Всегда понимала свою ответственность перед людьми
Мостовчанка Людмила Николаевна Степанова, посвятившая медицине половину века, отмечает юбилей
Часто в жизни человека бывает, что какой-то определённый момент, случай или происшествие оказывают решающую роль на выбор жизненного пути. Не думала не гадала школьница Люда, что обыкновенная прививка от туляремии определит её дальнейшую судьбу и то, кем она станет.
В пятидесятых годах в казахстанском Акмолинске, где жила Люда (город на протяжении шестидесяти с небольшим лет менял название четыре раза, сейчас называется Нур-Султан и является столицей страны), разразилась эпидемия туляремии. Туляремия переносится грызунами, клещами, возбудитель может передаваться с продуктами. В те годы как раз начиналось освоение целинных земель, целинники жили в спартанских, полевых условиях и легко заражались инфекцией. Акмолинску партийная верхушка СССР уготовила судьбу столицы целины, по какой причине, собственно, он и стал называться с 1961 года Целиноградом. Там было очень много приезжих, тех, кто работал в колхозах и совхозах на полях, поэтому эпидемия затронула и город. Людей стали прививать живой вакциной. 10-летней Люде не повезло – медсестра сделала что-то не так, и прививка не пошла на пользу, а привела к развитию явных симптомов болезни. Девочке даже пришлось пропустить год учёбы в школе, но этот год и предопределил выбор профессии. Люда заинтересовалась медициной, решила стать врачом и после окончания школы с медалью, сдав на отлично профильный предмет, по результатам единственного экзамена сразу поступила на лечебный факультет только что открывшегося Целиноградского государственного медицинского института. Шесть лет учёбы были не только лучшим временем в жизни, как считают практически все, кто когда-либо был студентом, но и вместили в себя знакомство с будущим мужем Алексеем Степановым, поставившим перед собой цель стать хирургом.
В молодом вузе собрались преподаватели, многие из которых имели опыт лечения солдат в госпиталях во время Великой Отечественной войны, в том числе и в полевых условиях. Имея большой практический опыт, они старались передать студентам не только теоретические знания, но и практические навыки, необходимые для будущих врачей. Атмосфера энтузиазма, открытости, перспектив нахождения новых форм лечения людей стимулировала студентов обучаться у старших всему, что только возможно было перенять по профессии. Ленивых было мало, и на факультете они надолго не задерживались. Студенты постигали науку лечения три сезона в году, а в летний период высаживались трудовым десантом на целине, участвовали в полевых работах.
Шесть лет учёбы пролетели быстро, а на седьмой Людмиле предстояло пройти интернатуру. Для этого пришлось отправиться в Кокчетав (сейчас – Кокшетау). Учёба совмещалась с практикой в областном роддоме, так как для себя Людмила среди всех медицинских направлений выбрала специальность акушера-гинеколога. После окончания интернатуры молодому специалисту предстояло отработать по распределению три года в селе Ленинградском. Это было начало семидесятых, село только строилось – проложили центральную улицу, на которой возвели дома, а от неё уже Ленинградское стало разрастаться в разные стороны, благо свободной земли вокруг было предостаточно – целина же! Свободные угодья позволяли жителям, практически все из которых были переселенцами с самых разных уголков СССР (но основа – из Ленинграда, что и отразилось в названии населённого пункта), заниматься, помимо совхозных дел и личного огорода, ещё и животноводством, поэтому в Ленинградском в изобилии разводили овец и баранов – для этих животных степи были лучшей средой обитания.
В больнице села Ленинградского весь врачебный персонал был очень молодой — самому старшему, работающему с рентгеновской установкой, было 34, главному врачу – 32. А стан медсестёр возглавляла известная на весь мир Мария Петровна Смирнова (Кухарская) – одна из четырёх советских медсестёр, награждённых медалью имени Флоренс Найтингейл. Это награда Международного комитета Красного Креста, которая присуждается медицинским сёстрам и братьям за исключительную преданность своему делу и храбрость при оказании помощи раненым и больным как в военное, так и в мирное время. Мария Петровна во время Великой Отечественной войны ещё до октября 1942 года вынесла с поля боя, предварительно оказав первую медицинскую помощь, 421 раненого, из которых 307 имели тяжёлые ранения.
Прошедшая огонь и воду, сама имевшая четыре боевых ранения, Кухарская не давала спуску не только своим подчинённым, но и молодым врачам, и те боялись её как огня, хотя, казалось бы, по должности были выше.
Три года в сельской больнице, которые Людмила Николаевна отработала вместе с мужем Алексеем Фёдоровичем в Ленинградском, пролетели быстро. У мужа было много родственников в Сухуми – родители, братья, сестра. Когда умер отец Алексея Фёдоровича, Степановы поехали в отпуск в приморский город. Родственники уговорили молодую семью остаться. Однако закрепиться там не удалось – не всё понравилось на новом месте, и в итоге, когда мужу предложили на выбор два варианта работы – в городе Крымске и в посёлке Мостовском, было решено переехать. Мостовская ЦРБ оказалась проворнее в борьбе за перспективного хирурга, главный врач предложил приехать и посмотреть всё на месте. Алексей Фёдорович отправился на разведку. Место ему понравилось – и природа, и предложенные условия. Было решено держать курс на Мостовской. Шёл 1980-й год. И, как показало время, семья Степановых обрела новую малую родину именно здесь.
Алексей Фёдорович стал работать хирургом, затем стал начмедом, после – заведующим хирургическим отделением. Людмила Николаевна некоторое время работала гинекологом, но по состоянию здоровья ей пришлось оставить прямые врачебные обязанности, но с повышением: её перевели на должность заместителя главного врача по экспертизе качества медицинской помощи. На этой должности она отработала около тринадцати лет.
Постоянно приходилось взаимодействовать с врачебно-трудовой экспертной комиссией (ВТЭК, ныне МСЭ – медико-социальная экспертиза) или непосредственно участвовать в её работе, фиксировать в базе данных больничные листы пациентам, лежащим в стационаре или находящимся на амбулаторном лечении. Нервов тратить приходилось немало. Как-то явился мужичок с требованием оформить дополнительные льготы как инвалиду и ветерану Великой Отечественной. Был очень напорист, громок, буквально давил. А реальных документов, подтверждающих право на эти льготы, не представил. Была только замусоленная справка времён войны, написанная чернилами, что он находился на западе Украины. Людмиле Николаевне и другим членам комиссии всё это показалось подозрительным. Был направлен запрос в военный архив, и выяснилось, что ветеран войны вовсе и не ветеран, а полицай, служивший фашистам во время оккупации. Поэтому никаких льгот ему, естественно, не полагалось. Оказалось, что всю эту историю затеял его внук, уговоривший деда получить через комиссию автомобиль, положенный участникам Великой Отечественной войны. В результате оба остались с носом, более того, лже-ветеран потерял и имеющиеся льготы.
В 1993 году, когда в образовавшейся России создавали фонд медицинского страхования, Людмила Николаевна перешла работать в медстрах по своему профилю – экспертиза и качество медицинской помощи. Здесь Степанова трудилась 18 лет, до 2011 года, при этом какое-то время по совместительству работала и в больнице. После ухода из медицинского страхования Людмила Николаевна на три года полностью сосредоточилась на работе в Мостовской ЦРБ, где была врачом-диетологом, а в 2014 году ушла на пенсию. Но и после этого периодически подменяла врачей, уходящих в отпуск, то есть не спешила окончательно расставаться с любимым делом. В итоге с учётом времени учёбы в вузе Людмила Николаевна Степанова отдала медицине около полувека своей жизни!
И на пенсии она вела активный образ жизни. Вошла в образовавшийся в посёлке Мостовском клуб по интересам «Галатея», основным направлением деятельности которого был туризм. В клубе большинство представляли медики, но были и учителя, и представители других профессий.
Ездили по достопримечательностям Адыгеи, побывали в знаменитом Свято-Михайловском монастыре, в Большой Азишской пещере, исходили все окрестности Никитино, поднимались к дольменам в Баговской и Баракаевской. Потом группа постепенно распалась, да и здоровье уже не позволяло ходить по горам.
Людмила Николаевна гордится своей семьёй, в которой муж и да сына выбрали хирургию. Алексей Фёдорович Степанов был одним из лучших хирургов юга России, старший сын Фёдор возглавлял Мостовскую ЦРБ. А сейчас бразды правления районной больницей переданы младшему сыну Константину. Династию медиков, возможно, продолжит одна из внучек Людмилы Николаевны, завершающая обучение в Лабинском медицинском колледже и планирующая поступать в Кубанский государственный медуниверситет.
Все жители Мостовского района очень хорошо знают уважаемую медицинскую семью Степановых. А поскольку на днях Людмила Николаевна отметит свой юбилей, обязательно присоединятся к поздравлениям в её адрес.
Оставить комментарий