Сегодня
11 сентября
Валюта
89.82
99.72

От героев былых времён не осталось порой имён…

Как газета «Предгорье» искала родственников погибшего в годы Великой Отечественной войны бойца Никифора Лойченко.

 

 

На фото орден Красной Звезды с номером, по которому удалось установить личность Никифора Лойченко. /Фото предоставлено поисковым отрядом «Линия фронта».

 

 

В конце прошлого года газета «Предгорье» сообщила, что кировский поисковый отряд «Линия фронта» обнаружил в деревне Кобылкино Старорусского района Новгородской области останки бойца Никифора Наумовича Лойченко. В годы Великой Отечественной войны он воевал в 446-м стрелковом полку 397-й стрелковой дивизии. Призван в армию был из Саратова.

По архивным документам поисковикам удалось выяснить, что Серафима Ефремовна, жена Лойченко, выехала из Саратова в июне 1941 года. Никифор Наумович оставался там до 31 декабря 1941 года. Извещение о смерти Лойченко было получено в мае 1942 года в Саратове неизвестной женщиной, но Серафима Ефремовна его не получала. Разыскивать мужа она начала предположительно в марте 1950 года. Ответ на запрос из саратовского военкомата получила в январе 1951 года. То есть в этот период Серафима с ребёнком (пол не уточнён в анкете) проживала в Краснодарском крае, в хуторе Куйбышеве (ныне улица села Шедок) Псебайского района. По догадкам поисковиков, женщина могла начать поиск не сразу после войны, а значительно позже.

Для уточнения всей ситуации мы связались с главой Шедокского поселения Владимиром Алексеевым. Он пояснил, что документы тех лет не сохранились, а старожилов Куйбышева уже опросили, но они ничего не знают о Серафиме Ефремовне.

Начальник районного архива Марина Сахарова сообщила, что найти женщину будет нелегко. Хотя, если она трудилась в колхозе имени Куйбышева, то должны сохраниться сведения о ней в лицевых счетах.

— Фамилии Лойченко мы нигде не нашли, — сказала Марина Валерьевна. – Но когда через пару дней из Пенсионного фонда нам прислали совсем другой запрос по станице Ярославской, то в документах колхоза имени XXII съезда КПСС за 1979 год нам случайно встретились фамилия и имя «Лойченко Михаил». Он трудился там рабочим в бригаде № 5. Но не было его отчества. В рассчётно-платёжной ведомости по зарплате за 1980 год сохранилась полная запись: Лойченко Михаил Никифорович. Вместе с ним в этом колхозе работали Калиниченко Татьяна Дмитриевна, Бабичев Пётр Трофимович, Дорошенко Виктор Васильевич, Мартынов Валерий Леонтьевич, Шелестюкова Александра Васильевна. А председателем в тот период был Виктор Михайлович Рыленко.

Казалось, что с этого момента поиски продвинутся, но в ярославской администрации заявили, что Михаил Лойченко никогда там не проживал. К тому же бригада № 5 была в станице Махошевской.

Председатель махошевского совета ветеранов Елена Сухорукова подсказала, что Пётр Бабичев из бригады № 5 приходился родственником главе местного поселения Сергею Стацунову. Сергей Николаевич подтвердил её слова, но оказалось, что Пётр Трофимович умер лет пять назад. И многих из тех, кто трудился в этой бригаде, уже нет в живых.

Также Елена Ивановна Сухорукова сообщила, что её родственник Виктор Фёдорович Орлов работал в колхозе и припоминает Михаила Лойченко, который был инвалидом. Однако сейчас в станице его нет. Эта версия вызвала у нас сомнения: не мог инвалид трудиться в колхозе. Но поиски в Ярославской мы всё-таки продолжили. Появилась мысль, что Михаил мог жить там, а трудиться в Махошевской. К работе подключился ярославский совет ветеранов, учащиеся и педагоги школы № 14. Они опросили старожилов и подтвердили сведения местной администрации о том, что такой человек в станице не жил.

Осталась одна надежда на Светлану Литвинову, которая много лет трудилась в махошевской школе и вела с учениками поисковую работу. Она вспомнила Михаила, а потом узнала у станичников подробности о нём. Выяснилось, что Лойченко жил в Махошевской, на улице Советской, недалеко от нынешнего магазина «Дядя Ваня». У него была нарушена координация движений и имелись проблемы с рукой. Несмотря на это, мужчина трудился в колхозе, жил с матерью, которую соседи звали Соней. Станичники замечали, что говор у женщины был не кубанский. После её смерти Михаил остался один и спустя время ушёл из жизни.

Мы решили уточнить по документам дату, место рождения Михаила Лойченко и его матери. Пока отправляли запросы, пришло новое известие.

Оказалось, что Михаил был женат, в браке у него родилось двое сыновей. Мужчина с семьёй уехал из Махошевской то ли в семсовхоз, то ли в свиносовхоз — название населённого пункта никто не знает. В местной администрации по документам выяснили, что Лойченко был рождён 5 мая 1941 года, а где, не указано. Уехал он из станицы в 1993 или 94-м году.

В связи с этим обращаемся к жителям Мостовского района: если вам что-нибудь известно о Михаиле Лойченко и его детях, сообщите в редакцию газеты «Предгорье» по телефонам: 8-918-44-55-122, 5-11-81.

P.S. Параллельно с редакцией поиски родственников Никифора Лойченко ведёт Главное военно-строительное управление № 5 в Саратове. Со своей стороны они запросили в саратовском загсе документы, уточняющие девичью фамилию Серафимы Ефремовны (возможно, она уехала в Краснодарский край к родственникам), а также пол и имя ребёнка, если он был рождён в Саратове. Кроме того, обратились в архив, чтобы уточнить, кто проживал на улице Миллионной в Саратове. Это поможет выяснить, кому было передано извещение о смерти.

 

Виола Крапивина.

 

 

Опубликовано 27 янв 2020 | 670 просмотров

Оставить комментарий

* Обязательно к заполнению