Непрестанно молят Бога о завершении спецоперации
К Пасхе в храме посёлка Восточного особая служба — праздничная. Как проходят богослужения и чем живёт этот необычный приход, узнала наш корреспондент.
В помещении чисто и уютно. За порядком следят Любовь Марчук и Любовь Комиссарова. Помогают им Галина и Александр Ганьшины, Полина и Сергей Сазоновы, Фатима Ашихмина, Надежда Исаева.
Сейчас в храме уже всё готово к Пасхе. В этом году её отмечают 5 мая, а на следующий день в Восточном пройдёт престольный праздник. После богослужения все соберутся за общим столом. Трапезной в приходе нет. В хорошую погоду столы выносят на улицу, в дождь накрывают в храме. Еду для праздничной трапезы готовят у себя дома Валентина Геривенко, Галина и Наталья Слащёвы, Татьяна Олейникова.
Жизнь в приходе не замирает. В нём проходят богослужения по воскресеньям, по православным праздникам. Люди идут сюда креститься, помянуть усопших, помолиться о живых.
— Непрестанно просим Бога, чтобы спецоперация поскорее завершилась и бойцы вернулись домой невредимыми, — говорит Любовь Комиссарова.
— Приближаем победу в тылу: собираем гуманитарную помощь, перечисляем деньги. Мы помогаем кому можем, и Господь нас не забывает.
Это действительно так. Много лет прихожане просили Бога, чтобы в посёлке построили новый храм. Мольбы их были услышаны. В Восточный приехал предприниматель Андрей Гринь. Там он построил базу отдыха. Рядом с приходом заложил фундамент новой церкви. Планирует ещё построить дом для священника.
Прихожане понимают, что пройдут годы, прежде чем новый храм откроет свои двери. Они не торопят события, живут сегодняшним днём и предаются воле Божьей.
А раньше в Восточном церкви вообще не было. Одни молились дома, другие ездили в приходы Лабинска или Ярославской.
В 90-е годы жительница посёлка Любовь Абрамовна Андриенко приглашала батюшек из Лабинска к себе домой. Туда для общей молитвы приходили и другие верующие.
Позже решили собираться в одной из выставленных на продажу хат. Жители принесли иконы, а священник проводил богослужения. Но хату продали. Тогда люди обратились за помощью к главе поселения. В то время занимала эту должность Валентина Кулешова. Она предложила занять недостроенный дом. Начал его строить директор конезавода (в те годы руководители предприятия часто менялись), но по каким-то причинам спешно уехал из посёлка и бросил жильё. У дома стояли только стены. Люди решили обустроить храм в гараже. У истоков его появления стояли Любовь Андриенко, Валентина Дмитриева, Мария Сапон и Любовь Марчук.
— К вере меня привела беда, — вспоминает Любовь Марчук.
— Младший сын Александр участвовал в первой чеченской кампании, а во второй — погиб. Ему было 25. Сама я родом из Отрадненского района. В Восточном встретила свою землячку и учительницу Любовь Абрамовну. Поделилась с ней горем. Сказала, что хочу свечку поставить и помолиться. Так и влилась в их коллектив.
Многие в Восточном поддержали активистов, стали жертвовать деньги на приход. Валентина Дмитриева достала по знакомству плитку, привезла из Волгодонска купола. Сын Марии Сапон Владимир отштукатурил стены, выложил плиткой пол, сделал печку. Храм открыл свои двери в 2004 году. Назвали его в честь Георгия Победоносца.
Люди приносили туда свои святыни. Большие красивые иконы в резных рамах пожертвовал один из местных жителей. Он же передал аналой (высокий столик), который смастерили его друзья.
Как-то из Питера в Восточный приехала погостить женщина. Она подарила храму икону Ксении Петербуржской и попросила оформить уголок святой старицы. Верующие выполнили её просьбу.
С годами у четырёх женщин появились помощники Мария Иволгина, Александра Волкова, Валентина Герасимова, Валентина Решта, Мария Пустынникова, Екатерина Кастрюкова, Клавдия и Валерий Куликовы. Кто-то умирал, кто-то уезжал, на смену приходили другие.
— Я заменила Любовь Абрамовну на кассе, — говорит Любовь Марчук.
— Стала продавать свечи, иконы. Потом мне на помощь пришла Любовь Комиссарова.
В храм её тоже привело горе. Когда 18-летняя дочь Наталья погибла в аварии, Любовь Васильевна вспомнила совет своей бабушки. Та говорила, что в радости и в горе нужно идти в церковь, ставить свечки и молиться. Убитая горем женщина пришла в храм и с тех пор делает всё возможное, чтобы жизнь в нём не угасала. Опыта для этого у неё достаточно: 15 лет руководила детским садом в Восточном.
— Пожертвования здесь небольшие. Они идут на содержание прихода, — делится Любовь Комиссарова. — Мы вставили пластиковые окна. На днях закупили всё необходимое для косметического ремонта и освежили помещение внутри. На дрова собираем деньги. Машина стоит 22 тысячи рублей. Чтобы их наколоть, занести и уложить, нужно ещё пять с половиной тысяч рублей. Машины дров хватает на зиму. В холода Любовь Николаевна начинает топить печку с пятницы. В субботу приходит к 5 часам утра и вновь разжигает огонь, чтобы к службе было тепло. Стараемся многое делать сами. Только одну проблему не можем решить. Хотим оформить здание, чтобы его нам официально передали под церковь. Пока по разным причинам это не удаётся.
Прихожане тепло отзываются о настоятелях храма. Иерей Александр Ананян с матушкой Татьяной приезжали к ним из Курганинска. Раньше батюшка служил военным лётчиком. В одном из полётов произошла поломка самолёта, а на борту находились пассажиры и экипаж. Тогда лётчик взмолился Богу и пообещал, если посадит воздушное судно и все останутся живы, то уйдёт в священники. Всё обошлось благополучно, и он выполнил обещание. Стал крестить, исповедовать, причащать, проповедовать истину Христову. Служил батюшка в приходах Унароково и Восточного. Во всём помогала ему доброжелательная и отзывчивая матушка Татьяна. Отец Александр сам смастерил алтарную перегородку, а его супруга сшила занавески для храма. Спустя шесть лет они переехали в Краснодар.
Нового священника Николая Мизеру прихожане приняли сразу. Его краткие ответы и сжатые наставления были сильнее самых длинных бесед. Все, кто знал батюшку, говорили, что от него веяло благодатью Божьей. Под стать ему была и матушка Любовь. Для каждого она находила нужные слова, поддерживала мужа и прихожан. Люди тянулись к этой светлой паре.
Как гром среди ясного неба пришло известие о том, что они тяжело заболели. Вместе супруги лечились в лабинском ковидном госпитале. Отцу Николаю удалось победить болезнь, но она унесла его Любовь. Спустя месяц, ещё не оправившись от горя, он уже поддерживал дух тяжелобольных в госпитале.
Потом батюшка заботился о шестерых детях. Вера давала ему силы двигаться вперёд. Но прошлым летом смерть забрала и его. Прихожане, вспоминая отца Николая, утирают слёзы.
— Он говорил, что здесь мы живём временно, как на вахте, — рассказывает Любовь Комиссарова.
— Постоянно должны думать, что сказали, как поступили. Если совершили плохое — должны осудить себя, если хорошее, то не хвалиться. Всё нужно делать во славу Божью. Невозможно забыть наставления батюшки. 12 лет он был с нами и оставил в сердцах неизгладимый след.
После смерти Николая Мизеры пару месяцев в церкви служил отец Олег из Ярославской. У него редкая способность говорить с человеком, исходя из его духовной зрелости. Такой подход привлёк к нему людей.
Сейчас в храм приезжает из Армавира отец Александр. Раньше он никогда не был настоятелем прихода, а тут решил попробовать себя. Прихожане поддерживают его как могут.
В церкви мы избавляемся от гнёта суеты, говорят люди. И это правильное решение. Ведь не злоба и ненависть, а церковная молитва и добродетели могут изменить мир в лучшую сторону.
Виола Крапивина. Фото автора.
Оставить комментарий