Рождённая коллективизацией
О первой районной газете и её редакторе
Нам пришло сообщение от подписчицы Надежды Васюковой. Она рассказала, что первым редактором районки был её прадед Константин Васильевич Куренко, а его дочь Галина Топчиева до сих пор живёт в Мостовском. Мы, конечно, встретились с Галиной Константиновной и вот что узнали о её отце.
Константин Васильевич Куренко родился в 1908 году в Харькове, рано остался круглым сиротой.
Мальчишкой зарабатывал на жизнь разносчиком воды. Ему удалось выучиться на авиамеханика.
Эта профессия очень пригодилась в будущем.
— Отца призвали в ряды Красной армии и направили в Ростов-на-Дону, — рассказывает Галина Топчиева.
— Там он познакомился с моей мамой, Пелагеей Алексеевной. Молодые расписались, получили жильё при воинской части.
В то время в Советском Союзе шла коллективизация. Страну необходимо было обеспечивать продовольствием, поэтому начали создавать колхозы. В начале тридцатых годов правительство решило разослать в разные регионы 25 тысяч самых убеждённых коммунистов для организации колхозов. Константин Куренко попал в их число.
28 октября 1933 года его с женой отправили в Краснодарский край, в село Мостовое. Спустя время грамотному и ответственному работнику поручили создание местной газеты. Нужен был районный вестник. Так Константин Куренко стал редактором газеты «Путь большевика», прародительницы «Предгорья».
Под редакцию выделили дом на углу улиц Калинина и Кирова. Он сохранился до наших дней. В этом просторном помещении и родилась наша районка. Константин Васильевич взял помощников, и работа у них закипела. Из газеты люди стали узнавать, какие решения принимают районные власти. «Путь большевика» учил культуре и нравственности, призывал к добросовестному труду, вникал в технологии производства сельскохозяйственных культур и предлагал пользоваться уже достигнутым опытом.
Одновременно Константин Куренко работал мотористом на машинно-тракторной станции, расположенной на месте нынешнего автовокзала. Хотя он без устали занимался ремонтом тракторов, техники всё равно катастрофически не хватало. Константин Васильевич сильно переживал из-за этого, особенно в страду. В жаркое уборочное время в полях не хватало не только машин, но и коней, быков, человеческих рук. Константин Куренко, как и другие колхозники, носил нелёгкие коробы с зерном. От тяжёлого труда и психологического напряжения он сильно подорвал здоровье. Ему пришлось найти себе замену в районной газете и полностью заняться ремонтом колхозной техники.
Годы были тяжёлые и голодные. В семье Куренко родились дети. Двое из них умерли ещё в раннем детстве от нищеты и голода. Остались только Галина и её младший брат Юрий.
— Были у родителей и редкие минуты отдыха, — рассказывает Галина Константиновна.
— Отдыхать ходили в местный Дом культуры, где собиралась молодёжь. Папа и сам умел играть на гитаре, неплохо пел и плясал. Рассказывали, что отец знал много анекдотов, был душой компании. Мне он запомнился ответственным, жизнерадостным, добрым. Но началась война. В тот день, когда папа отправлялся на фронт, отвёл нас в круглосуточный детский сад и поспешил в роддом, чтобы попрощаться с мамой. Она только-только родила брата Васю. Через стекло окна папа посмотрел на ребёнка, на жену и отчаянно помахал им рукой, с трудом сдерживая слёзы.
Осталась Пелагея Алексеевна с тремя детьми на руках. Она пережила много горя. После родов её принуждали работать в колхозе. Женщине приходилось оставлять новорождённого ребёнка с семилетней Галей и трёхлетним Юрой. Вскоре малыш простыл и умер. Но самые страшные времена наступили с приходом фашистов в село. Враги квартировали у них, а когда стали отступать, то оставили одного солдата, чтобы тот взорвал дом. Но он пожалел детей и не выполнил приказ.
Долгие четыре года ждала семья Константина Куренко с войны. Он писал им письма с фронта. В 1943 году даже прислал фотографию с боевым другом, которую Галина Константиновна бережно хранит в семейном альбоме. Потом связь прервалась, и больше не было ни весточки от него, но жена и дети продолжали надеяться на лучшее.
Война закончилась. Фронтовики начали постепенно возвращаться домой. Константина Васильевича не было среди них. Летом 1945 года семья получила похоронку, а спустя время к ним приехал солдат. Он рассказал, что с бойцом Куренко они дошли до Берлина, встретили победу. Но в начале июня, оставаясь по приказу в пределах Германии, Константин Васильевич был направлен с пакетом важных документов в другой город на мотоцикле. По дороге через лес, где пряталось ещё много недобитых фашистов, нашла его роковая пуля. Останки отважного бойца покоятся под Дрезденом, в местечке Клоху.
В мостовском парке Победы, на памятнике погибшим воинам, высечено имя Константина Куренко рядом с именами других героических земляков.
На сайте поиска архивных документов «Память народа» есть информация о нём. В боях за город Лаубен со своим отделением Куренко уничтожил 10 немецких солдат и расчёт танкового пулемёта. Несмотря на сильный обстрел противника, он вынес с поля боя тело погибшего комбата. За отвагу и мужество гвардии старшего сержанта Куренко наградили орденом Красной Звезды.
— Как сложилась ваша судьба? — спрашиваю я у собеседницы.
— Всю жизнь я трудилась в мостовском лесокомбинате, — отвечает Галина Топчиева.
— Вышла замуж, родила пятерых детей. Все они выросли достойными людьми. О моей дочери Зинаиде Пащенко, которая много лет проработала поваром, не раз писала газета «Предгорье».Её фотография была размещена на районной Доске почёта. Никто не пошёл по стопам моего отца, но он для нас навсегда остался примером беззаветной любви к своему делу, семье и Родине.
Вита Владимирова. Фото автора.
Оставить комментарий