Сегодня
15 сентября
Валюта
90.93
100.8

Жизнь, опалённая чернобыльской катастрофой

26 апреля — 34-я годовщина аварии на Чернобыльской АЭС. Последствия этой техногенной катастрофы ощущаются до сих пор. А для многих семей взрыв на Чернобыльской АЭС — это не просто авария. Трагедия!

 

 

Николай Иванович Зиновьев совершил 86 выездов на работу в зону с высокой радиацией. Он умер
в возрасте 49 лет.

 

 

Мой муж, Николай Иванович Зиновьев, в звании старшего лейтенанта, в должности командира взвода дозиметрической разведки выполнял боевые задачи с 12 июля по 15 октября 1987 года по замеру радиационной обстановки на энергоблоках №3 и №4 ЧАЭС и в зоне отчуждения.
За этот период совершил 86 выездов на работу в зону с высокой радиацией (46 — на ЧАЭС, 42 — в населённые пункты зоны отчуждения). Получил предельно допустимую дозу облучения в 25 бэр, равную 10 годам работы в особо опасных местах на предприятиях атомной отрасли.

Умер он в возрасте 49 лет от онкологического заболевания желудочно-кишечного тракта 29 мая 1997 года — через девять лет после чернобыльской аварии и через полгода после того, как члены врачебной экспертной комиссии в ноябре 1996 года установили ему вторую группу инвалидности. Они подтвердили, что все развивающиеся болезни связаны с участием больного в ликвидации последствий атомной аварии. Эта связь на полгода улучшила материальное положение семьи. Материалы для медицинской комиссии Николаю готовила участковый врач-терапевт.
За воинскую службу от командования в/ч 740049 Зиновьев был награждён двумя Почётными грамотами, и на место его работы было направлено благодарственное письмо. После смерти мужа семья получила от районной организации Союз «Чернобыль» две медали: «За верность воинской присяге» и «За Чернобыльские заслуги» I степени.

В 2003-2005 годах мне пришлось судиться с департаментом социальной защиты населения Краснодарского края из-за отказа выплачивать и индексировать льготы вдове инвалида-чернобыльца в соответствии с действующим федеральным законом. Суды я выиграла и помогла ещё выиграть их нескольким вдовам инвалидов-чернобыльцев из других районов Кубани.

 

 

***

 

Сейчас, через столько лет, трудно вспоминать времена, связанные с катастрофой на ЧАЭС, но тем не менее это необходимо. Тогда нам никто не сказал правды. Да и в настоящее время российское правительство, а по его указанию ряд медицинских и юридических должностных лиц, средства массовой информации умалчивают, всячески искажают те чернобыльские проблемы, которые не решаются в полной мере из-за отсутствия денег. Это заниженные в 5-10 раз показатели облучения людей радиацией, показатели смертности, в том числе от онкологических заболеваний. Не оказываются на должном уровне медицинская помощь, санаторно-курортное лечение, социальная помощь пострадавшим в ликвидации аварии и населению, проживающему на заражённых территориях в ряде областей западной части России и Белоруссии, и так далее.
Вот информационные сообщения через две недели после аварии от Совета Министров СССР: «В течение 10 мая 1986 года на ЧАЭС продолжаются работы по ликвидации последствий аварии… В результате принятых мер резко уменьшилось выделение радиоактивных веществ… По данным Госкомгидромета СССР, уровень радиации составляет в 60 км от АЭС — 0,33, в г. Киеве — 0,32 мкрен/час, что совершенно безопасно для здоровья людей (справка: предельная доза облучения радиацией в зависимости от мест проживания от естественного фона местности — 37-54 мкрен/час).

 

 

***

 

В Мостовском районе за 33 с половиной года с момента аварии умерло 93 ликвидатора. Средний возраст умерших — 54 года. Больше половины из них скончались от онкологических заболеваний (данные по диагнозам умерших).

Вот другой печальный факт об информировании своих граждан о произошедшей в стране атомной аварии, крупнейшей в мире.

В середине 80-х годов прошлого столетия я работала в Мостовском районном комитете КПСС третьим секретарём по идеологическим вопросам и непосредственно отвечала за качество народного образования и культуры. В начале апреля 1986 года мне было поручено сопровождать лучших тружеников села района в их бесплатной туристической поездке в Румынию и Болгарию. В группу из 30 человек вошли победители районных соревнований по итогам работы за 1985 год: доярки, скотники, чабаны, свинарки, механизаторы, работники культуры и других профессий. Выехали мы 29 апреля 1986 года из посёлка Мостовского поездом и рано утром в праздничный день 2 мая прибыли в Москву. Поезд на Бухарест выходил поздно вечером. Во время следования в Москву выяснилось, что у одной женщины из тургруппы отсутствовала печать Министерства иностранных дел страны, разрешающая гражданину выезжать за границу. Я с этой туристкой целый день затратила на постановку в документе печати МИДа. Группа это время провела в ознакомительной поездке по Москве. Ночью 3 мая на подъезде к Киеву проводники заставили нас закрыть все окна и двери, зашторить занавески, не объяснив причину такого странного приказа. В Бухарест прибыли утром 4 мая.

Мы были удивлены, увидев, как все улицы, машины, дома мыли водой из шлангов. Наш гид рассказал об аварии на Чернобыльской АЭС, произошедшей в стране ночью 26 апреля. Об этой аварии мы не слышали девять дней, когда были ещё на Кубани во время следования в Москву и в Бухарест и когда ходили 2 мая по Москве. Не было никакой информации ни по радио, ни на вокзалах при длительных остановках. Мы ехали накануне Дня Победы. В Бухаресте нас предупредили о возможных провокациях против граждан СССР, так как радиоактивное облако двигалось на Европу и на страны Балканского полуострова. Румыны и болгары встречали нас гостеприимно и дружелюбно. Праздник Победы не был омрачён. Да, тогда мы полностью не осознавали последствия трагедии. Это произошло потом, когда наших мужей стали призывать на ликвидацию последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Мы все надеялись, что пронесёт, но не пронесло.

В течение трёх месяцев мой Николай был на ЧАЭС. Вместе с ним в динском полку гражданской обороны служили восемь мостовчан. После их возвращения они мало что рассказывали о чернобыльских работах. Все давали подписку о неразглашении государственной тайны под грифом «секретно».

Через три-четыре года у однополчан стали появляться проблемы со здоровьем: слабость, головные боли, головокружение, потеря голоса, кровотечения из носа и другие недомогания. Стало понятно, что они получили дозу радиации значительно большую, чем указано в военном билете. Страшно было осознавать, что гибель мужа неизбежна. Николай знал и понимал, что дни его сочтены. Умирал в сознании, даже давал напутствие своим детям и мне. Большое спасибо работникам предприятия «Заполярье», где трудился муж, за оказанную помощь моей семье после его смерти. Из восьми ликвидаторов атомной аварии из посёлка Мостовского, служивших вместе с Николаем, умерло шесть человек.

При жизни мужа и в течение нескольких лет после его смерти наша семья не знала, что с октября 1993 года в районе организована и действует общественная организация Союз «Чернобыль». Вступление в неё добровольное, на основании поданного заявления. В организации было много вдов чернобыльцев. Я подала заявление и стала участвовать в её работе.

 

 

***

 

Ежегодно мы отмечаем 26 апреля как День памяти чернобыльцев. В честь преждевременно ушедших из жизни ликвидаторов читаем поимённо заупокойную молитву, показываем на кино-экране фотографии умерших, слушаем траурную музыку и печальные песни на сцене Дома культуры, возлагаем к памятнику участникам техногенных аварий Мостовского района цветы и венки. Их несут здравствующие ликвидаторы, вдовы, родные умерших. После этого мероприятия все собираемся на памятный обед. Спасибо администрации района, работникам Дома культуры, правлению организации Союз «Чернобыль» за эту память.

 

Л. В. Зиновьева, учитель истории, бывший директор школы №1.

 

 

P. S.

 

Эта глава (напечатана в сокращении)взята из рукописи книги «Чернобыльская катастрофа. Малоизвестные факты». Авторы: Е. Н. Лойко, В. А. Стулов. В книге опубликованы списки чернобыльцев, награждённых правительственными наградами, история создания районной организации Союз «Чернобыль» и строительства памятника. Проанализирован средний возраст 54 года продолжительности жизни 99 ликвидаторов техногенных аварий в Мостовском районе.
Её авторы рассказали о трудностях войны с невидимым врагом – радиацией, дали оценку деятельности первых организаторов и руководителей чернобыльских работ, привели малоизвестные факты, связанные с катастрофой.

 

 

Опубликовано 26 апр 2020 | 1 872 просмотров

Оставить комментарий

* Обязательно к заполнению