Хмельная жизнь Дениса Суханова
В Баракаевской живёт пивовар и хмелевод, столяр весьма приметный и папа многодетный, сын военного Романа — нерядовой Денис Суханов. К нему в дом напрямик наш корреспондент проник (естественно, с согласия хозяина).
Натуральная химия
— В зерне, в данном случае в ячмене, содержится крахмал. Наша задача — расщепить молекулу крахмала до моносахаров с помощью воды и температуры и далее путём брожения получить алкоголь…, — читает мне лекцию о пивоварении Денис Суханов.
— Чуть помедленнее, пожалуйста! Я записываю…
Чувствую себя студентом химического факультета. Чувство это не из самых приятных. От химии, как и от математики с физикой, в своё время после школы я бежал на факультет журналистики. От вышеназванных Сухановым моносахаров и прочих терминов начинают цепенеть мозги. Заранее прошу у него прощения, что так урезал лекцию. Химических и физических тонкостей в рассказе Дениса было много. Я их просто не запомнил.
Знания «профессор пивоварения» Суханов даёт не только в теории, но и на практике. Пока он читает лекцию, в большом чане кипятится, парит солод. Вокруг шланги, краники, измерительные приборы. Мы находимся в месте приложения его творческих способностей – столярной мастерской, которая плавно переходит в пивоварню, состоящую из двух небольших комнаток для производства и хранения пива. С поднятым кверху чубом, очками и увлечённым научным монологом Суханов напоминает безумного изобретателя.
От химии пивоварения мы перешли к его истории. Пиво, как выяснилось, люди научились варить ещё несколько тысячелетий назад до нашей эры. Бог знает, как они до этого додумались. Далеко не каждому придёт в голову проращивать, сушить и дробить зерно, а затем варить его, смешивать с хмелем и оставлять бродить, чтобы получить специфический хмельной напиток. Ум, придумавший пиво, определённо был очень изощрённым.
— А вот зачем людям понадобилось создавать пиво? Зачем они его пьют? – бросил я философский вопрос куда-то в пустоту, однако получил хороший ответ от Суханова.
— У человечества всегда были проблемы с расслаблением. Суета, быт…, — сказал Денис.
Кстати, магазинное пиво, сваренное на заводах, Суханов кличет то ли шмурдяком, то ли шмурдянкой (вот не запомнил это слово, но, в любом случае, ничего хорошего оно не несёт). Также слышал от него выражение: «крашеная газировка».
— Люблю вещи, которые сделаны своими руками, с душой. Моё пиво – это ячмень, вода и хмель. И всё. Натурально и просто.
Мысль заняться пивоварением появилась у Дениса, когда приятель в Петербурге угостил его домашним пивом. Несмотря на то, что он просто сварил напиток в кастрюльке на кухне, на выходе получилось намного вкуснее того, что продают. С того момент, как Суханов изготовил свой первый хмельной напиток, прошло уже восемь лет.
— Настал момент, — вдруг сказал Суханов и высыпал в чан с солодом хмель из пакетика.
Из ёмкости пошёл душистый запах. Пивовар пригласил меня подышать над ней.
— Да тут можно ингаляции делать! – бросил я, с удовольствием вдохнув хмельной пар.
— Ради этого уже стоит пиво варить, — заметил Денис.
Хмель да хмель кругом
Немного о нашем герое. Денис Романович Суханов родился в семье военных в городе Потсдаме в Германии. Затем вместе с родителями переехал на Дальний Восток. До того, как оказаться на Кубани, жил в Санкт-Петербурге. Город ему нравился, но ничем особо примечательным, по его словам, там он не занимался. К этому времени в центральной части Краснодарского края поселились родители Дениса. Оставив прежнюю жизнь, он решил переехать сюда вместе с женой. Зачем? Говорит, что за смыслом.
В станицу Баракаевскую Суханов попал случайно. Хотя разве что-то происходит случайно?! Восемь лет назад в феврале его сюда привёз товарищ. Тихая тупиковая станица, окружённая горами, вошла в соответствие с представлениями Дениса о месте, где он хотел бы жить. Быстренько нашёлся домик. Кстати, хозяйка-наследница, которая его продавала, была однофамилицей Суханова. Знак! В крыше дома, правда, зияла дыра, но со временем Денис с ней справился.
В Баракаевской и началось увлечение пивоварением. На этот счёт у нового баракаевца были даже большие планы. Он хотел открыть свою пивоварню с рестораном. Уже и бизнес-план составил, пиво своё начал продвигать.
— Я, конечно, немного обнаглел, когда стал возить свой напиток в пивные магазины посёлка Мостовского для продажи, — признаётся Денис Суханов. – Тогда ко мне и нагрянули полицейские…
Надо сказать, об этом случае «Предгорье» в своё время писало. Дело было в июле-августе 2016 года. В одном из магазинов посёлка сотрудники полиции изъяли 20 бутылок пива без накладных сертификатов качества. Его производителем и был Суханов. Объяснения, что качество пива выше магазинного, что оно изготовлено по старинным немецким рецептам из хмеля, заказанного в Германии, с соблюдением гигиеническим норм, тогда Денису не помогли. Полицейские конфисковали 260 литров напитка, оборудование, сырьё и составили административный протокол.
С тех пор Денис понял, что пиво он будет делать только для себя и для друзей, а займётся чем-то иным. Не отходя далеко от пивоварения, Суханов решил сфокусироваться на хмелеводстве, то есть выращивании и продаже хмеля. Кстати, хмель, который он при мне щедро сыпал в чан с солодом, взращён им на собственном придомовом участке. Однако процесс хмелеводства уже вышел за пределы дома. Не так давно на земле, которую семья Сухановых получила как многодетная, баракаевский хмелевод посадил 200 корней растения. Смотрится плантация со стороны весьма необычно – пока это лишь высоченные вертикальные столбы из дерева. Само растение ещё стелется по земле, однако в будущем оно будет обвивать эти столбы. Выглядеть всё должно очень красиво.
— Я использую корневой способ размножения хмеля, а не семенной. Все мутации идут от семян. От корней же мы получаем чистое клонирование. Вот, например, корни хмеля, который я посадил у себя, выписаны мной из Баварии. Этот хмель имеет трёхсотлетнюю историю. Благодаря тому, что размножение происходит корнями, мы получаем то же растение, что было посажено 300 лет назад и давало качественный, хороший урожай, — рассказывает Денис.
Хмелеводство у Суханова тоже не осталось без бизнес-плана. Только на третий год посаженные 200 корней хмеля дадут нормальный урожай и, соответственно, затраты начнут окупаться. Пока же Денис ухаживает за растением, делает прополку, подрезает корневища, как сапёр. Надо сказать, что хмель, который он уже вырастил на своём участке, пользуется определённым спросом. Денису на него поступают заказы от жителей страны и не только.
Вообще, говорит парень, ему очень не хватает напарника, единомышленника, который бы вместе с ним занимался хозяйством. Одному тяжеловато.
Кстати, если хмель у Дениса прочно ассоциируется с пивоварением, то у его жены Евгении на этот счёт другие мысли. Она травница. Хмель ей нравится заваривать в чай. Кроме того, есть у Евгении идеи использовать его в косметическом производстве.
Не похожий на тебя, не похожий на меня
В Баракаевской Денис Суханов неожиданно влюбился в дуб и в ясень и ни с того, ни с сего начал заниматься столярным делом. Он принялся создавать мебель, и даже сделал настоящую юрту.
— Юрту мы ставили для себя. Жили в ней, пока делали крышу дома. Кстати, знаешь, правильно сделанную юрту может натопить всего одна свеча, — рассказал Суханов.
В общем, живётся Денису нескучно. С середины марта по октябрь он занят хмелем. Когда становится холодно, столярничает в своей мастерской. И всё это объединяется пивоварением.
А ещё у Сухановых трое детей. Старшему Ярославу – восемь лет, средней Олесе – шесть, младшей Лере – три года. Хорошо в деревне детям! Им, как и Денису, тоже нескучно. Вообще, считает глава семьи, скука происходит от лености ума. Такое состояние у его детей не наблюдается, да и не позволят папа с мамой ему развиться.
Вообще, трое деток, по мнению Дениса, – самое то. Один ребёнок — это эгоист, два – общепринятое количество, а три – уже отличная компания.
Денис Суханов не похож на типичных приезжих, которые селятся в Баракаевской в последние годы. У него нет никаких заморочек в питании и питье, в религии и мировоззрении. Есть только вера в себя, тяга к свободе и ко всему необычному.
Кстати, о тяге к необычному. Без сухановского домашнего пива я в тот день не уехал и, в принципе, уехать не мог. Любопытно было попробовать творение местного пивовара. Вкус настоящего, самого натурального пива до этого момента я не знал никогда. На первую пробу оно показалось мне непривычно душистым. Однако со второго захода удалось оценить всю его прелесть. Пиво пошло за милую душу, потому что сделано от души.
Дмитрий Бунтури. Фото автора.
Оставить комментарий