Заинтересовать своим делом и повести за собой
Преподаватель Мостовской школы искусств Марина Совкова возрождает русское народное творчество. Почти полсотни воспитанников она научила игре на домре.
Судьба домры
На Кубань Марина Сергеевна переехала из Тверской области. Там, недалеко от их города, находился дом-музей выдающегося музыканта Василия Андреева, который в своё время занимался воссозданием старинных русских инструментов.
— Именно он возродил домру, — рассказывает Марина Совкова. — Ни у одного инструмента нет такой трагической судьбы. Домра была известна давно. На ней играли скоморохи и пели глумливые песни о царе. В 1648 году по указу царя домры начали отбирать и сжигать. Только в конце XIX века в Вятской губернии Василий Андреев обнаружил непонятный струнный инструмент. Сравнив найденный образец со старинными картинками, предположил, что перед ним та самая домра. С его лёгкой руки мастерами был воссоздан этот инструмент.
Об этом Марина узнала ещё в детстве, посещая музеи и фестивали, посвящённые творчеству Андреева. Так незаметно для себя девочка увлеклась домрой и окончила музыкальную школу. Но определиться с профессией оказалось непросто.
Марина часто навещала бабушку, которая работала учителем начальных классов, и сама мечтала стать педагогом. Собирала детей во дворе и занималась с ними. А ещё вместе с сестрой устраивала концерты для близких: играла на домре, читала стихи, пробовала себя в роли ведущей.
В старших классах ей пришла в голову отличная мысль: почему бы не совместить все увлечения? И девушке это удалось. Она поступила в музыкальное училище, а после его окончания могла преподавать и выступать. К сожалению, на работу в школу искусств её не взяли — не было свободных мест. Тогда Марина пошла методистом в культурно — досуговый центр и стала проводить для детей различные мероприятия.
Первые ученики
Позже Марина переехала в Мостовской. Наконец-то у неё появилась возможность учить детей игре на домре в школе искусств. Но желающих сразу не оказалось. Пришлось самой брать в руки инструмент и идти по школам и детским садам. Там она рассказывала ребятам о домре и играла на ней. Всех, кто заинтересовался, брала без отбора. Сначала мальчишкам и девчонкам было сложно. Ведь это тяжёлый инструмент. Натяжение струн у него больше, чем у балалайки и скрипки. Воспитанники натирали мозоли, плакали. Некоторые не выдерживали и бросали.
Через пару лет юным музыкантам уже захотелось выступать, но опыта ещё не было. Тогда Марина Совкова подготовила номер, где играла с двумя ученицами. Со временем к ним присоединились и другие ребята. Так появился ансамбль.
— Назвали мы его русским словом «Забава», — говорит педагог. — На занятиях я постоянно знакомлю учеников с культурой и традициями русского народа. Радует, что дети желают возрождать родную культуру и не стесняются выглядеть несовременными. Они охотно показывают свои таланты одноклассникам и рассказывают о домре.
Возможно, поэтому с каждым годом всё больше мальчишек и девчонок хотят научиться играть на этом инструменте.
Таланты и возможности
В своё время из-за большого количества учеников пришлось разделить ансамбль. В «Забаве» остались старшеклассники, а в «Забавушку» вошли начинающие домристы.
— Занимается ансамбль в небольшом кабинете. Другого помещения для нас нет, — делится Марина Сергеевна. — Школу искусств посещают 645 детей, из них 90% приходят на занятия во вторую смену. Раньше половины третьего ученики прийти к нам не могут, а к 20 часам уроки должны закончиться. Школа работает семь дней в неделю, задействованы все возможные помещения, но кабинетов всё равно не хватает. И, несмотря на это, юные артисты всегда украшают своими выступлениями районные праздники.
— А почему домристов нечасто можно видеть на больших мероприятиях?
— Наверное, потому, что из-за нас всегда много технической суеты. Для ансамбля нужно вынести стулья, поставить микрофоны. После выступления всё это необходимо убрать. Зато мы часто выступаем на концертах школы искусств и успешно участвуем в зональных, краевых и межрегиональных конкурсах.
Строгое жюри всегда хвалит мостовских домристов, но делает замечания по поводу старых инструментов, которые искажают звук. Домры действительно уже отслужили свой срок. Некоторые дети занимаются на них в школе и дома, потому что родители не могут купить инструмент. Радует то, что в ближайшее время эта ситуация должна измениться в лучшую сторону. По нацпроекту школе искусств выделили средства на два инструмента. Конечно же, это не решит всей проблемы, но ансамбль будет звучать лучше.
В любом случае слушать игру ребят — одно наслаждение. Видно, что дети сами получают удовольствие от исполняемых произведений. Даже если в будущем они не станут музыкантами, то любовь к искусству останется у них надолго.
Выпускники Марины Совковой нашли для себя различные профессии. Педагог гордится своей ученицей Елизаветой Аксёновой. Окончив ростовский колледж искусств, Елизавета учится в консерватории и играет в оркестре русских народных инструментов «Дон».
В напряжённом ритме
В ансамбле педагогов «Три-звучие» Марина Сергеевна играет на домре, Мария Черкасова – на балалайке, а Лидьяна Машукова аккомпанирует им на фортепиано. Сейчас они репетируют номер к 75-летию Победы. В попурри на тему военных лет хотят добавить джазовые элементы. Ещё идёт подготовка к краевому конкурсу «Брависсимо». На суд жюри планируется представить два произведения: музыку из кинофильма «Доктор Живаго» и «Испанский танец» Василия Андреева.
В напряжённом ритме работы Марина Совкова окончила институт культуры и вот уже три года профессионально справляется с обязанностями заместителя директора.
— Не мешает ли бумажная волокита творчеству?
— У меня всегда было много такой работы. Через год, как я пришла в школу искусств, меня назначили заведующей отделением народных инструментов. В этой должности трудилась 12 лет. Потом была заведующей отделением раннего эстетического развития. Поэтому мне не привыкать вести документацию. Я планирую свой день так, чтобы больше времени проводить с учениками, а с бумагами разбираюсь по вечерам. Для меня главное — это дети. С ними я занимаюсь любимым делом.
Виола Крапивина. Фото автора.
Оставить комментарий