Прожила трудную, но интересную жизнь
Мостовской проводил в последний путь ветерана Великой Отечественной войны Клавдию Валентиновну Бабанскую. Она не дожила до своего столетия всего три месяца.
К сожалению, тех, кто защищал нашу страну от гитлеровской Германии, становится всё меньше. Помнится, в далёком детстве читал фантастический рассказ Лилианы Розановой «В этот исторический день…» В финале на Красной Площади в парадном строю умер последний солдат, прошедший Великую Отечественную войну. Подумалось, что ведь действительно рано или поздно придёт день и час, когда в живых на Земле не останется никого из участников той самой страшной и смертельной битвы в истории человечества.
Для Мостовского поселения, увы, этот день и час уже наступил. Потому вспомнить жизненный и в особенности боевой путь разведчицы Клавдии Бабанской ещё раз просто необходимо.
Маленькой Клаве не досталось родительской любви. Она рано осталась без матери, вынуждена была расти в чужом городе у сводной сестры, где вскорости оказалась предоставлена самой себе. Ей едва исполнилось 13 лет, когда родственница уехала по своим делам, оставив девочку одну в городе и без средств к существованию.
Чтобы устроиться на работу, Клаве пришлось подделать документы, в результате чего она стала старше сразу на три года. Только так ей удалось устроиться на военный завод в Махачкале. Она была согласна на любую работу, лишь бы хватало на пропитание.
Непродолжительное время Клава работала учётчицей, затем нормировщиком. Трудилась наравне со взрослыми, ни в чём не давала себе послабления. Активную, старательную девушку заметили, повысили в должности: она стала бухгалтером и получила место в общежитии. Работая, параллельно и училась: вместе с подругами окончила курсы медсестёр и буквально за месяц до рокового июня 1941 года вышла замуж.
Война прервала медовый месяц молодожёнов. Муж Клавдии ушёл на фронт. Увидеть его ещё раз ей было не суждено.
Молодёжь рвалась воевать, защищать Родину от фашистов. Стремилась на фронт и Клавдия. Но на передовую попасть ей довелось лишь в апреле 1942 года, когда наши войска продолжали отступать, неся большие потери. Возникла реальная угроза завоевания немцами Кавказа и Закавказья. В эти тревожные дни девчонок, собранных со всего кавказского региона, привезли в Грозный. Их стали обучать на разведчиц-наблюдателей. Клавдии и её боевым подругам предстояло часами терпеливо сидеть в укрытии и наблюдать за вражеской авиацией, чтобы вовремя предупредить о налёте.
Девушка быстро научилась распознавать вражеские самолёты по звуку двигателей и характерному внешнему виду. Угловатые «мессершмитты», толстомордые «фокке-вульфы», «юнкерсы»-«лаптёжники» с их сиреной при пикировании и тяжёлые «хейнкели» уже через пару недель практики на передовой не могли обмануть её тонкий слух и острое зрение.
В октябре 1942 года Клавдия приняла настоящее боевое крещение и при этом чуть не попала в окружение. Осколком ей зацепило ногу, около суток вместе с напарницей Таней Картузовой и тремя бойцами им пришлось, отстреливаясь от врага, пережидать в зарослях кустов на небольшом островке посреди реки Терек, в то время как весь батальон отошёл на другие позиции. Несколько суток под покровом темноты они, выбравшись с островка и таща на себе раненых бойцов, пытались найти своих. Голодали, пили воду из луж, порой ели зерно и даже подмёрзшую траву, но всё же из окружения вышли.
В ноябре 1942 года произошёл коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны. Немцы были разгромлены под Сталинградом, горечь поражений сменилась радостью побед. Вместе с девчатами из батальона Клавдия освобождала Ставрополье и Кубань. А весть о капитуляции фашистской Германии она встретила в Румынии. Это был, наверное, самый счастливый день в её жизни.
В начале лета 1945-го Клавдия вернулась в Дагестан, где вновь вышла замуж, родила троих детей. После перестройки и распада великой страны вместе с детьми перебралась на Кубань и поселилась в Мостовском, совсем недалеко от того места, где проходил её путь воина-освободителя.
Среди наград боевой разведчицы — орден Красной Звезды, орден Отечественной войны II степени, медаль «За доблесть, отвагу в Великой Отечественной войне» и многие другие.
— Мама прожила трудную, но интересную жизнь. В 13 лет она стала уже полностью самостоятельной, работала на заводе. Всегда была очень энергичной, заводной. Вырастила меня и двух моих братьев в крепкой и дружной семье. Всегда и во всём она была нам примером, — вспоминает дочь Клавдии Бабанской Лариса Курочкина.
— Трудилась многие годы главным бухгалтером, а уже на пенсии активно участвовала в работе совета ветеранов Мостовского района. Выступала перед школьниками, как ветеран войны старалась рассказать о том, что пережила в те годы, когда нужно было держать оборону от захватчиков с огромным риском для жизни.
Сейчас, когда прошли десятилетия после той страшной войны, мы не перестаём удивляться героизму поколения, к которому принадлежала Клавдия Валентиновна, и быть благодарными ему за спасённый от фашизма мир. Молодые, полные сил, они рвались на фронт, чтобы спасти Родину. И эту любовь к Отчизне наши ветераны пронесли через всю жизнь.
Честь им и слава!
Никита Вагаев. Фото из архива редакции. 2017 г.
Оставить комментарий