Сегодня
3 ноября
Валюта
97.44
105.84

Уйти нельзя остаться

Где поставить девятиклассникам запятую и что выбрать: десятый класс или колледж?

 

Почему после сдачи ОГЭ в десятый класс идут учиться меньше половины, какие профессии выбирают бывшие школьники и как в этом им помогает профориентация –

в интервью с исполняющей обязанности начальника районного управления образования Рузаной Осадчей.

 

— Насколько «проблема десятого класса» актуальна для Мостовского района? Чем это вызвано?

— Нельзя сказать, что выпускники основной школы не хотят учиться дальше, просто сейчас дети уже в девятом классе более осознанно и самостоятельно подходят к выбору будущей профессии.

Одна часть выпускников школ Мостовского района, большая, решает получить среднее профессиональное образование, другая, меньшая, идёт в 10-11-е классы. Эта тенденция подтверждается цифрами. В 2023 году ОГЭ сдавали 711 человек, в десятый класс пришли 283 ребёнка, то есть 40 %. В 2022 году ОГЭ сдавали 707 человек, в десятом классе продолжили обучение 263 ученика. Это 37 %.

Определённую роль в выборе учащихся играет и боязнь более сложного, чем ОГЭ в девятом классе, единого госэкзамена. Для некоторых решающим становится выбор учебного заведения неподалёку от места проживания, куда можно пойти после основной школы. Ближайшие вузы расположены в Майкопе и в Армавире, а вот техникумы и профессиональные училища, колледжи есть в Мостовском районе и в соседних.

 

— Какие профессии с учётом этих факторов могут получить и в основном выбирают наши школьники, окончившие девять классов? Чем они объясняют свой выбор?

— В течение последних лет более 50 % выпускников девятых классов нашего района расстаются со школой, отдавая предпочтение профессиональным учебным заведениям. Так сложилось, что, выбирая профессии в сферах IT-технологий, медицины, правоохранительной и технической деятельности, большинство ребят поступают в Лабинский аграрный техникум, Лабинское медицинское училище, Анапский индустриальный техникум. Выбор учебного заведения выпускники объясняют тем, что профессии, которые там получают, сейчас востребованы, да и после окончания учебного заведения есть возможность найти рабочее место в своём посёлке, в районе, в крае, внести посильный вклад в их развитие.

 

— В школах на регулярной основе проводится тестирование для определения склонностей учащегося к выбору той или иной профессии. Что показывает практика? Совпадают ли результаты тестирования с реальным выбором профессии и насколько?

— Да, уже не первый год в общеобразовательных организациях ведётся курс внеурочной деятельности «Билет в будущее». Он предназначен для формирования у школьников готовности к профессиональному самоопределению, ознакомления их с миром профессий, федеральным и региональным рынками труда.

Ребята проходят тестирование, которое помогает определить склонности к той или иной профессии. Как показывает практика, результаты тестирования у 93 % выпускников школы совпадают с выбором профессии.

 

— В каких случаях школьник может получить целевое направление на обучение в вузе Краснодарского края (и не только края)? Есть ли перспектива у этого пути получения высшего образования?

— Федеральный закон об образовании предусматривает такую возможность. Договоры могут заключаться органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.

Целевое обучение позволяет заключить договор с работодателем ещё до поступления в вуз или уже в процессе учёбы. Работодатель гарантирует студенту трудоустройство, платит стипендию или поощряет его как-то иначе, например, оплачивает расходы на транспорт или общежитие. А студент осваивает ту образовательную программу, которая указана в договоре между ним и организацией, и обязуется минимум три года трудиться у этого работодателя.

Например, выпускник одиннадцатого класса решает стать педагогом. Он обращается в районное управление образования, где хочет работать, и просит рассмотреть его кандидатуру. Естественно, у него ещё нет профильного образования. Выпускник заключает договор со школой, где будет указано, что он выучится на педагога, а школа после выпуска трудоустроит его к себе минимум на три года.

Во время обучения студент получает стипендию 2 000 рублей в месяц. По окончании третьего курса он уже может преподавать. А после выхода на работу ему три года доплачивают как молодому специалисту прибавку к заработной плате — 4 000 рублей в месяц.

Кстати, педагоги нам очень нужны. В системе образования Мостовского района требуются учителя разных предметов: математики, русского языка и литературы, химии, физики, английского языка, информатики и информационно-компьютерных технологий, учителя-логопеды, педагоги-психологи, учителя-дефектологи, учителя начальных классов. Потому этот целевой вариант обучения и последующего трудоустройства достаточно распространён и в ближайшем будущем может стать актуальнее.

 

— Как ведётся профориентационная работа в Мостовском районе во время самого процесса обучения? Посещают ли дети предприятия, чтобы лично ознакомиться с особенностями той или иной профессии?

— В 2023-2024 учебном году все школы района организовали работу различных профильных классов и групп, в части из них – более чем по одному направлению. В первой, шестой и 22-й школах имеются профили естественнонаучной направленности. Социально-экономические профили открыты в первой, второй, 20-й и 30-й школах, психолого-педагогические – в гимназии № 4, в седьмой школе и в СОШ № 14. Социально-педагогические направленности организованы во второй, четвёртой, пятой, шестой школах, а также в СОШ № 14 и № 22. Седьмая школа выбрала ещё и информационно – технологический уклон, унароковская школа № 16 специализируется на агротехнологиях, в 30-й развито гуманитарное направление. В школах № 29 и № 20 уделяют повышенное внимание экономике и математике. Помимо всего этого, универсальные профили имеются в школах №№ 1, 3, 7, 9, 10, 11, 13, 14, 17, 18, 19, 28, 30.

Другие формы профориентационной работы — это участие в днях открытых дверей, в онлайн-мероприятиях, вебинарах по среднему профессиональному образованию, а также проведение открытых уроков и другие формы работы. Так, в 2022-2023 учебном году по проекту «Билет в будущее» 150 учеников посетили Вознесенский техникум пищевых производств, краснодарский парк «Россия – моя история», Лабинский социальный технологический техникум. 250 учеников девятых и десятых классов приняли участие в региональной ярмарке вакансий, где перед детьми выступали сотрудники Армавирского педагогического и Адыгейского университетов, Адыгейского педколледжа, представители ООО «КНАУФ ГИПС КУБАНЬ» посёлка Псебай, псебайских швейных предприятий. В Мостовском районе школьники и их родители побывали на днях открытых дверей, которые проводили различные кубанские вузы и техникумы. Выпускники девятых и одиннадцатых классов посещают организации районного здравоохранения, где для них медики проводят экскурсии и знакомят со своей работой.

В эти дни организуется знакомство учеников с предприятиями Мостовского района санаторно- курортной отрасли и агропромышленной сферы.

 

— Что, по вашему мнению, лучше: окончить девять классов, приобрести профессию и уже с опытом работы получить по профилю высшее образование или окончить 11 классов, поступить в вуз и после устраиваться на работу по специальности?

— Тут вряд ли можно сказать однозначно. Есть примеры того, когда люди уверенно выстраивают свой жизненный путь, окончив только девять классов, или успешно строят карьеру, поступив в вуз после 11 лет школьной учёбы. Многое зависит от заинтересованности человека в выбранной профессии и его желании развиваться. Всё индивидуально.

 

— Какой способ выбрали для себя вы?

— 11 классов и поступление в вуз. Я выбрала педагогическое направление, так как рядом были учителя, которые послужили для меня достойным примером. Другие варианты не рассматривала, поступила по результатам ЕГЭ в Адыгейский госуниверситет.

 

— Раньше, выходя из стен школы, выпускники получали в дополнение к аттестату удостоверения водителя, швеи, парикмахера и другие. Реально ли возобновить эту практику?

— В этом году с 1 сентября вводятся изменения в формат школьного трудового обучения. Большое внимание будет уделяться тому, чтобы дать ребёнку ещё что-то, кроме документа об образовании. Думаю, что к этой практике мы вернёмся, но не в массовом порядке.

 

— Что вы считаете самым важным в проводимой профориентационной работе, помимо правильного выбора профессии?

— Хотелось бы, чтобы в районе оставалось больше детей, чтобы они рассматривали для себя специальности, востребованные в Мостовском районе. А это санаторно-курортное направление, педагогика, медицина, аграрный сектор и некоторые другие направления. С этим условием выстраиваем приоритеты нашей профориентационной работы, планируем выезды на предприятия и встречи. Не только Москва и другие крупные города должны привлекать нашу молодёжь, но и малая родина. Найти себя в полной мере можно и там, где родился и вырос.

Никита Вагаев. Фото автора.

 

 

 

Опубликовано 15 фев | 75 просмотров

Оставить комментарий

* Обязательно к заполнению