Костный мозг и закостеневшие души
Тяжёлая болезнь может приключиться с каждым, будь ты маленький, будь взрослый, в любой момент жизни. Нет от неё страховки. Как не отчаиваться, как бороться с бедой и победить её — пытались рассказать мостовчанам герои документального фильма «Лист ожидания». Об этом и о том, почему их не услышали — в нашем материале.
Большой город. Вечер. Непрерывный поток спешащих куда-то машин. Такими кадрами режиссёр фильма «Лист ожидания» Наталья Маханько и оператор Анна Ованесова разбавляют речь трёх больных лейкозом – раком крови – героев. Эти машины, похоже, и есть мы с вами – вечно суетящиеся люди, не обращающие ни на что и ни на кого внимание, смотрящие лишь перед собой в свой замкнутый мирок. И ничто нас не трогает до того момента, пока вдруг не происходит поломка в нашей «машине» — сбой в организме, тяжёлая болезнь. Вот тогда ты сходишь со скоростной жизненной трассы, оглядываешься и понимаешь, насколько одинок. Ведь все также, не обращая на тебя внимания, продолжают нестись мимо со своими делами и заботами.
— Ты упал один, поднимаешься тоже один, — говорит молодой парень, герой фильма «Лист ожидания».
«Машины» трёх главных и реальных персонажей этого кино совершенно внезапно сломались. Они узнали, что больны страшной и тяжёлой болезнью – лейкозом. После этого с ними остались только самые близкие.
— Мой молодой человек отвёз меня в больницу и больше не приехал, — рассказывает одна из больных героинь – молодая, красивая девушка Алина.
Страх, отчаяние, долгая диагностика, неправильное лечение – вот с чем столкнулись на первых порах персонажи фильма. Всех их ждали постоянные переливания крови. Без этого организм слабел и мог погибнуть. Героиня Алина вспоминает, что бывали дни, когда ни один донор не приходил в больницу сдавать кровь. В такие моменты без кровяной поддержки состояние её крайне ухудшалось. Казалось, что смерть уже скоро, но врач, в конце концов, показывался с очередным пакетиком красной жидкости и жизнь продолжалась. Это всё к тому, насколько важно быть донором крови.
Всем персонажам фильма пришлось пройти химиотерапию. Это один из шансов на излечение. Они честно рассказали, насколько тяжело организм переносил химические процедуры, как им было трудно психологически видеть себя лысыми, толстыми или же наоборот очень худыми. Все изменения происходили из-за вводимых препаратов. Однако в случае героев фильма химия им не помогла. Единственным шансом на спасение для каждого стала пересадка костного мозга.
И вот тут фильм начинает высвечивать множество проблем, хотя их и без того было немало. Одна из главных – наша российская действительность, наши невежество, незнание и непонимание. Чем больше потенциальных доноров в стране, в мире, тем выше у больных шанс найти именно своего, подходящего. Это очень непросто. Должно быть большое число совпадений по генотипу между донором и больным, чтобы костный мозг мог прижиться в новом организме. Но культура донорства в России находится в зачаточном состоянии. На данный момент потенциальных доноров в нашей стране лишь 86 тысяч человек, тогда как в Германии их около 9 миллионов, а в США и вовсе все 15 миллионов. Как рассказывают герои фильма, в названных странах быть донором – само собой разумеющееся.
Вообще, для того, чтобы стать потенциальным донором, многого не надо. Требуется всего лишь сдать кровь в специализированных учреждениях. Ближайшая от нас клиника «Инвитро», где делают забор крови, называемый типированием, для внесения в регистр доноров костного мозга, находится в Армавире. Кроме того, мостовчанка Жанна Потоцкая, неравнодушная к этой теме, периодически проводит и собирается проводить дальше акции в Мостовском по пополнению регистра доноров, куда приглашает специалистов из «Инвитро». Однако здесь надо понимать всю серьёзность и ответственность такого шага, как вступление в регистр. Если вы вдруг подойдёте больному человеку, как донор, то будьте готовы идти до конца. И это ещё одна проблема России – безответственность. Бывают случаи, когда подходящий донор находится, но он отказывается от процедуры трансплантации костного мозга либо сам, либо под воздействием близких людей, ничего в этом не понимающих и руководствующихся лишь страхами и стереотипами. Но ещё хуже, когда донор говорит «нет» в последний момент. Тогда он практически приговаривает больного к смерти.
Фильм «Лист ожидания» помогает ясно увидеть жизнь пациентов в ожидании доноров. Когда по базе данных находится такой спаситель – это лишь половина радости. Как признаются герои фильма, когда так случается, тут же наступает страх того, что донор может отказаться. Ведь они не видят его, не знают, насколько ответственен человек. Донор, как правило, находиться очень далеко. И больные просто ждут новостей, и эти ожидание и неизвестность даются им очень тяжело. Время играет против них, любая задержка грозит смертью. Непосредственно перед пересадкой костного мозга, пациентов готовят к этой процедуре. Им дают сильнейшую дозу химии, которая убивает их костный мозг и все клетки, что будут сопротивляться внедрению донорского органа. В этот момент обратного пути уже нет. И тут страх, что донор откажется, становится ещё сильнее.
Кстати, в «Листе ожидания» показывают и других героев – самих доноров. Они же подробно рассказывают, как проходит процедура изъятия клеток костного мозга и что они при этом чувствуют. Есть несколько способов получить желаемые клетки. Выбор целиком зависит от донора. Он может лечь под общий наркоз, и тогда нужные компоненты будут получены из тазовой кости методом прокола. Другая же процедура, которую выбрали большинство доноров в фильме, сродни сдаче крови и не требует анестезии. Перед нею людям дают специальные препараты. Они должны вывести нужные стволовые клетки в кровь. Действие препаратов длится четыре дня. В это время человек чувствует лёгкое недомогание, похожее на то, что ощущается в момент, когда заболеваешь. После у донора начинают перекачивать кровь из одной вены в другую. При этом во время перекачки специальный аппарат забирает из крови клетки костного мозга. Процедура длится несколько часов, после чего человек свободен. Всё это, конечно, ни в какую не сравнится с теми мучениями, которые испытывают сами больные до и после пересадки костного мозга. Но они знают, ради чего терпят, – ради жизни, которую донор может им подарить.
К счастью, герои фильма нашли своих спасителей и вылечились. Ими оказались доноры из Германии. Кстати, будь доноры из России, всё вышло гораздо бы дешевле. И это ещё одна проблема – стоимость поиска подходящих по генотипу людей и всех связанных с пересадкой костного мозга процедур. Всё это может обходиться больным и их семьям в несколько миллионов рублей. Откуда берутся такие астрономические суммы, соответствуют ли они затраченным усилиям клиник и почему вообще жизненно важные препараты стоят бешенных денег? Такого ведь не должно быть, нельзя мерить человеческие жизни деньгами. Но пока выбора у больных нет…
Режиссёр «Листа ожидания» Наталья Маханько сняла очень нужный для общества фильм. С одной стороны на примере излечившихся героев он способен придать силу, поддержать и подарить надежду всем, кто переживает тяжёлую болезнь, с другой – кино показывает, что наше неравнодушие и небольшие усилия могут спасти смертельно больных людей: всех этих лысых, слабых детей, буквально живущих в онкологических больницах, которых часто показывают по телевизору, и взрослых. Нужно только, чтоб доноров было как можно больше. А после этого кино ничего не хочется так сильно, как тут же вступить в регистр доноров и надеяться на то, что ты подойдёшь по всем показателям больному человеку.
Привезли фильм в Мостовской представители благотворительного фонда «Русфонд», который активно участвует в привлечении новых доноров в регистр. С миссией просвещения людей по поводу донорства костного мозга они объездили всю центральную Россию и теперь колесят по югу страны. Как сказали приезжие гости из «Русфонда», вместе с ними в Мостовской могли приехать сама режиссёр фильма Наталья Маханько и вылечившаяся героиня Алина. Но буквально в последний момент планы у них поменялись. Однако хорошо, что они всё-таки не приехали, иначе бы с грустью смотрели на постыдную пустоту кресел мостовского ДК. В зале из 70-тысячного Мостовского района не было никого, кроме корреспондента газеты «Предгорья» и двух наших юных корреспондентов, пожилой пары, которая проходила мимо Дома культуры и, увидев афишу мероприятия, зашла сюда, а также жительницы посёлка Ирины Бураковой – мамы мостовского мальчика Захара, недавно перенёсшего пересадку костного мозга. Женщина пришла поделиться непростой историей преодоления болезни сына. Но её никто не услышал. Никто не увидел фильм. При этом организаторы сделали всё, чтобы привлечь внимание жителей. Они дали информацию во всех районных СМИ и значимых интернет-блогах, они расклеили афиши о предстоящем мероприятии, где только могли.
Говорят, на неявку мостовчан повлияло то, что мероприятие проходило в выходной, воскресный день. Но разве это нормально, баррикадироваться от мира, людей и событий, лежать пластом , якобы отдыхая от работы и ссылаясь на то, что выходных дней итак мало и надо набраться сил перед трудовой неделей?! Разве правильно объявлять выходной неприкосновенным и священным и беречь его, как Кощей своё яйцо?! А тем временем настоящая жизнь не делится на будни и выходные, она проходит ежесекундно. Мостовчане, откройте глаза, распахните души, увидьте мир во всей его полноте и широте, во всём противоречии, отвлекитесь от своих насущных дел, домов, квартир, праздников и начните, наконец, жить. А нет, так, пожалуйста, летите дальше по своей скучной, монотонной дороге будней и выходных до самого конца или пока, не дай бог, ваша «машина» не поломается…
Дмитрий Бунтури.
Организаторы мероприятия благодарят за помощь районные СМИ, заместителя главы Мостовского района по соцвопросам Владимира Богинина и работников мостовского ДК.
Оставить комментарий