Игла и нить не дают грустить
Вопреки непростой судьбе, которая продолжает испытывать Жанну Шибаеву, в её красочных вышивках нет места тёмным тонам.
С первого взгляда картины Жанны ничем не отличить от холстов, написанных маслом. Только прикоснувшись к ним рукой, понимаешь, что это вышивка. Прикладное творчество – едва ли не единственный способ выразить и передать все эмоции и переживания, которые испытывает девушка. Говорить ей сейчас тяжело, поэтому беседу мы ведём с её мамой Мариной Анатольевной.
Жанна училась хорошо в школе № 20 посёлка Псебай-1 и даже хотела поступать в институт на физико-математический факультет. А мама уговорила её посвятить себя творчеству, ведь девочка успешно занималась академическим вокалом в детской школе искусств. В девятом классе на осенних каникулах Жанна собиралась поехать с мамой на прослушивание в музыкальное училище имени Гнесиных. Но несчастный случай перевернул всю её жизнь.
Поскользнувшись в темноте, она упала с моста и сломала ногу. Это увидели трое парней, проезжавших мимо. Не дождавшись скорой помощи, они привезли девочку в больницу. Ортопеды сделали Жанне вытяжение ноги и дело пошло на поправку.
Но вдруг Жанна стала задыхаться и попала в реанимацию. В краевой больнице врачи установили, что у неё трахеопищеводный свищ. Вероятно, во время падения с моста воздух разорвал ей соустье, соединяющее просвет дыхательного горла с пищеводом, и началась пневмония. Четыре месяца её периодически вводили в кому и выводили из неё. Врачи пытались зашить свищ, но он распадался. Спустя время им всё-таки удалось это сделать, и Жанну окончательно вывели из комы.
— Дочь всех забыла, кроме меня, — вспоминает мама Марина Анатольевна. — Она не помнила ничего. Мы учили, что такое солнце, кто такие птицы. Пытались читать, считать до десяти, отнимать и складывать. Это были последствия комы и препаратов, которые ей вводили. Психотерапевт сказал, что точного прогноза никто не даст, здесь всё индивидуально. Возможно, дочь восстановится, а может, и нет, только учиться в обычном режиме она уже не сможет.
Жанна была прикована к постели, дышала через трахеостому, но, несмотря на это, продолжила учёбу. Педагоги приходили к ней домой. Училась она усердно. С русским языком, как и прежде, не было проблем, а вот любимая математика теперь никак не давалась. Девочка всё же окончила девятый класс. Учиться дальше ей было уже тяжело.
Вскоре вдобавок ко всему у неё появилась ещё и эпилепсия. Что только ни делали родители в течение десяти лет, чтобы вылечить дочку от всех недугов: возили её к именитым докторам, к народным врачевателям, читали медицинские книги, изучали в Интернете опыт других людей, ходили в церковь и неустанно молились.
Всё это и сильный характер Жанны дали свои результаты. Она наконец-то начала сама ходить, но в октябре прошлого года упала с лестницы, поломав обе ноги. Ей заново пришлось учиться делать первые шаги. Сейчас девушка передвигается с поддержкой, дышит благодаря трахеостоме, приступы эпилепсии мучают реже, только болезнь всё равно не отпускает её.
После травмы психологи советовали Жанне заняться каким-либо творчеством, связанным с мелкой моторикой. Она вспомнила, как в школе училась вышивать полукрестом, и увлеклась этим занятием. Сначала вышивала иконы и лики святых, потом появилось множество картин с кубанскими пейзажами.
— Любишь природу? – интересуюсь у Жанны.
Она в ответ, улыбаясь, кивает мне головой. Марина Анатольевна добавляет, что раньше они часто ходили всей семьёй в горы, на речку. Жанна не могла налюбоваться этой красотой и радовалась тому, что живёт именно в посёлке, а не в городе. Сейчас семья по мере возможностей старается выезжать на природу. Там Жанна отдыхает и черпает вдохновение для своих новых картин.
Немало у неё вышивок с животными и цветами, есть работы по африканским и китайским мотивам, а также в стиле современных постеров. Если умелице надоедает одна канва, она откладывает её и переходит к другой. Может одновременно работать над несколькими картинами. При этом она ничего не оставляет недоделанным, по полутонам подбирает каждую ниточку, чтобы вышивка «заиграла».
Рукодельница не продаёт свои произведения. Очень много сил уходит на что, чтобы красиво вышить одну, даже небольшую картину. Свои работы она дарит родным и близким.
Её вышивки можно увидеть на краевых, районных и поселковых выставках. Жанна — мастер-умелец народной декоративно-прикладной мастерской «Флористика» псебайского ДК, которой руководит Ольга Веретенникова. Уже дважды рукодельница побеждала в краевом творческом конкурсе для людей с ограниченными возможностями «Мы есть у тебя, Россия!».
У девушки ещё много красивых работ, которые можно было бы представить на различных конкурсах, но, чтобы оформить их, нужно немало средств. Рамка, антибликовое стекло и вся фурнитура на среднюю по размерам картину стоят около пяти тысяч рублей. Поэтому многие вышивки долгое время ждут своего выхода в свет. Однако рукодельницу это не останавливает. Она по-прежнему трудится каждый день.
— Не вредно часами сидеть, согнувшись над пяльцами? – спрашиваю я.
— Нет, Жанна часто отрывается от работы и делает разминку, выходит в огород погулять, — отвечает Марина Анатольевна. — Проблем со спиной сейчас нет, главное — тяжести не поднимать.
В свои 25 лет девушка стремится жить полноценной жизнью: помогает маме по хозяйству, читает книги, занимается любимым делом. Правда, общения со сверстниками, конечно же, не хватает. Все одноклассники разъехались по городам. Кто-то устроил там личную жизнь, а кто-то делает карьеру. Жанна тоже мечтает оправиться от недугов, выучиться на медсестру и помогать таким, как она.
Виола Крапивина. Фото автора.
Оставить комментарий