться. Они дали нам отпор и воспряли духом.
Ни у противника, ни у нас не было серьёзных оборонительных рубежей. Из-за спешки мы совершили ошибки. Сначала вырыли окопы около 30 сантиметров для стрельбы лёжа. Из-за этого понесли первые потери. Потом стали рыть глубже, чтобы стоять в рост. Некоторые солдаты спали в боевых машинах, противник с помощью тепловизоров их фиксировал и поражал прямой наводкой.
Обмундирование выдали новое, но тёплых вещей не хватало. От холода так трясло, что невозможно было уснуть. Вода в 19-литровых бутылях замерзала до дна. Нам выдали недельный запас сухпайков. Горячую пищу подвозила полевая кухня. Были перебои из-за проблем с логистикой. Мы быстро и достаточно далеко продвинулись.
Местное население относилось к нам по-разному. Кто-то был рад, а кто-то действовал исподтишка. Мы сначала удивлялись, откуда противник знает наши координаты и бьёт точно в цель. Потом стало ясно. В лесополосе заметили старика, который рубил дрова. Вроде бы ничего подозрительного, но уж слишком долго он там находился. Подозвали к себе, нашли у него разряженный передатчик. Вызвали сотрудников ФСБ, выяснилось, что старик передавал наши координаты.
В первые дни спецоперации Дмитрия контузило. Он был в охране. В пять часов утра в нескольких километрах от дислокации с помощью прибора ночного видения заметил БМП противника. Доложил об этом командиру. Они стояли около машины, когда первый снаряд разорвался в 20 метрах от них, второй же попал в переднюю часть автомобиля. Дмитрия откинуло, ослепило и оглушило. Командир крикнул: «К бою!». В шоке Дмитрий едва нашёл свой автомат. Столкновение было скоротечным. Наши солдаты быстро обезвредили небольшую группу противника.
В этом же сражении Дмитрий спас замкомвзвода, раненного в руку. От боли и шока тот выбежал на поле боя. Дмитрий позвал его и уступил свой окоп. Быстро вколол ему обезболивающее, наложил жгут.
После первой контузии у Дмитрия начались кровотечения из носа и правого уха, мучили головные боли. Вторую он получил, когда часть боеприпасов РСЗО (они уже тогда были кассетными) разорвалась сразу, а другая — через пару минут. Возникли проблемы с эвакуацией — медрота не справлялась. Эвакуировали через неделю. Сильно пострадало ухо и ухудшилось зрение. Прошёл лечение, уволился в запас, вернулся домой и снова пошёл работать в школу.
— Ребятам я рассказываю, что происходит на Украине и в зоне СВО, как военнослужащие борются с нацизмом. Учеников интересует быт в полевых условиях, вооружение, ведение боевых действий.
Боевой опыт Дмитрия пригодился и в мирной жизни. Он возглавил юнармейский отряд «Память». Учит школьников маршировать, оказывать первую медицинскую помощь, разбирать и собирать автомат Калашникова, делится другими тонкостям военной службы. Дети на конкретном примере видят, что герои живут рядом, а мужество, храбрость, любовь к Родине — это качества настоящего человека.
Юнармейцы под его руководством собирают гуманитарную помощь бойцам: тёплые вещи, продукты. Дети с педагогами плетут маскировочные сети, делают окопные свечи, участвуют в благотворительных ярмарках и переводят средства на счёт «Своих не бросаем».
— Важно сохранять преемственность поколений, передавать молодёжи наш опыт, — говорит педагог.
— Нынешние школьники — это будущие защитники. Они должны понимать, что несут ответственность за свою страну.
Дмитрий Абрамов награждён почётной грамотой министерства образования, науки и молодёжной политики Краснодарского края за вклад в патриотическое воспитание
школьников.
Виола Крапивина. Фото автора.
Оставить комментарий