Работа благородная для дела народного
18 декабря профессиональный праздник отметят работники органов записи актов гражданского состояния в России. По случаю 104-й годовщины этого праздника воспоминаниями поделились с газетой «Предгорье» те, кто на себе испытал все тонкости профессии работника загса
Не думала, что буду регистрировать браки
Валентина Залесова, п. Псебай: «Во время торжественной церемонии на моей собственной свадьбе у меня промелькнула мысль: как это важно — подарить человеку незабываемую атмосферу большого личного праздника, которую он ждёт в этот момент. И так получилось, что спустя годы мне самой довелось проводить церемонии бракосочетания. А ведь я и не думала, что эта профессия будет для меня основной на долгие годы.
Работником загса я стала далеко не в самом начале своего трудового пути. После школы уехала с подругой учиться на кондитера в Архангельск. Окончила с красным дипломом и собиралась поступать в вуз, но попала вместе с бывшей однокурсницей под машину. Она погибла, а меня в Псебай привёз отец. Здесь я долго восстанавливалась, а потом устроилась работать кондитером в кафе. Тогда и познакомилась с Александром – будущим мужем, с которым мы вместе уже 44 года, и уехала вместе с ним в жаркий туркменский город Мары. Шесть лет я пыталась привыкнуть к адской жаре, но не смогла, и мы вернулись в Псебай. Уже имея диплом бухгалтера, я устроилась на работу в Псебайский поселковый совет. Браки, смерти, рождения тогда в Псебае фиксировала заведующая общим отделом Галина Яковлевна Горбатенко, а я была обыкновенным кассиром.
Но не прошло и года, как в совете выделили отдельную ставку делопроизводителя, в обязанности которого входили регистрация браков, рождений и смертей. Это было в январе 1984 года.
Если кто-то думает, что это лёгкая и весёлая работа, то глубоко ошибается. Здесь нужно иметь стальные нервы и пересиливать себя, своё плохое самочувствие и настроение. Новобрачным нельзя испортить церемонию, да и тем, кто просто пришёл расписаться. Сделать это можно, только обладая профессиональным навыком владения собой. Ведь только что ты зарегистрировал смерть своего земляка, возможно, соседа или знакомого, и тут же надо идти с улыбкой встречать молодую или не очень пару. Например, смерть ребёнка регистрировать невероятно тяжело психологически. Когда наворачивались слёзы, приходилось как-то брать себя в руки и продолжать регистрацию.
В первый раз, когда я регистрировала вступающих в брак, очень волновалась, боялась ошибиться.
Меня даже утешала невеста, Люба Пахомова: мол, что ты так переживаешь, всё ведь нормально идёт. А я боялась всего: запнуться, не так сказать, сделать помарку в записи. Поскольку работаешь с документами, которые крайне важны для людей, права на ошибку нет. Ведь свидетельства о браке, рождении и смерти – это документы строгой отчётности. Нельзя испортить их ни в коем случае. Конечно, мы все не машины. Ошибки, описки случались. Но в любом случае это должно было быть крайне редким исключением из правил. Но с течением времени набираешься опыта. Вообще, если ты пришёл работать в загс, то велика вероятность, что останешься там до самой пенсии. Я на этой работе провела 23 года. Было много изменений – то мы, работающие в поселениях, подчинялись Мостовскому загсу, то вместе с ним – непосредственно Краснодару, который проводил различные краевые конкурсы. В одном из них, помню, даже заняла второе место. Тогда мы работали в райцентре и совершали выезды в поселения. В трудовой книжке постоянно менялись названия должности, ранги и классы: специалист, ведущий специалист, референт…
Менялись и места проведения церемоний. Если обычное псебайское бракосочетание, не торжественное, проводили в поссовете, который располагался в бывшем охотничьем домике Романовых, то пышное торжество, со многими гостями, юбилейные свадьбы – уже в Доме культуры. В ДК часто проводили и октябрины. Это торжественное собрание с вручением подарков и свидетельства о рождении ребёнка молодым родителям. На октябрины собирались примерно раз в месяц. Присутствовал на них традиционно председатель поссовета, который и проводил награждение.
Кстати, поначалу поселковый Дом культуры располагался в здании казачьей церкви. Затем мы стали проводить торжественные мероприятия в зале на втором этаже в ДК «Юбилейный». Его делили с «Лелем» — хор репетировал в этом же помещении. Приходилось договариваться, когда кто работает в зале, чтобы не мешать друг другу.
В конце восьмидесятых, помнится, случилась «свадьба с козлами». Во всяком случае, в памяти она именно так и сохранилась. Ждала жениха с невестой и их свиту на втором этаже, всё было готово для того, чтобы начать церемонию. Уже слышно было, как с гудками и песнями приближается свадебный кортеж. И вдруг внизу начал нарастать какой-то непонятный шум, затем послышались глухие удары и звон разбивающихся стёкол. Сбежали по лестнице на первый этаж… Батюшки! Откуда-то взялось козье стадо, вожак завёл его в открытые двери. Козлы, увидев своё отражение в зеркалах фойе, разъярились и перешли в решительное нападение на «врагов». Еле выгнали животных на улицу, стали спешно прибирать. Конечно, от запаха избавиться не удалось, фойе было сильно потрёпано, но самое основное из последствий этого нашествия убрать до приезда свадьбы успели. Торжество прошло без нареканий. Такая вот вышла «козлиная свадьба».
Я любила свою работу. У нас был прекрасный коллектив. Все друг другу помогали, общались.
Долгое время Мостовским загсом заведовала Светлана Ивановна Селютина. Она до сих пор помнит всех нас. Мы часто собирались вместе в Мостовском загсе, куда отвозили документацию, обсуждали, что и как можно улучшить. Я бы продолжала работу в загсе и дальше, но стало подводить здоровье. Поэтому досрочно, на пять лет раньше, ушла на пенсию. Но до сих пор вспоминаю те годы, которые отработала в загсе, храню фотографии различных лет.
Свадьба на селе – это праздник для всех
Ольга Орлова, с. Унароково: «Просто невозможно забыть те годы, когда я проводила торжественные церемонии. Столько эмоций, когда молодые вступают в семейную жизнь!
Регистрировать браки я стала в самом начале девяностых, так как это входило в обязанности заведующего общим отделом, на должность которого меня назначили в Унароковском поселении. Тогда, правда, были не поселения, а округа. А когда я пришла на работу, администрация называлась сельсоветом. В общем, многое было по-другому. В обязанности заведующего общим отделом входило не только всё делопроизводство по административной части. Ещё надо было выполнять функции нотариальной конторы, паспортного стола и загса. То есть приходилось быть одновременно и администратором, и юристом, и паспортистом. Но работа по регистрации браков, рождений и смертей несколько специфична. Тут много положительных эмоций, когда видишь лучащиеся счастьем глаза новобрачных или супругов со стажем, отмечающих серебряную или золотую свадьбу, когда рождаются дети. Но есть и печальные нотки, ведь люди умирают, и документально фиксировать эти факты тоже нужно заведующему общим отделом. А в небольшом селе, понятное дело, все друг друга знают. Поэтому смерть любого односельчанина не может оставить равнодушным. Свадеб и рождений детей в совокупности, конечно, было больше, поэтому всё же это направление моей работы запомнилось всем хорошим, что было.
Регистрации браков были самые разные. По пятницам проводилась «тихая» регистрация, когда люди приходили просто расписаться, в сопровождении самых близких или вообще одни. Чаще всего это были повторные браки, и в течение года они распределялись более или менее равномерно, но всё же в тёплое время года – побольше числом. А те, кто расписывался в первый раз, стремился обычно к шумному, многолюдному торжеству. Если зимой таких свадеб было немного, то с приходом мая субботы, когда проводились торжественные мероприятия, практически все были заняты регистрациями. Дважды у меня были сразу три свадьбы за день, ну, а две – это бывало столько раз, что и не вспомнить. Всего же в течение года приходилось регистрировать около 35-40 браков.
Приятно было, когда дети организовывали для родителей серебряную или золотую свадьбу. Ведь даже 25 лет вместе – это уже большой труд со стороны обоих супругов по преодолению кризисов отношений, которые бывают у всех, кто бы что ни говорил. Ну, а когда люди празднуют 65-летие семейной жизни – это вообще событие из событий. Был у нас такой факт – 65 лет совместной жизни торжественно отметила чета Николая Андреевича и Марии Тимофеевны Дербенёвых из хутора Славянского. Кстати, регистрации проходили у нас не только в Унароковском ДК, но и в Доме культуры хутора Славянского — для местных жителей.
Как-то в один день праздновали свою золотую свадьбу сразу две семейные пары. Это событие тоже не могло не запомниться, тем более что фамилии начинались на одну и ту же букву – супруги Сотниковы (Иван Филиппович и Зинаида Александровна) и Стригуновы (Василий Ильич и Зоя Николаевна).
А одна образующаяся семейная пара – военнослужащий Олег Костюк и его невеста Александра — разыграли даже театрализованное представление. К сожалению, всех деталей я уже не помню, но их брак освящал то ли какой-то пророк, то ли божество брака Гименей. В общем, это была одна из самых необычных свадеб на селе.
И ещё одно, чему я очень рада: за всё время моей работы по делам загса не было ни одного случая, чтобы жених или невеста пришли и забрали заявление о заключении брака.
Научилась предсказывать жизнь молодых
Вера Перова, ст. Губская: «В сельских поселениях раньше все заведующие общим отделом вели также загсовское направление – регистрировали браки, рождение детей и смерти. Потом внесли изменения и забрали эти функции в райцентр. Но около шести-семи лет на должности заведующего общим отделом мне довелось вести торжественное бракосочетание – я успела захватить то время. Мне всегда было интересно наблюдать за молодыми. За те годы, что я вела свадебные церемонии, научилась предсказывать, сложится ли у новобрачных совместная жизнь.
Секреты свои я выдавать не буду, но могу сказать, что ни разу не ошиблась. Конечно, очень бы хотелось, чтобы браки не распадались, но, к сожалению, в отношениях всегда есть свои сложности, многие из которых становятся препятствиями для дальнейшей совместной жизни.
У нас, в Губской, проводили церемонии бракосочетания для жителей станиц Хамкетинской и Баракаевской. Для таких населённых пунктов свадьба – целое событие, ведь все друг друга хорошо знают. На сцене губского ДК проходила торжественная часть. Туда могли прийти даже совершенно посторонние жениху и невесте жители, чьи дома находились неподалёку. И существовала такая традиция: молодой муж обязательно должен был пронести невесту на руках от выхода из ДК до Вечного огня. Конечно, все старались не ударить лицом в грязь.
Свадебная автомобильная процессия сейчас – привычное дело, но иногда вспоминались и более старые традиции, когда жених и невеста приезжали на церемонию бракосочетания на бричке.
Конечно, наиболее ярких впечатлений от свадьбы хотели те, кто женился и выходил замуж впервые – это молодёжь. Кто расписывался повторно, реже отмечали это событие бурно, в основном обходились обычной регистрацией. Как-то пришла пара из Баракаевской – ему далеко за семьдесят, ей чуть поменьше. Мне стало интересно, в чём же причина того, что они решили расписаться в таком возрасте. «Просто для уверенности в том, что мы точно будем жить вместе», — ответили убелённые сединами жених и невеста.
Обычно жена в браке берёт фамилию мужа. Но вот как-то пришли двое регистрировать повторный брак, и выяснилось, что муж захотел поменять свою фамилию на фамилию жены. Оказалось, что на то у него есть свои причины.
Однажды невеста приготовила обручальное кольцо для жениха не по размеру его пальца. Оно никак не надевалось. Пришлось тогда жениху натянуть это кольцо лишь чуть дальше ногтя. Но он не потерял его, как опасались присутствующие. И жизнь у этой пары сложилась.
Справка «Предгорья»
День работников загса был введён в 1917 году, когда Совнарком Российской республики подписал декрет «О гражданском браке, о детях и о ведении книг актов состояния» (этот декрет стал первым в СССР документом, касающимся регулирования семейных отношений). Сейчас семейные отношения в России регламентируются Семейным кодексом РФ, принятым Государственной думой 8 декабря 1995 года (в действующей редакции от 2 июля 2021 года). В 2018 году произошли кардинальные изменения в работе загсов страны — с 1 октября начала работать Федеральная информационная система «Единый государственный реестр записей актов гражданского состояния», которая объединила российские загсы в единое информационное пространство.
С этого момента все загсы на территории страны стали доступны друг другу онлайн.
Никита Вагаев. Фото автора и из архива героев.
Оставить комментарий