Сегодня
14 сентября
Валюта
90.93
100.8

Идём на грозу!

Кто и как расстреливает градовые облака в Мостовском районе.

 

 

Сотрудники противоградовой службы Юрий Пономаренко (слева) и Владимир Кармазин ответственно подходят к своей работе.

 

 

С ранней весны и до поздней осени сотрудники противоградовой службы борются с непогодой, стараясь сохранить сельхозугодия и имущество граждан.

Наш корреспондент побывала в пункте воздействия № 36, который расположился в живописном месте между посёлком Мостовским и селом Беноково, рядом с горой Шахан.

Сотрудники краснодарской военизированной службы по активному воздействию на метеорологические и другие геофизические явления должны безошибочно распознавать угрожающую тучу и выстрелить в неё ещё до того, как образуется опасный осадок.

Четыре бойца невидимого фронта – командир пункта воздействия № 36 Вячеслав Пьянов и бойцы (именно так называется их должность – прим. авт.) Николай Белецкий, Владимир Кармазин и Юрий Пономаренко следят за ситуацией в небе посменно, по графику «2 через 2». Я попала в пункт воздействия во время дежурства Владимира Кармазина и Юрия Пономаренко.

Как выяснилось, добраться сюда непросто. Сначала мы на редакционном автомобиле поднялись по автодороге, ведущей от Мостовского до Беноково, чуть выше кладбища. Затем я пересела в «Ниву» Владимира Кармазина. Ещё несколько километров ехали по ухабистой полевой дороге.
— Здесь только на таком транспорте можно проехать, — говорит Владимир, боец первого класса. — А зимой в непогоду сюда и на «Ниве» не добраться. Тогда приходится идти пешком. Я так работаю уже 17 лет. Да и все ребята тоже долго на службе. Наша активная деятельность начинается весной и заканчивается в октябре. Эти месяцы наиболее опасные, град выпадает часто.

В остальное время мы также ходим на работу, но не стреляем. Наши функции – охранять и следить за состоянием пусковых установок, которые стягивают в наш стационарный пункт со всех «точек» Мостовского района. А их всего шесть. В окрестностях хутора Весёлого Зассовского сельского поселения находится центральная «точка» – радиолокационная станция, которая «видит» небо в радиусе 150 километров. Как только начинают собираться кучевые облака, нам сигнализируют об этом по рации, передают координаты. Тот пункт, который ближе по местоположению, заряжает пусковые установки. Град, который нынешней весной и летом выпадал частенько и местами достигал размеров куриного яйца, выбивал урожай на огородах, пробивал крыши домов и повреждал автомобили. Но, если бы облака не «расстреливали», то ущерб, нанесённый стихией, мог оказаться ещё больше.

Задача — «засеять» опасное облако специальным реагентом – йодистым серебром. Распылённый реагент вступает в конкуренцию с естественным процессом образования градин: он оттягивает на себя большую часть переохлаждённой воды облака. Туча, что называется, за несколько мгновений переполняется сконденсировавшейся влагой и проливается обильным дождём. Если в нём и будут градинки, то совсем маленькие и безопасные.

Эффективность работы противоградовой службы — более 80 %. Специалисты практически всегда могут побороть стихию, но бывают и исключения. Например, категорически нельзя стрелять в облака, если поблизости пролетает вертолёт или при ветре более 25 м/с, но такое происходит редко. Гораздо чаще возникают другие ситуации: когда облако проходит над населённым пунктом, например, над Мостовским. Тогда ракеты выпускать запрещено. Специалисты ждут, чтобы облако немного сместилось. Между тем, важно понимать, что из дождевого оно может превратиться в градовое всего за 15 минут и тогда победить ледяную крупу станет невозможно.

Пока Владимир Кармазин на пульте принимает данные, Юрий Пономаренко направляет установку согласно указанным координатам.

Каждый раз противоградовой службе приходится точно просчитывать, какое облако может стать опасным, и оперативно принимать решения.

Один пункт воздействия может разогнать тучи в радиусе 11 километров.

— Раньше вместо пусковых установок использовали зенитки, — рассказывает Юрий Пономаренко, боец второго класса. — Они устарели по многим параметрам, но были эффективнее в том плане, что снаряды имели большой вес — 32 килограмма и, соответственно, более точную траекторию. Им был не страшен ветер. Но жизнь не стоит на месте, и со временем все пункты воздействия переоснастили. Сейчас ракеты весят 8,6 килограмма. Их изготавливают в Чебоксарах и доставляют спецтранспортом.

Нашу беседу прерывает сигнал по рации. Каждые два часа пункты воздействия выходят на связь с центральным контрольным пунктом, что близ хутора Весёлого, и обмениваются информацией. Если начинается градообразование, то готовность у бойцов должна быть стопроцентная. В случае необходимости распоряжения руководства должны быть исполнены в течение минуты.

— Пока я на пульте принимаю данные, напарник направляет установку согласно указанным координатам, — объясняет Владимир Кармазин.- Я наблюдаю за его действиями. Только когда он отойдёт на безопасное расстояние, запускаю ракету. Обычно даётся три ракеты на одну команду. Первая ракета идёт в центр облака и две — по краям. Потом с помощью радиолокационных данных операторы проводят корректировку ракетной атаки.

На территории пункта воздействия есть две пусковые установки — «Элия» и «Кристалл». По сути, они одинаковые, просто имеют разные названия из-за года выпуска. Установки никогда не заряжают заранее, ракеты хранятся на складе. Каждую весну оборудование проходит техническое обслуживание. Для этого приезжают специалисты из Лабинска.

Площадь противоградовой защиты в Краснодарском крае и Адыгее — 880 тысяч гектаров, в республиках Северного Кавказа — 931 тысяча гектаров, в Ставропольском крае — 839 тысяч.

Российская ракетная технология противоградовой защиты при выполнении всех её требований является экологически безопасной. Максимально возможные концентрации вредных веществ, которые могут образоваться в воздухе, в открытых водоёмах и почве, даже при единовременном расходе годовой нормы ракет, оказываются от 102 до 106 раз ниже предельно допустимых концентраций этих веществ. Эти выбросы значительно ниже выбросов других антропогенных и природных источников загрязнения.

 

? Факт

Как установили учёные и синоптики, именно в предгорных районах Главного Кавказского хребта находится «кухня» погоды обширного северокавказского региона. Большой перепад высот, высокая влажность, восходящие воздушные потоки и неустойчивость атмосферных процессов — все эти факторы провоцируют зарождение здесь плотной облачности и градоопасных облаков.

 

? Цифра номера

925 тыс. га земли защищает противоградовая служба. Это несколько районов Краснодарского края и Республика Адыгея.

 

Наталья Черноволенко. Фото автора.

 

 

Опубликовано 21 авг 2020 | 1 779 просмотров

Оставить комментарий

* Обязательно к заполнению