Чем могут обернуться онлайн-покупки?
Приобретаемая в интернете вещь, как кот в мешке. Можно нарваться на дешёвую подделку вместо дорогостоящего оригинала или вовсе не дождаться затерявшуюся в пути посылку. А о кражах денег с карты районка рассказывала уже не раз.
Многие к таким покупкам готовятся основательно, заранее отслеживая скидки в магазинах, откладывая в виртуальные корзины понравившиеся товары. Подобные акции и предложения вроде бы позволяют сэкономить.
У каждого из нас уже образовалась база торговых площадок, куда мы «ходим» отовариваться. Одежду, предметы домашнего обихода, косметику, обувь, гаджеты, запчасти для машин и даже еду можно купить в один клик.
Но если для одних это — шанс совершить выгодную покупку, то другие совершенно не способны себя контролировать. Человек, уже не задумываясь о нужности или полезности вещи, всё равно стремится её приобрести. То ли потому, что модно, то ли потому, что у всех уже есть.
Периодически срабатывает хорошо встроенное рекламой убеждение, что пора менять старое на новое. Например, телефон через год, машину – через три; компьютер, похоже, устаревает уже через полгода. Так и формируется зависимость.
Шесть советов для безопасных покупок в интернете
1. Выбирайте проверенных продавцов.
Вероятно, цены там будут выше, чем на сомнительных страницах, зато и плюсов немало. Это и официальная гарантия на пользование товаром, и возврат средств, если вы окажетесь недовольны покупкой.
2. Изучайте отзывы.
Даже самый маленький интернет магазин старается обзавестись страницами в соцсетях. Ищите отзывы там, а заодно смотрите, как владельцы аккаунтов реагируют на претензии: игнорируют их, спорят с покупателем или пытаются решить проблему.
3. Покупайте через официальные приложения.
Ими обладает множество крупных интернет-магазинов, и у них часто намного меньше уязвимостей, чем у сайтов.
Интернет-магазин в любой момент может напомнить о себе, прислав push-уведомление с промокодом или другими новостями на смартфон клиента. А покупатель иногда получает бонус уже за то, что установил программу.
Скачивая приложение, убедитесь, что оно действительно официальное. В App Store или Google Play также можно найти и список всех приложений от разработчика и его контактные данные.
4. Проверяйте адресную строку сайта.
Если вы всё же используете не приложение, а сайт, всегда тщательно изучайте его адрес:даже минимальные орфографические ошибки (лишняя буква или дефис) могут привести покупателя на поддельный ресурс, содержание которого похоже на оригинал.
Безопаснее вводить адрес сайта вручную, а не переходить на него через поисковый запрос.
Убедитесь, что на сайте используется протокол 3D Secure, обеспечивающий безопасность платежа. На его наличие указывают логотипы платёжных систем с надписями Verified by Visa, MasterCard Secure Code и Mir Accept. Адрес страницы с оплатой должен начинаться с https. Рядом с ним будет изображение зелёного замочка, нажмите на него и в появившемся меню выберите «Просмотр сертификатов». Проверьте, выдан ли сертификат именно этому сайту и не истёк ли срок его действия.
5. Пользуйтесь отдельной картой для оплаты покупок.
Не оплачивайте покупки в интернете зарплатной картой.
Выпустите дополнительную дебетовую карту и не забудьте подключить мобильный банкинг, чтобы получать оповещения о проведённых транзакциях. И ни в коем случае не отправляйте деньги на электронный кошелёк или личную карту продавца. Тем более — до момента получения товара.
6. Заведите отдельную электронную почту.
На вашей основной электронной почте может храниться много важной и конфиденциальной информации.
Кроме того, наверняка именно её вы используете для доступа к своим аккаунтам в соцсетях. Можете сами представить масштабы бедствия, если мошенники получат доступ к этому ящику.
Что делать, если вы стали жертвой мошенников
• Срочно обратитесь в банк или хотя бы сделайте это на следующий день, но не позже.
Заблокируйте карту и опротестуйте перевод как мошенническую транзакцию. Но не оспаривайте никакие операции по карте, если вы сами их совершили. Например, оплатили товар, а потом поняли, что магазин поддельный. Или в телефонном разговоре или переписке с «продавцом» сами назвали все реквизиты. Иначе, скорее всего, вам придётся оплатить штраф за ошибочно опротестованную транзакцию.
• Заявите в полицию. Можно составить обычное заявление на бумаге или обратиться в интернет-приёмную.
• При оформлении заказа в интернет-магазине сохраняйте скриншоты переписки с продавцом. Так вы зафиксируете каждый свой шаг и сохранится хоть какая-то информация. При обращении в полицию на руках лучше иметь доказательства.
Факты
• Больше всего покупок в интернете делают женщины (58%), доля мужчин составляет 42%.
• 4% всех покупок в интернете совершается людьми старше 55 лет, 6% транзакций приходится на возрастную группу 45-54 года, по 17% — на «платёжеспособную» молодёжь 18-24 лет и группу средних лет (35-44 года). Больше всего онлайн-шоппинг предпочитают люди в возрасте от 25 до 34 лет.
• Самый большой средний чек приходится на апрель и сентябрь, то есть на месяцы, когда на прилавках появляются новые весенние и осенние коллекции одежды (а именно одежда занимает лидирующее место среди самых популярных категорий товаров, покупаемых через интернет).
Наталья Черноволенко.
Оставить комментарий