От древних племён до наших времён
Земля чистой воды и зелёных гор отмечает замечательную дату: Мостовскому району — 45!
Кубанская Шамбала
Тот, кто впервые попадает в Мостовский район, бывает, как правило, просто очарован его природой. В этих местах, особенно возле Тхачского массива, есть, по словам историков, археологов, палеонтологов, спелеологов, занимавшихся исследованием природы и прошлого кубанских предгорий, какая-то особая энергетика. Одни называют Мостовский район кубанской Шамбалой, другие – маленькой Швейцарией. А третьи, поселившиеся в равнинной и предгорной части муниципального образования, просто наслаждаются видом заснеженных вершин из окон своих домов, яркой зеленью, свежим, по-особому вкусным воздухом, который не встречается в других местах. Значительную часть территории района занимает Восточный отдел Кавказского государственного природного биосферного заповедника, находящегося под охраной ЮНЕСКО. Здесь произрастает максимальное в России количество растений-эндемиков и реликтовых растений, водятся краснокнижные животные. Особо охраняемыми являются крупные животные, такие как зубробизон, благородный олень, западнокавказский тур, серна, рысь и другие. Впечатляют и горные пейзажи Мостовского района. Не случайно через горы района пролегает популярный туристский маршрут Псебай-Красная Поляна и в муниципальном образовании вновь возрождается туризм, появляются базы отдыха.
Привлекает Мостовский район людей и своим климатом. Зимой здесь нет сибирских морозов, а днём солнце способно порой прогреть воздух до +16,+18 даже в январе. Хотя минимальная на Кубани температура -39 градусов зафиксирована именно здесь (на пару с Ейском), в целом зимы в Мостовском районе мягкие, достаточно комфортные из-за отсутствия частых сильных ветров. Если ветер и поднимается, то обычно ненадолго. А летом в предгорья едут с равнинных районов Кубани, чтобы спастись от удушающей жары, не спадающей даже ночью.
Динозавры, человек и XXI век
Эти места полны неразгаданных тайн. В незапамятные времена, когда из вод океана Тетис только-только начали подниматься Кавказские горы, здесь бродили динозавры, ползали ископаемые гады, летали ящеры с кожистыми, без перьев, крыльями. Шло время. Росла горная система. Океан превратился в несколько морей, разделённых хребтами и холмистыми равнинами. В один прекрасный день на девственные равнины Прикубанья ступила нога доисторического человека…
С тех пор он здесь постоянно. Археологи находят множество древних свидетельств пребывания первобытных племён в предгорьях Кубани. Одни из самых ранних исторических памятников — стоянка неандертальцев на реке Губе и скопление дольменов у станицы Баговской. К числу палеолитических памятников района относят и петроглифы на горе Ятыргварта.
В разное время территорию района заселяли скифы, адыгейские племена. А в 1856-1862 годах происходит его заселение казаками. В 1964 году завершается 47-летняя Кавказская война и предгорья Кубани окончательно переходят под власть Российской империи. С тех пор русское население составляет здесь большинство.
Впереди, до появления Мостовского района, в стране было ещё немало бурных событий. Цареубийство, «царская охота» князя Романова, три революции, смена политического строя и системы экономики, период нэпа…
Все жизни Мостовского района
Вот в год окончания нэпа и произошло первое рождение Мостовского района. Было это 96 лет назад. Постановлением Кубано-Черноморского облисполкома от 19 июля 1924 года был образован Мостовской район с центром в селе Мостовом, который входил в состав Майкопского округа. В районе тогда было 14 сельских советов: Андрюковский, Баговский, Баракаевский, Бесленеевский, Бугунжанский, Губский, Костромский, Мостовской, Переправненский, Псебайский, Солёновский, Хамкетинский, Чернореченский и Шедокский.
Унароковский сельсовет относился к Дондуковскому району, Махошевский и Ярославский входили в Майкопский район.
Однако первая жизнь района продлилась недолго. Уже в феврале 1928 года был образован Лабинский район, в состав которого полностью вошёл Мостовской район, а также Унароковский, Махошевский и Ярославский сельсоветы.
Но перемены вновь не заставили себя ждать. Таким большим районом стало сложно управлять, из транспорта — только конные повозки. Было решено «пустить власть в люди», то есть максимально приблизить органы управления к селу. А как это сделать? Только разбив существующие районы на более мелкие. Поэтому 31 декабря 1934 года на картах Страны Советов опять появился Мостовский район с центром в селе Мостовом. В него вошли те же сельские советы, которые и были раньше, с добавлением трёх новых от Ставрополья: Гофицкого, Отважненского и Чернореченского. Параллельно образовали Ярославский район с центром в станице Ярославской. К нему отнесли Ворошиловский, Костромский, Краснокутский, Махошевский, Унароковский и Ярославский сельсоветы. Менее чем через год произвели усечение Солёновского сельсовета Мостовского района, передав хутора Ершов, Круглый и Псемён созданной Карачаево-Черкесской автономной области.
Принятие Сталинской Конституции СССР 1936 года привело к новым пересмотрам административных границ. Поскольку она закрепила деление РСФСР на края и области, в сентябре 1937 года Азово-Черноморский край разделили на Краснодарский край и Ростовскую область. В каждом из регионов начались территориальные преобразования. В августе 1939 года сформирован Упорненский район, который забрал у Мостовского района Ахметовский, Гофицкий, Каладжинский и Отважненский сельсоветы.
В декабре 1944 года часть территории из упразднённой Карачаево-Черкесии, включая Загедан, передали выделенному из состава Мостовского района Псебайскому району. Новое муниципальное образование включало в себя девять сельсоветов: Азиатский, Андрюковский, Баговский, Бугунжанский, Псебайский, Псемёновский, Солёновский, Чернореченский, Шедокский, а также Загедан.
В августе 1953 года Мостовской район во второй раз прекратил существование: его разделили между Ярославским и Псебайским районами. В состав последнего вошли ещё три сельсовета — Баракаевский, Бесленеевский и Губский. А в июне 1955 года ему передали четыре сельсовета из Ярославского района: Беноковский, Мостовской, Переправненский и Хамкетинский. В 1957 году из Псебайского района в Карачаево-Черкесию изымают Загедан, а в феврале 1960 года – Курджиновский (Псемёновский) сельсовет. Совсем скоро, в 1962 году, Псебайский и Ярославский районы присоединяют к ставшему в результате этих метаморфоз просто огромному Лабинскому району.
Казалось бы, всё, переделок больше не будет. Ан нет! Довольно быстро выяснилось, что управлять настолько крупной территорией на районном уровне крайне тяжело. Да и населению было неудобно ездить в сравнительно далёкий Лабинск, и это при том, что в то время не было общественного транспорта и до райцентра добираться надо было с оказией. Чехарда с пересмотром административных территорий завершилась 21 февраля 1975 года, когда Лабинский район разделили, отпочковав от него новый район с центром в рабочем посёлке Мостовском. Чтобы не путать название района и посёлка, название территории слегка изменили, передвинув ударение с третьего на второй слог и изменив написание слова с «Мостовской» на «Мостовский». Так состоялось третье и последнее рождение Мостовского района. И если в первые два раза он не «доживал» до солидного возраста, прекращая существование гораздо раньше, то теперь, давно перешагнув рубеж третьего тысячелетия от Рождества Христова, район уверенно приближается к своему полувековому юбилею.
Попытка номер три
Мостовский район, по имеющимся последним данным геологоразведки, содержит более 70 % запасов всех полезных ископаемых Краснодарского края. Несмотря на этот факт, вплоть до середины XX века район оставался сельскохозяйственным. В предвоенные годы и после войны здесь заметно выросли объёмы лесозаготовок и лесопереработки. Сразу после войны все лесоперерабатывающие предприятия были восстановлены. Экономической базой района стали Баговский, Псебайский и Мостовской леспромхозы, Мостовской комбинат мебельных деталей и некоторые другие предприятия. Развивалось сельское хозяйство. В 1945 году заработал Шедокский гипсовый комбинат. Возле села Мостового было пробурено 11 скважин, началось использование термальных вод, затем был создан тепличный комбинат по выращиванию овощей и цветов. Псебайский леспромхоз развился в опытно-показательный лесокомбинат, директором которого стал Юрий Лекаркин-старший, в дальнейшем почётный гражданин Мостовского района, заслуженный лесовод РСФСР, Кубани и Адыгеи. Мостовской мебельный комбинат превратился позже в одно из крупнейших мебельных производств Краснодарского края. Развивалось сельское хозяйство (более 10 % кубанского картофеля выращивалось в Мостовском районе), осуществлялись железнодорожные и авиационные пассажироперевозки. Район развивался так динамично, что именно на его территории было решено возвести ни много ни мало атомную электростанцию. Однако взлёт был прерван на середине перестройкой и последовавшим вслед за ним распадом СССР. Проект АЭС был положен под сукно, сельскохозяйственные предприятия в течение десяти-пятнадцати лет обанкротились все до единого. Тяжёлые времена настали и для строителей. Фирма «Юг» постепенно сокращала производство и докатилась до банкротства, аналогичная участь ожидала большинство других предприятий стройиндустрии. Только Шедокский гипсовый комбинат, на территории которого чуть не произошли вооружённые столкновения казачества с представителями выкупивших предприятие немецких бизнесменов, после вложения крупных инвестиций явил району экономическое чудо и образец ведения дел. За короткое время предприятие было модернизировано, увеличило в сотни раз выпуск продукции и под маркой фирмы КНАУФ стало главным донором экономики Мостовского района. Позже среди ведущих предприятий появились и тепличный комплекс в станице Ярославской, и кирпичный завод в станице Губской. Поля района стали обрабатывать возникшие сельхозпредприятия и фермерские хозяйства. Жизнь, несмотря на большое число различных препятствий, стала налаживаться.
Сейчас Мостовский район населяют почти 70 тысяч человек. Крупнейшим населённым пунктом является районный центр – посёлок Мостовской (25 тысяч человек, то есть более трети всего населения). Следующий – посёлок Псебай (10 тысяч человек), замыкает тройку станица Ярославская (пять тысяч человек). Развивается торговля, появляются сетевые магазины. Однако пока что одной из главных проблем муниципального образования остаётся относительно низкий уровень доходов населения как следствие отсутствия достаточного количества достойно оплачиваемых рабочих мест. Из-за этого наблюдается отток населения, особенно работоспособного возраста, и молодёжи в города. Возможно ли кардинально изменить ситуацию ещё при третьей жизни района? На этот вопрос ответ даст только будущее.
Никита Вагаев. Фото из архива.
Оставить комментарий