Сегодня
2 мая
Валюта
92.01
98.72

У закрытых дверей храма

Шесть лет назад баракаевский клуб вновь стал храмом, но замок на его двери говорит о том, что службы там проходят редко

 

 

 

Об истории возникновения храма почти нет сведений. Известно лишь, что его возвели предположительно в 1864 году. С тех пор ему довелось пережить радостные дни богослужений и претерпеть немало бед.

 

 

 

Как сквозь землю

 

Старейшая жительница Баракаевской Анна Васильевна Рыбалко рассказала, что во время коллективизации храм закрыли, но иконы не тронули. Колхоз использовал помещение под склад. Женщины там чистили зерно. Маленькая тогда Аннушка с подругами пыталась заглянуть внутрь, чтобы разглядеть красивые иконы.

Позже ей не раз удавалось туда попасть. В школе певчий из храма по фамилии Мандрыка учил их петь. Занятия он проводил в храме, правда, дети исполняли там советские песни.

В 1942 году в Баракаевской появились фашисты. Именно в это тяжёлое время возобновилась духовная жизнь в станице. Двери в церковь открыли. Старушки навели там порядок, нашёлся батюшка, и начались богослужения.

В то время в центре Баракаевской был большой клуб. В нём фашисты устроили конюшню, а когда сбежали, то спалили его.

— В какие годы вновь закрыли храм? — спрашиваю я.

— В начале пятидесятых годов, — отвечает Анна Васильевна.

— Батюшку вроде посадили, тогда со всеми священнослужителями так поступали. Потом приехали откуда-то мужики разбирать церковь. Сначала хотели полностью её уничтожить, но что-то их остановило. Храм был очень красивым, с куполами, колокольней и тремя крестами наверху.

Рассказывали, что два креста сняли быстро, а третий, самый верхний, долго не поддавался. Когда же его всё-таки удалось раскачать, то он со всей силы рухнул вниз и ушёл в землю. Люди перепахали это место тракторами, но так и не нашли его. Ходила молва, будто крест провалился сквозь землю. Верующие разобрали иконы по домам, а в храме стали крутить кино и отмечать праздники.

 

 

 

 

 

Молчаливый памятник

 

Ещё одну историю рассказал нынешний настоятель губского и баракаевского храмов отец Владимир. Будто во время очередного закрытия церкви, когда люди описывали имущество, за ними наблюдал местный милиционер. Ему привиделась большая фигура со скорбным видом, очень похожая на Богоматерь с икон. После этого милиционер подал рапорт об увольнении и подался в колхоз. Другие свидетели из исполкома говорили, что слышали в храме плач женщины.

— Из местных архивов мне известно, что Крестовоздвиженский храм построили на личные сбережения генерала-полковника, -рассказывает отец Владимир.

— По всей вероятности, он строился в одно и то же время, что и бывший храм в Губской. Внешне они были похожи, имели традиционную архитектуру. Для этих деревянных построек использовалась лиственница. В баракаевском храме сейчас можно увидеть гвозди с квадратными шляпками ещё дореволюционного кузнечного производства. Приход строился прочно, но за более чем полтора столетия он изрядно обветшал.

В 2016 году здание вновь стало использоваться по назначению. Отец Владимир вспоминает, что зайти туда было невозможно из-за едкого запаха аммиака. Скопившийся под крышей помёт голубей и летучих мышей пришлось долго выгребать, а затем проветривать помещение. Кроме того вынесли много мусора, отремонтировали местами провалившийся пол.

Алтарь в храме был поднят более чем на метровую высоту — в клубе он служил сценой. Но опускать его до прежнего уровня не стали, не было на это ни средств, ни сил, лишь установили иконостас. Неравнодушные люди из Москвы передали храму фотографические иконы хорошего качества, а в мостовском мебельном цеху их оформили. Несколько изображений святых переехало туда из губского прихода.

 

 

 

 

— Службу я провожу здесь 27 сентября, на престольный праздник Воздвижения Креста Господня, и летом, — говорит отец Владимир.

— В остальное время там очень холодно, и даже не от того, что нет отопления, хотя печи, скорее всего, раньше были. Просто северная сторона здания практически сгнила. Был нарушен дренаж, и вода со склона шла под стену. Когда я отодвинул обшивку, то увидел, что брёвен внизу нет, а верхние — только сохранили форму. Они протыкаются насквозь. Протопить такое помещение невозможно.

Но больше всего огорчает батюшку то, что ему не удаётся возродить в Баракаевской интерес к духовной жизни. По его словам, храм стоит, как молчаливый памятник. Местные жители и гости станицы проходят мимо. На службы отец Владимир привозит прихожан губской церкви.

 

 

 

Мир перевернулся

 

Маргарита Михайловна Чернухина раньше была тесно связана с местным клубом. В юности вместе с подругами она ходила туда на танцы. В советское время никто из молодёжи не задумывался о том, что нельзя плясать и шуметь в Божьем доме, ведь с детства всех воспитывали атеистами.

В клубе была только одна должность — заведующий, но никто там особо не задерживался. Самой Маргарите Михайловне тоже довелось поработать в клубе.

— С годами я стала ближе к Богу, — рассказывает она.

— И когда приходила туда в вечернее время, чтобы проводить дискотеки, то меня не покидало чувство вины, будто делаю что-то недоброе. Хотела уйти, но другой работы не было. Так сложились обстоятельства, что одновременно клуб передали церкви, а мне предложили возглавить библиотеку. Я, конечно же, согласилась. Тогда, на престольный праздник, устроили большое торжество и, казалось, что вдохнули жизнь в храм. Но службы то были, то нет. Старушки просили проводить их почаще, а теперь у них нет сил ходить в приход. Люди среднего возраста говорят, что приходили бы свечку поставить, но дверь на замке.

Присматривает за храмом станичник Василий Кириллович Назаренко. Раньше у него брали ключ педагоги, чтобы проводить экскурсии для учеников. Теперь и у них есть ключ. Мы отправились в храм вместе с заместителем директора школы по воспитательной работе Еленой Радченко.

Церковь находится на возвышении, напротив школы. Снаружи выглядит печально: осыпалась побелка, ступени разрушились, фундамент потрескался. Да и внутри картина не радостная. Как только переступаешь порог, окутывает холод, полы стёрлись от времени, убранство очень скромное.

— В 70-е годы здесь октябрили детей, — рассказывает Елена Николаевна.

— Так новорожденного посвящали делу Октябрьской революции. Традиционный символ крещения — крест, заменили на красную звезду. На Новый год в сельском клубе собиралась вся станица, яблоку негде было упасть. Ребёнком я с родителями ходила сюда на праздники и в кино.

Одевались мы тепло, чтобы во время сеанса не замёрзнуть. А на дискотеках молодёжь плясала так, что не чувствовала холода.

В клубе стояли теннисный и бильярдный столы. Станичники здесь отдыхали. К слову, линейки и выпускные вечера мы тоже устраивали в клубе-храме. В школе ведь нет зала. С тех пор, как не стало клуба, проводим мероприятия в классе, когда тепло — на улице.

 

 

— А с храмом сотрудничаете?

 

— Пока нет. Было время, когда там служил отец Дмитрий. Он часто приходил в школу, встречался с детьми и педагогами. Мы помогали ему: печатали объявления о проведении служб. Кстати, если бы станичники знали точно, в какой день и во сколько будут проводить службы, то они и сейчас приходили бы в храм.

Елена Радченко считает, что духовное воспитание должно начинаться с детства. Сейчас школьников с основами православной культуры знакомят педагоги, чтобы дети знали, кто изображён на иконах, как вести себя в церкви, какие таинства существуют. Хотелось бы верить, что подрастающее поколение проложит свою дорогу к Богу.

Комментирует благочинный мостовского округа, настоятель храма Свято-Рождества
Богородицы Виталий Трункин:

— В 2016 году решением Совета Губского поселения здание храма передали РПЦ. Нужно было заплатить госпошлину 44 тысячи рублей за регистрацию права собственности на участок и строение. Только осенью 2021 года удалось найти спонсоров — это предприниматели из Губской.

Они выделили необходимые средства, и в декабре прошлого года приход официально стал принадлежать Русской Православной Церкви.

С отцом Владимиром мы постараемся наладить службу так, чтобы он больше времени мог уделять храму в Баракаевской и заранее оповещал прихожан о проведении богослужений.

Виола Крапивина. Фото автора

 

Опубликовано 1 апр 2022 | 316 просмотров

Оставить комментарий

* Обязательно к заполнению