Сегодня
19 июля
Валюта
87.74
95.76

Вдоль по улице Октябрьской

В один из нынешних тёплых и солнечных октябрьских деньков наш корреспондент прошёлся по главной улице станицы Андрюки.

 

Улица Октябрьская. Фото: Никита Вагаев

 

На краю

 

Октябрьская – это, если можно так сказать, андрюковский Бродвей. По улице ездят автобусы и маршрутки, здесь расположено сразу несколько магазинов. Наконец, это практически единственная улица, где на большей её части имеются асфальт и пешеходная дорожка. Обновили покрытие в нынешнем году. От предыдущего асфальта, который уложили в незапамятные теперь для молодого поколения советские времена, оставались в прямом смысле одни воспоминания, особенно после того, как проложили газопровод под землёй.

Тянется Октябрьская с юго-запада на северо-восток через всю станицу. У её начала расположен аэропорт. Бывший или всё же ещё действующий – сказать однозначно трудно. В советское время там летали пассажирские самолёты в Краснодар, а сейчас — только представители псебайского авиаклуба и их друзья со всей России. Вот и в этот день возле поля находились несколько семей, прилетевших на отдых из Калуги. Однако они уже собирались в обратный путь, и на наших глазах один за другим три легкомоторных самолётика взмыли в голубое небо.

«Ночной директор» аэропорта, а по-простому местный сторож с 20-летним стажем Наталья Патлай на расспросы об истории возникновения аэропорта посоветовала обратиться к Ираиде Дудниковой, много лет руководившей метеостанцией. Та, в свою очередь, немного рассказав о месте, где по сей день расположен аэропорт и ранее находилась метеостанция, перенаправила нас к последнему начальнику аэропорта Сергею Косачу. Он, мол, знает больше. К нему (а небольшой домик бывшего начальника воздушных ворот Мостовского района находился, как выяснилось, совсем недалеко), мы таким вот транзитом и отправились.

 

 

Ворота в небо

 

— Точно сейчас и не вспомнишь, когда же он возник, — рассказывает Сергей Яковлевич Косач, ныне пенсионер, которого мы отвлекли от домашних хлопот. – До 1954 года лётная полоса была на Перевалке, а затем начали грейдировать это поле (показывает в сторону аэропорта – авт.). Здесь было турецкое кладбище, везде курганы, многие до сих пор сохранились. Расчистили площадку, и стали летать грузовые и пассажирские самолёты. Первым начальником поставили Рябова. Жалко вот, что не помню, как его звали. Он был мужем моей первой школьной учительницы. В день работало несколько рейсов, в том числе и пассажирские. Летали, конечно, кукурузники. Люди утром могли отправиться в Краснодар, сделать там все дела и вернуться к вечеру домой. На самолёты в кассе очередь стояла. А как иначе, ведь билет до Краснодара стоил 5 рублей 30 копеек, а на автобус 4.80. Разница на советский полтинник, а удобство и скорость в разы больше. 36-40 минут – и ты в Краснодаре. Хорошее было время, но вышло оно. Помню, последний рейс состоялся 22 апреля 1992 года. И всё…

 

Сергей Косач четверть века проработал на андрюковском аэродроме. Фото: Никита Вагаев

 

Как выяснилось, Сергей Косач в андрюковском аэропорту, который по всем документам проходит как псебайский, проработал в общей сложности 26 лет. Сначала был диспетчером, с 1989 по 1992 год – начальником, а потом сторожил оставшуюся без применения аппаратуру. В 2002-м он её наконец сдал, и на этом все его трудовые связи с аэропортом прервались.

Настоящее и ближайшее будущее аэропорта (или просто аэродрома) находятся в тумане. Летают на нём одни, развить пытаются другие, а выкупают права на него третьи. В итоге все мечты о том, что будут сюда летать регулярные и чартерные рейсы с туристами, пока так и остаются мечтами. Только местные энтузиасты-любители и их друзья по всей стране на своих лёгких и сверхлёгких летательных аппаратах как-то пытаются оживить небо над увязшей в затянувшемся полусне воздушной гаванью.

 

 

Без шума и пыли

 

Где аэропорт, там, естественно, и метеостанция. Одно без другого существовать не может. Долгие годы она обслуживала аэропорт и давала информацию о погоде, а по возможности и прогноз окрестным колхозам. В псебайской зоне существовали артель и колхоз имени Куйбышева, но данными метеостанции по заморозкам, количеству солнечных дней, ветровому режиму и осадкам пользовалась вся округа. Возникла метеостанция также в пятидесятые годы (по другим данным – в сороковые), только сначала располагалась в частном доме и имела самые простейшие приборы: барометр, психрометр, термометры и анемометр-флюгарку с пластинкой (измеритель скорости и направления ветра), который называли попросту ветродуем. Потом уже её перенесли на территорию аэропорта, где она функционировала несколько десятилетий. И адрес аэропорта с метеостанцией был единый – Октябрьская, 2.

 

Вот такие самолёты сейчас гостят на аэродроме станицы Андрюки. Фото: Никита Вагаев

 

Первым начальником метеостанции, кстати, был Пётр Визирякин. После него сменилось много народу, а среди последних её руководителей были Любовь Коротыч и Ираида Дудникова.

— Я побывала с мужем во многих местах нашей страны, — рассказывает Любовь Михайловна Коротыч, — но вот всё равно вернулась на родину и уже больше 30 лет живу здесь. Видела, как менялись Андрюки, как хорошела улица Октябрьская. Сильно она изменилась за эти годы. Помню, раньше вместо пешеходной дорожки в сторону центра росли непролазные кусты бузины. Асфальта не было, он в девяностых только появился, его при бывшем главе Николаеве положили. Едет что-то – конь с тележкой или автомобиль, а пыль столбом! Сейчас из растительности ничего нет, ни кустов, ни деревьев – всё повырезали. Голо стало и пусто. Наверху провода, внизу газопровод, для деревьев места не остаётся. Очень не хватает зелени. Вот ещё бы и людей заставили убрать строительный мусор из-под заборов – гостевая улица как-никак.

 

 

Откуда начинались Андрюки?

 

За дальнейшими сведениями об улице Октябрьской мы отправились к бывшему главе Андрюковского сельского поселения (с 1990 по 2005 годы), а ныне местному депутату Виктору Николаеву. Он добавил несколько очень важных штрихов к истории андрюковского Бродвея.

— К метеостанции и аэропорту с севера тоже примыкало поле, — вспоминает Виктор Михайлович. – Только в девяностых чётную сторону улицы продлили, там построили частные дома. Поскольку номера все были заняты, пришлось лепить к ним буквы алфавита — 2а, 2б, 2в, 2г и так далее. Но это было не так давно. А много десятков лет назад на пересечении Октябрьской и переулка Чкалова стояла беседка, в которой, как мне рассказывали старожилы, до войны собиралась молодёжь с гармонью. Девушки отправлялись туда, словно на свидания: шли в лучших платьях, надевали новые туфли. Все веселились, люди тогда были дружнее, общительнее. Когда я приехал сюда, в 1979 году, беседки уже и след простыл.

 

Виктор Николаев, бывший глава Андрюков. Фото: Никита Вагаев

 

— А поле в центральной части станицы, по левую, нечётную сторону улицы, всегда было? – интересуюсь я.

— Да, так уж строились Андрюки. Там и скот десятилетиями пасут, и ребятня в футбол гоняет. У нынешней администрации есть планы по благоустройству территории, но про это лучше у неё спросить – точнее скажут.

— Откуда же начинались Андрюки?

— По Октябрьской, от амбулатории и дальше по улице, стояли самые старые дома, ещё тех людей, кто сюда приехал на поселение, и их детей. Например, рядом со зданием нынешней амбулатории был дом престарелых, ранее дом атамана Байды – последнего атамана Андрюков досоветских времён. Там сейчас частное подворье. Дом Байды тоже один из первых в станице. Позже дом престарелых переехал в новое кирпичное здание, а после ликвидации социального учреждения здесь разместили амбулаторию, которая раньше находилась в доме казака Круглова, кварталом дальше. Сейчас там пусто, окна заколочены, здание медленно разрушается. Но, надеюсь, своего нового хозяина или жильца дождётся…

 

 

Перемен! Требуют наши сердца!

 

Вообще говоря, своеобразная мини-площадь, пятачок, где сейчас располагаются амбулатория, магазин «Перекрёсток», закрытый ныне хозмаг, домик бывшего колхозного правления, а также прилегающие кварталы соседних улиц со зданиями администрации, Дома культуры, библиотеки, школы и парком в придачу – это и есть центр Андрюков, в котором смешались все пласты их истории. В парке проводятся редкие праздники (день станицы отмечается раз в пять лет). Возле «Перекрёстка» — место встречи бабушек на автобусной остановке. Его можно даже назвать неофициальным центром наряду с административно-культурной зоной – школой, парком, детским садом.

От Октябрьской до здания администрации – пара шагов. Мы поинтересовались у главы Андрюковского сельского поселения Елены Кожевниковой, что ожидает центральную улицу в ближайшем будущем.

— Есть у нас планы установить детскую игровую площадку на пустыре, аналогичную той, которая стоит в парке перед зданием администрации, — сказала она, — и вообще разбить здесь благоустроенный современный сквер по программе «Комфортная городская среда». Межевание уже провели, на следующий год планируем подготовить проектно-сметную документацию. В двадцатом году попробуем вступить в эту программу. А в ближайшие недели наметили прогрейдировать северную часть улицы, то есть там, где нет асфальта, обновить покрытие. По Октябрьской в этом году больше работ не предусмотрено – нынешним летом мы уже заасфальтировали пешеходную дорожку, а вот с весны будем её продлевать до амбулатории. Что касается пустующего здания напротив амбулатории, то здесь есть планы разместить что-то типа стола заказов, банкетного зала.

 

Дом казака Круглова ждёт нового хозяина. Фото: Никита Вагаев

 

Дальше дома казака Круглова по Октябрьской мы уже решили не ехать – смеркалось. Раньше улица упиралась в страусиную ферму – были планы у одного предпринимателя развивать эту территорию и практиковать что-то наподобие экотуризма, пусть даже страусы – птицы залётные для Кубани. Но, как говорится, не срослось, и то место сейчас пустует. Не будет пока в Андрюках страусов. Может, появится что-то другое, но про это и история тоже другая.
В завершение нашего рассказа об улице Октябрьской и некоторых моментах её истории стоит упомянуть тот факт, что раньше она носила другое имя – Ворошилова. Однако в конце 50-х, после попытки так называемой «антипартийной группы», в которую входил Климент Ворошилов, сместить Никиту Хрущёва с поста Первого секретаря ЦК КПСС, улицу переименовали.

 

 

Никита Вагаев. 

 

 

Опубликовано 21 окт 2018 | 2 694 просмотров

Оставить комментарий

* Обязательно к заполнению