Сегодня
2 мая
Валюта
92.01
98.72

По ковиду спецы и в делах молодцы

Терапевты Мостовской ЦРБ и специалисты станции скорой помощи накануне профессионального праздника рассказали газете «Предгорье» о том, как протекают их ковидные будни

 

• Иван Переменко, Наталья Притуляк и Сергей Чернухин возвращаются с вызова

 

Ты да я – команда одна

 

Фельдшер скорой Сергей Чернухин работает в тандеме с водителем реанимобиля Иваном Переменко три года. Всего же Сергей в скорой помощи уже девять лет, а Иван – пять. Минувший год, как они оба признаются, оказался самым тяжёлым, хотя к так называемым ковидным вызовам они уже привыкли.

— Такие вызовы до сих пор бывают практически ежедневно, — рассказывает Сергей. — Если в течение суток на смене набирается, к примеру, около 10 вызовов, то по крайней мере от одного до трёх из них – случаи с температурой, то есть с подозрением на коронавирусную инфекцию. А пока причина неизвестна, мы обязаны принимать меры защиты как от коронавируса. Поэтому приходится облачаться в противочумный костюм. Мы к этому уже приноровились: если раньше нам помогало несколько человек и длилось это довольно долго, то сейчас мы всё проделываем сами, без посторонней помощи, за минуту-другую. Хорошо, что заболеваемость снизилась – бывало и так, что отвозить заболевших в ковидные стационары приходилось до восьми раз в день, этой осенью и зимой практически всё время были на вызовах, не имели и минуты свободного времени. Сейчас всех пациентов отвозим в Армавир – в Лабинске ковидный госпиталь уже закрыли. Зимой, конечно, вызовов к температурящим больным заметно больше.

Если раньше всегда с некоторым опасением ждал новогодних праздников – обычно в это время число вызовов заметно увеличивается, то в течение ковидного года было намного труднее, чем в самый «новогодний» пик. Это и стресс – поначалу мало кто знал что-либо об инфекции и о том, как от неё защититься. Да и первые пациенты пошли в мае, затем летняя жара, а мы в этих костюмах с непривычки и повернуться толком не могли, не то что ходить сутками в них в самый зной. Но ничего, привыкли, ведь человек ко всему привыкает. Правда, переболеть всё равно пришлось, но благодаря защите или крепкому иммунитету всё прошло бессимптомно, только выявили антитела.

Иван Переменко, наверное, из водителей скорой выезжал на ковидные вызовы с начал пандемии едва ли не чаще всех других. Одна из причин – достаточно молодой возраст, что снижает вероятность переболеть коронавирусной инфекцией в тяжёлой форме. Более того, коронавирус Ивана, скорее всего, боится, поэтому обходит стороной. Ну и хорошо, ведь Иван востребован на ковидном фронте: он входит одновременно в состав двух медицинских бригад и на вызовы выезжает либо с Сергеем Чернухиным, либо с другим фельдшером — Натальей Притуляк.

Наталья работает фельдшером на скорой два года, а до этого была здесь же реанимационной медсестрой. Это её специальность. Она всегда интересовалась медициной, хотела помогать людям и реализовала свою мечту.
— Первый мой выезд к ковидному больному был в самом начале пандемии, когда у нас в районе появились первые заболевшие, — вспоминает Наталья. – Было очень трудно и непривычно в защитном костюме, даже страшновато, ведь никто толком не знал, на что способен коронавирус.

А может, он и через противочумный костюм проберётся? Мы тогда выехали на хутор возле посёлка Мостовского по вызову приезжей женщины с детьми – они у неё заболели. Заболела и она сама, кто от кого заразился, можно только гадать. Отвезли их всех в Лабинск. В ковидной бригаде я на постоянной основе проработала три месяца, а затем снова стала чередовать реанимационные вызовы с подозрительными на «корону». Был и случай, когда реанимационные мероприятия пришлось проводить с больным коронавирусом по пути в стационар, так как у пациента развился отёк лёгкого, который надо было купировать как можно скорее, иначе мы его просто не довезли бы. Конечно, находясь в таком тесном контакте с заразившимися коронавируной инфекцией, я и сама переболела. Правда, пневмонии не было, только острый бронхит с температурой. Переболела в ноябре, антитела ещё сохранились в достаточной степени, поэтому пока что прививка мне не нужна, но сделаю её обязательно – насмотрелась на то, как влияет коронавирус на здоровье людей, как выбирает самые слабые места и бьёт по ним даже у тех, кто переболел в лёгкой форме. Вообще хочется, чтобы это побыстрее закончилось, но для того нужно достичь коллективного иммунитета при помощи вакцинации. Альтернативы просто нет.

 

 

 

К ковиду насучёба не готовила

 

Обязанность контролировать коронавирусных больных в Мостовской ЦРБ возложена на участкового терапевта Елену Науменко. Она местная, пришла на работу тогда, когда пандемия уже началась, но в Мостовском районе число ковидных случаев было сравнительно невелико. Елена, собирая общую информацию по району, определяет, какое количество лекарственных препаратов необходимо муниципалитету для амбулаторного лечения коронавирусных больных, кого необходимо госпитализировать, кому поменять схему лечения.

 

• Елена Науменко контролирует ковидных больных в районе

 

— С августа по декабрь выезжать к ковидным больным приходилось практически ежедневно, — рассказывает Елена. – И хотя летом заболевших было сравнительно немного, но приходилось в жару находиться в ковидных костюмах с восьми утра и до обеда, а то и дольше. Ушла жара – возросло число заболевших – бегали как заведённые. Пока учились, даже не представляла, что придётся получать боевое крещение в условиях пандемии. Но сейчас намного легче, меньше заболеваемость. Мы можем даже разделять вызовы врача на дом с температурой и без неё, о чём осенью могли только мечтать. Организован приём температурящих пациентов и в поликлинике.

Только вход для них отдельный, с другой стороны здания, где дежурит инфекционист. К сожалению, мы видим, что в последние дни ситуация стала ухудшаться, люди как бы свыклись с вирусом и почти перестали обращать внимание на меры профилактики инфекции.

Участковый терапевт Регина Шавалиева в основном работает с детским населением, но, несмотря на то, что дети сравнительно мало подвержены «короне», также сильно обеспокоена тем, что люди расслабились.

 

• Регина Шавалиева: для стабильности надо вакцинироваться

 

— Могу сказать, что конкретно к ковиду нас учёба не готовила, слишком уж спокойно было в плане массовых инфекционных заболеваний в стране много лет. Учёба и практика отличаются в разы, и особенно это стало заметно с приходом пандемии. Не было готовых рекомендаций против неизвестной ранее инфекции. В экстренном порядке мы под руководством более опытных коллег занимались выявлением новых случаев, диагностикой, лечением, диспансеризацией. Рекомендации Минздрава относительно профилактики и лечения COVID-19 были временными и в прошлом году менялись чуть ли не ежедневно – можно сложить большую стопку бумаги из этих рекомендаций, временами противоречивших друг другу. Мы начинали работать в одном направлении, потом в другом. Тут же возникали новые проблемы, которые приходилось на ходу решать, а готовых, выработанных годами инструкций фактически не было.

Всё познавалось на ходу. Но, считаю, что мы справились с задачей, не допустили безудержного роста заболеваемости на первом этапе, когда медучреждения не имели достаточно резервов для лечения тяжёлых больных. Мы поняли, что с ковидом можно бороться и победить его реально, выполняя некоторые условия. Стараемся донести это населению, ведь мы знаем, что вирус очень коварен. Проблема в том, что сейчас доступно множество источников информации, причём не всегда достоверных. Человек часто верит в то, во что ему хочется верить, например, одни до сих пор считают, что коронавирус – выдумка, а другие впали в панику и ждут, когда он к ним придёт.

Вначале больше с паникой пришлось иметь дело, чем с пневмонией. Но следует оставаться благоразумными. Коронавирус теперь навсегда с нами, как грипп. Говорю с мамочками, приводящими детей, агитирую вакцинироваться, предлагаю им вспомнить, что раньше было много обязательных прививок, и все это воспринимали как должное. Вот и нам сейчас надо понять, что прививаться необходимо, что это нужно для безопасности не только самого человека, но и окружающих.

 

• Елена Бородинова ответственна за вакцинацию населения

 

Терапевт Елена Бородинова в Мостовской ЦРБ отвечает за вакцинацию от COVID-19. Она тоже выезжала к заболевшим на дом. Для этого в её рабочем графике отведён специальный день – пятница плюс дополнительные посещения в случае подмены кого-либо. А контролировать течение болезни у ковидных больных необходимо тщательно, чтобы заметить первые признаки ухудшения состояния, проявляющиеся, к примеру, цианозом носогубного треугольника и рядом других видимых и лабораторных признаков. Сейчас Елена в основном сосредоточена на проведении вакцинации населения.

— Приходилось преодолевать людское предубеждение к вакцине, — говорит она. – Многие начитались страшилок и долгое время боялись приходить. Но в последнее время стали приходить без приглашения, причём в основном люди за 60, которые понимают, что им прививка жизненно необходима. Если есть заявка от маломобильных граждан, то к ним выезжают и проводят вакцинацию на дому. Заметила, что пожилые переносят прививку легче.

Вообще, наличие побочных симптомов или их отсутствие – это варианты нормы при вакцинации. Сама вакцина не является источником заражения.

Ходом вакцинации в последние недели Елена Бородинова довольна, но отмечает тот фактор, что для формирования коллективного иммунитета и снижения способности вируса передаваться от человека к человеку необходимо успеть вакцинировать 60-80 % населения за период от полугода до года. На сегодня вакцинацию обоими компонентами имеющихся вакцин прошло лишь около 10 % населения страны, что недостаточно для остановки инфекции.

 

Мнение специалиста

Руководитель Екатеринбургского научно-исследовательского института вирусных инфекций государственного научного центра «Вектор» Роспотребнадзора, доктор биологических наук Александр Семёнов утверждает, что:

•  иммунитет, полученный при вакцинации, эффективнее и держится дольше, чем у переболевших ковидом;

• российские вакцины от коронавируса безопасны и не менее эффективны, чем зарубежные аналоги;

• заразиться коронавирусом при вакцинации нельзя;

•  заболеть, будучи вакцинированным, можно, но не в тяжёлой форме.

Аргументы у российского вирусолога следующие.

У привитых защита надёжнее, чем у переболевших, по одной простой причине. Вирус меняется, появляются новые штаммы. И если человек переболел, например, классическим уханьским вариантом вируса, то он легко может заболеть снова, заразившись британским или другим штаммом. Российские вакцины учат иммунитет бить по общим для всех вирусов местам. Поэтому прививка формирует более эффективный иммунитет. Заболеть после неё можно, но люди в таком случае переносят инфекцию легко и уж точно не умирают. Привитым нужно продолжать носить маску, потому что после общения с инфицированным они могут быть какой-то период носителями вируса и выделять его в окружающую среду, то есть способны заразить окружающих, сами при этом не заболевая.

Заразиться при вакцинации (только из-за неё) нельзя. Например, в вакцине «КовиВак» (разработка центра имени Чумакова) использован целый вирус. Но он инактивированный, то есть убитый. Людей прививают такими цельновирионными вакцинами давным-давно. К этому типу относятся вакцины от бешенства (болезнь со стопроцентной летальностью при отсутствии прививки). То есть в России много лет назад научились убивать гораздо более опасный вирус, чем SARS-CoV-2.

Что касается «Спутника V», то эта вакцина создана на основе генетической конструкции, в которой нет так называемой информационной РНК. Сейчас отечественная вакцина на основе информационной РНК ещё только разрабатывается и в оборот не допущена. Но в любом случае РНК-вакцины не способны встраиваться в ДНК человека. Как-то изменить генетический код человека ни «Спутник», ни будущие РНК-вакцины не способны.

Отечественные вакцины от коронавируса были разработаны в достаточно короткие сроки, они прошли полный цикл доклинический и клинических испытаний. Важный нюанс в том, что не была создана принципиально новая вакцина, а просто модифицировано то, что в России, а до этого в Советском Союзе отрабатывалось десятилетиями. Поэтому российские вакцины не должны вызывать опасений у сомневающихся, для этого нет совершенно никаких оснований.

 

 

Никита Вагаев. Фото автора.

 

 

 

Опубликовано 22 июн 2021 | 429 просмотров

Оставить комментарий

* Обязательно к заполнению