На что будет опираться новая вертикаль власти?
С 2023 года в стране начнётся радикальная реорганизация российского местного самоуправления
Из имеющихся сейчас в наличии около 20 тысяч муниципалитетов в течение пяти лет исчезнет как минимум половина в результате объединения в городские округа. Муниципальных районов и поселений больше не будет. Однако последствия реформы местного самоуправления могут оказаться совсем не такими, какими их представляют авторы инициативы.
Когда двойка равна единице
Мы уже привыкли к тому, что любая реформа, начатая сверху, почему-то приводит к ухудшению качества жизни простых людей. Пенсионная реформа уже показала себя – пенсионеров меньше, а пенсии не увеличились, как было обещано. Реформа здравоохранения привела к тому, что первичное звено оказания медицинской помощи оказалось обескровленным, и сейчас спешно думают над тем, как залатать образовавшиеся дыры.
Среди обречённых испытать реформу на себе — городские и сельские поселения, самый низовой и близкий к населению уровень власти. Соответствующий законопроект уже принят Госдумой в первом чтении и готовится ко второму.
Насколько экономически обоснована эта реформа? Мы знаем, что наше местное самоуправление хронически страдает от недостатка финансирования. Но что изменится для рядовых жителей страны после того, как муниципалитеты перекроят и сольют?
Авторы законопроекта, глава думского комитета по госстроительству и законодательству Павел Крашенинников («ЕР») и глава комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и госстроительству Андрей Клишас утверждают, что двухуровневая система местного самоуправления (МСУ), которая существует в России с 2003 года, себя не оправдывает. Предлагается оставить лишь три вида муниципальных образований: городские округа — крупные города с прилегающими деревнями, муниципальные округа, объединяющие небольшие города, деревни и сёла, и города федерального значения (Москва, Петербург и Севастополь) с внутригородским делением.
Три процента экономии
Предыдущая реформа местного самоуправления изначально была направлена на приближение местного самоуправления к населению, на то, чтобы в сёлах, деревнях, посёлках и маленьких городах были свои депутаты, свои органы местного самоуправления. «Ближе к людям» — таким был ключевой посыл – в полном соответствии со словами Президента РФ Путина в послании 2013 года о том, что «местная власть должна быть устроена так, чтобы любой гражданин мог дотянуться до неё рукой». Да и вообще с конца XIX века, и в досоветское время, и в советское, и в раннее постсоветское время в России всегда был низовой уровень, и неважно, как он назывался — земская управа, община, сельсовет, — до которого можно было дойти, достучаться…
Говорить о том, что будет экономия за счёт сокращения чиновников, мало смысла. Бюджеты всех сельских поселений в 2020 году (по 2021 году полных данных пока нет) — 234 млрд рублей.
Бюджеты всех городских поселений — 159 млрд рублей. Суммарно чуть меньше 400 млрд рублей на страну. При этом консолидированные, то есть с учётом бюджетов местного самоуправления, бюджеты регионов — 14 трлн рублей! Все муниципальные бюджеты — это лишь 3% от консолидированных бюджетов регионов. Очень немного.
Суть этой реформы не экономическая.
Главная причина, по которой она проводится — внизу стали избирать не тех депутатов. Избранные снизу люди не боятся задавать вопросы, почему так мало денег выделено на дороги, почему и как распределяются средства на исполнение полномочий между муниципальными структурами. Не боятся отстаивать интересы местного населения. Сейчас же в этих поселениях будет сидеть назначенный сверху чиновник.
Если конкретный глава местной администрации избирался населением, то обычно старается учитывать то, что людям важно, слушать их. Слом системы обратной связи и представительства интересов местного населения через избранных ими глав — самое страшное последствие этой как бы реформы. Из текста законопроекта следует, что уже с 2023 года в городских и сельских поселениях, муниципальных округах, обречённых на исчезновение, муниципальные выборы назначаться и проводиться больше не будут. Уже избранные к тому моменту местные депутаты, главы поселений и муниципальных районов доработают до конца срока своих полномочий. Нынешняя система полностью должна быть заменена на новую, одноуровневую, к 2028 году.
В развитых странах низовое местное самоуправление — неотъемлемый элемент организации публичной власти, и не имеет значения, унитарное это государство или федеративное. В разной мере, но это представительство существует, потому что люди должны иметь обратную связь и возможность свои интересы предъявлять.
Касательно Мостовского района реформа вполне может означать, что вместо всех 14 поселений будет образован единый Мостовский (или Мостовской) городской округ.
Андрей Логинов.
Мнения Андрей Кошмелюк, глава Переправненского сельского поселения:
— Нынешняя поселенческая власть способна оперативно реагировать на вопросы местного значения. Но рычагов реагирования у неё гораздо меньше, чем на уровне района. Стоит ли её ликвидировать на корню?
Я очень надеюсь на то, что закон доработают. Пока он ещё сырой, и если принять его так, как есть, произойдёт отрыв власти от народа, что может отразиться на социальном благополучии населения. Понятно, что при одноуровневой системе властям решать многие вопросы станет проще, вместе с тем сложнее станет решать свои проблемы людям. Если сейчас многое разруливается в администрациях местных поселений, то после реформы все заботы лягут на окружную администрацию. По моему мнению, надо было поступить как раз наоборот – расширить возможности наполнения бюджета на местах, чтобы сельчане при помощи выбранных ими депутатов сами определяли, что для них важнее.
Елена Кожевникова, глава Андрюковского сельского поселения:
— Это очень сложная проблема – как лучше управлять территориями. Знаю точно, что оставлять так, как сейчас, нельзя. На местах катастрофически не хватает средств для осуществления полномочий. Новое всегда нас пугает, но в отношении готовящейся реформы опасения могут оказаться не напрасными. Вполне возможно, что будет утрачено важнейшее связующее звено между властью и народом. Пока не вижу однозначных позитивных изменений, которые должна принести такая реформа. И вряд ли от упразднения поселений жителям станет лучше и легче жить.
Владимир Алексеев, глава Шедокского сельского поселения:
— Сейчас в поселениях наконец стали доходить до решения тех проблем, за которые ранее и взяться было нереально. Если разрушить этот уровень местной власти да ещё убрать местные Советы депутатов, то это нанесёт непоправимый ущерб селу.Тем более нечто подобное пробовали делать раньше и в итоге отказались. С 1975 года территориально-административное устройство Мостовского района практически не менялось, значит, эта система работала и пережила даже страшный период девяностых. А принятый в двухтысячных годах закон о местном самоуправлении дал импульс развитию поселений, пусть и не в той мере, как хотелось бы. Сейчас же вместо развития местного самоуправления мы откатимся далеко в прошлое, к тому, что уже проходили.
Фото Яндекс. Дзен. Никита Вагаев.
Оставить комментарий