У меня ВИК. Погладь меня!
История кота, у которого обнаружили вирус иммунодефицита. Как оказалось, это заболевание – не приговор для питомца
При должном уходе такие коты долго живут и ничем не опасны для своих хозяев. Но, услышав словосочетание «кошачий СПИД», люди не хотят разбираться в вопросе. Животных выбрасывают на улицу, а иногда и усыпляют.
Шпатель
Кот Шпатель родился у домашней кошки в станице Зассовской и был подарен парню по имени Андрей в Мостовской. Шпателем он стал, конечно, не сразу. Сказалось его пристрастие к игре с этим предметом. В дни, когда Котёнок попал в новый дом, там шёл ремонт, всюду лежали инструменты, но именно к шпателю кот проявил наибольший интерес.
Прививок Андрей решил котёнку не делать, по тогдашнему мнению хозяина, иммунитет кота должен как-то сам справляться с болезнями, вирусами и микробами. И знаете, справлялся. Во всяком случае видимых причин волноваться точно не было: Шпатель вырос огромным котом – отцом не одного десятка котят, грозой района, которую боялись даже собаки. Питался он на славу: дома — отличными кормами, а на улице совсем изысканными деликатесами, которые находил на магнитовской мусорке.
Год шёл за годом, кот матерел, обрастал шрамами от частых драк, но всё ещё был на высоте, самым главным на районе. И вот однажды, после недельной отлучки, когда Андрей уже успел поседеть в поисках любимца, Шпатель вернулся домой с больными зубами. Он не мог нормально есть, а из пасти неприятно пахло. Решено было везти котейку к ветеринару.
Диагноз
Признаться честно, зубы могут болеть от десятка кошачьих болезней, начиная от травмы и кариеса и заканчивая вирусным кальцивирозом и тем самым злосчастным ВИКом. Опытный мостовской ветеринар по отдельным признакам и состоянию зубов определил, что перед ним котик с кальцивирозом, но всё же для полной картины направил на анализы в соседний Лабинск, где Шпателю сделали расширенный анализ крови на все болезни, которые могут вызывать воспаление и боль зубов. Ожидание было недолгим, но очень неприятным, а вкрадчивый и грустны голос Лабинского врача сразу дал понять, что всё далеко не радужно. И правда, ничего хорошего анализ не показал. В бумаге с результатами была страшная триада: вирусная лейкемия кошек, кальцивироз и ВИК.
Про любовь
Может показаться, что хозяин, отпускающий на самовыгул непривитого кота, недолюбливает своё животное, но это далеко не так! Хозяин нашего пушистого героя очень любит Шпателя.
Каждый загул животного на несколько дней большой стресс для него. А вдруг не вернётся?
Домашние вечера со Шпателем, признаётся Андрей, это отдельное кино. Котяра любит поболтать с хозяином, рассказать ему обо всех делах, сделанных за день, о пойманных птичках, поверженных врагах и очарованных им кошках. Просто, по мнению хозяина, кот, не живущий в мегаполисе, не должен сидеть в четырёх стенах. В этом есть своя правда. Кот на самовыгуле вряд ли покусает человека, но именно там, не имея должных прививок, он рискует заболеть.
Жизнь с ВИК
Кальцивироз, указанный ранее, лечится. Но довольно радикально: удалением заражённых зубов из ротовой полости, в самых тяжёлых случаях удаляются все зубки кота. И они прекрасно живут после этого. Конечно, сухим кормом уже не похрустишь, Но у Шпателя нет возможности удалить зубы – сказываются другие болезни, сопряжённые с кальцивирозом – вирус иммунодефицита и лейкоз. Остаётся только симптоматическое лечение вроде уколов противовоспалительных и геля для дёсен.
Лечения же ВИК как такового не существует. Некоторые ветеринары считают, что человеческая АРВ-терапия подходит для котов. На практике необходимо симптоматическое лечение: хороший корм, отсутствие стрессов и инфекций, регулярная сдача анализов на антитела и наблюдение динамики. При хорошем уходе коты с ВИК могут прожить долгую и счастливую жизнь.
ВИК не опасен и для других видов животных. Единственное ограничение: кот с этим заболеванием должен быть единственным в доме.
У болезни есть инкубационный период, острое заболевание, латентный период и терминальное состояние.
«У нашего Шпателя, вероятно, латентный период, — говорит хозяин животного Андрей, — из видимых признаков – только ужасные зубы и воспалённые дёсны. Ничего специального я не делаю: не лечу его, потому что он нормально себя чувствует. Правильное питание, хорошие условия жизни, общение и любовь — этого оказалось достаточно, чтобы ВИК никак себя не проявлял. И, конечно, он больше не гуляет на улице.
Не бойся погладить
ВИК не передаётся людям: ни взрослым, ни детям. Несмотря на все старания волонтёров и ветеринаров, люди, услышав словосочетание «кошачий ВИЧ», боятся даже погладить животное. Кошки так же страдают от стигматизации, как и люди.
Эти шерстяные быстро становятся бывшедомашними. Хозяева начинают боятся собственных питомцев абсолютно безосновательно, не понимая, что уход за котом практически не изменится. И если вы раньше, не зная иммунного статуса своего животного, любили его, надо продолжать это делать или любить даже немного больше.
Коту Шпателю повезло. Хозяин не оставил его на произвол судьбы, не выкинул и, конечно, не усыпил. Но усвоил, что своевременная вакцинация, стерилизация и контроль самовыгула могут радикально сказаться на будущем домашнего животного, его здоровье и продолжительности жизни.
Андрей не захотел раскрывать свою личность, ведь если он полностью понял и принял болезнь своего кота, то это не значит, что его знакомые поступят так же и поймут его и пушистого любимца.
Но я как автор этой колонки надеюсь, что все мы станем подходить с умом и любовью к заботе о братьях наших меньших. Они любят нас просто за то, что мы есть, и заслуживают взаимной любви и понимания.
А что со Шпателем?
Всё будет хорошо. Настолько, насколько это возможно. Сейчас Шпателю около восьми лет. Он зрелый кот, и его ВИК находится в латентном периоде. Хозяин делает всё, чтобы его жизнь была прекрасна и не отличалась от жизни любого другого домашнего питомца.
У него есть всё, что нужно для хорошего кошачьего времяпрепровождения: правильное питание, игрушки, тёплая лежанка, а главное — лучший друг рядом.
Андрей понимает, что в какой-то момент кот начнёт угасать. С другой стороны, у полностью здоровых котов жизнь бывает коротка. Так уж вышло, что люди обычно знают, что переживут своего питомца. С ВИКом коты живут и пять, и 10 лет.
Хочется надеяться, что через пять лет с удовольствием напишу текст, который начнётся со слов: «13-летний кот Шпатель с вирусом имунодефицита передаёт всем большой привет!».
Анастасия Шульга.
Оставить комментарий