Сегодня
11 сентября
Валюта
89.82
99.72

Идём на Фишт!

Наша читательница и активная туристка рассказывает о путешествии на гору Фишт, которое она совершила в компании единомышленников.

 

 

Наталья Костенко увлекается туризмом более 12 лет. За эти годы она совершила около 80 больших
и маленьких походов по предгорьям Кавказа.

 

 

Поздним вечером мы с подругой Яной Силантьевой клеили обои, отмывали руки от клея и мечтали: «Вот бы пойти в поход!». Сразу вспомнились места, в которых не были, непокорённые Кавказские горы: Фишт, Оштен. Столько раз, бывая в наших горах, мы вглядывались вдаль и видели эти манящие вершины. Потрепавшись на ночь, мы разъехались по домам. Утром, пытаясь войти в колею рабочей рутины, я была обескуражена звонком подруги.

-Натах, я всё прочитала и посмотрела! Идём на Фишт!

Мозги сразу прояснились, как в утренний мороз.

— Ты что, Ян? Какой поход? Меня на работе не отпустят!

— Мы пойдём на выходных! Успеем! Я уже начинаю подготовку, а ты пока решай свои вопросы!

 

 

Завтра в путь

 

Сразу начались поиски в интернете, просмотры отчётов и видео о походах на Фишт, расспросы друзей-туристов, уже не раз побывавших на этой вершине. Боже, да тут нужны кошки и ледорубы! Вечером, бегая по стадиону, я думала, как хорошо, что тренируюсь, надо поддерживать форму. В горах тяжело, а мне будет легче. На семейном совете с мужем решили, что стройка и быт подождут, а в горы сходить надо. Подбили все срочные дела, отпросились на работе. Но тут нарисовалась одна проблема: мужу нужно на выходных ехать с бригадой охотников на подготовку к охотничьему сезону. Настроение сразу упало. Муж, посмотрев на мои грустные глаза, сказал: «Ладно, иди сама, но я буду очень волноваться!» Вечером я позвонила и сказала, что иду в поход сама. Так нас осталось трое: я, Яна и её муж Виталик. Утром, я предложила пойти в поход Оле, коллеге по работе. Она молодая девушка, не стеснённая обстоятельствами, в отпуске, да к тому же обожающая природу, сразу же согласилась. Спросила, когда идём. Я ответила: «Завтра!».

Вечером встретились у Силантьевых дома. Яна — опытный товаровед, рассчитала продукты по дням, высушила овощи и приготовила мясо, скупила все необходимые продукты и расфасовала их по пакетам. Разделили ношу поровну: газ, калорийные батончики, колбасу и прочие продукты. Определив время выезда, разъехались собирать рюкзаки. Дома я всё необходимое складывала в кучу, чтобы не забыть. Рюкзак получился увесистым, но, припоминая непредсказуемость погоды в горах, не смогла отказаться от зимнего спальника и тёплых вещей.

 

 

На лошадках — до Армянского перевала

 

Утро выдалось прохладным. Загрузившись в машину, все почувствовали какое-то приятное и радостное волнение. Дорога была вполне знакомой. Оля помнила её досконально, потому что буквально месяц назад по ней ездила. До посёлка Гузерипль долетели на одном дыхании. В маленьком ларьке кордона приобрели билеты в заповедник. Дальше дорога всё время вилась вверх. Набор высоты ощущали барабанными перепонками. Яворова поляна появилась неожиданно. Мы заехали во дворик, оставили машину и, водрузив свои тяжёлые рюкзаки, вышли на тропу. С момента выезда прошло около четырёх часов, все проголодались и решили сразу позавтракать. Лес был тих, щебетали птички. Возле пенька, где мы решили потрапезничать, увидели грибы: белые, опята и моховичок. Позавтракав, снова двинулись в путь. На небольшой возвышенности, словно три богатыря, росли громадные пихты. Посередине белели две стрелки: на приют Фишт и на плато Лагонаки. Мы свернули налево. Маршрут проходил по лесу, но вскоре он закончился, и тропа завиляла по нагорью. Справа появился хребет Каменное Море. Это был затяжной подъём к перевалу Гузерипль. Чем дальше шли, тем больше я понимала, что мои занятия на стадионе – полный отстой. Я знала, что рюкзак тяжёлый, но при подъёме его вес как будто удесятерился. Пот катился градом. Друзья всё время пытались меня ускорить, но я не могла. Когда добрались до перевала, долго не могла перевести дух. Дальше тропа шла вниз и вела к фиштинскому приюту. Мы с Олей отпустили своих легкобежных друзей и решили идти, не сбиваясь со своего ритма. Яна с мужем сразу умчались вдаль. Мы начали спускаться с перевала и увидели конных. Тёмные лошадки блестели своими боками на фоне серых камней. Конные поравнялись с нами, и едущий впереди дядька спросил: «Хотите проехаться на лошадках?». Мой усталый организм сразу же ответил: «Да!». А Оля добавила: «Сколько это будет стоить?». Собеседник улыбнулся: «Да бесплатно!». Мы запрыгнули на лошадок, а дядька привязал наши рюкзаки, ругая за непосильную ношу, которую мы на себе таскаем. Такого путешествия у нас ещё не бывало! Лошади резво бежали вверх и до Армянского перевала добрались быстро. За следующим поворотом мы увидели своих друзей. Они от удивления раскрыли рты и только успели достать фотоаппарат, чтобы запечатлеть наш конный марш. До фиштинского приюта оставалось совсем немного. Неожиданно горы распахнули свои лесные ресницы и мы увидели потрясающую картину: внизу зеленела огромная поляна, над которой возвышался серой грудью Фиштенок. Блестела и извивалась речка Белая. На поляне, словно грибы после летнего дождя, рассыпались разноцветные шарики палаток.

 

 

Тёмное небо и мириады звёзд

 

На фиштинском приюте было немноголюдно, пустые палатки ждали своих хозяев. Вскоре появились наши друзья. Пока готовился ужин, рассматривали местность, широкую поляну, белый валун посреди лагеря, прилетевший с вершины гор. Постепенно лагерь заполнялся людьми и смехом. Кто-то, как и мы, только пришёл, а кто-то спускался с вершин, принося вниз особое настроение и массу впечатлений. Воздух становился холоднее. Небо темнело, и с каждой минутой на нём зажигались мириады звёзд. С восхождения вернулся наш сосед – инструктор Женя. Вечер скоротали, слушая его рассказы и поучения, как не потерять тропу, ориентироваться по маркерам. Он показывал видео с восхождения и катания по леднику, весело смеялся, а мы ужасались его безрассудностью. Спать легли рано: чтобы успеть взойти на Фишт, нам нужно встать в четыре утра.

Утро было холодным и тёмным. Усилием воли мы поднялись, соорудили быстрый завтрак и отправились в путь. Пока шли, наслаждались природой. После сухой травы внизу наверху вдруг расцветали альпийские цветы, зрел крупный шиповник и ежевика, а там вдалеке алела гроздьями рябина.

Горизонт светлел, розовел, а вскоре из-за горы выкатилось пылающее солнце. Колоски травы подсветились и как будто зажглись изнутри на фоне солнца. Постепенно мы поднимались выше и видели, как из лагеря выходят маленькие фигурки. Сначала нас обогнали два марафонца с собакой, потом спортсмены, затем Яна с Виталиком, потом ещё группа. Но нам не было обидно: каждый идёт своим темпом. Где-то приходилось ползти, два раза воспользовались верёвкой. Кавказские горы – огромная складчатая горная порода. Мы чувствовали себя муравьями на огромном слоёном пироге, где каждый слой означал миллионы лет нашей планеты. Огромные скалы, жестоко эрозированные водой, ветрами и снегом, сурово обнажали нам свои повреждённые бока, на которых отметинами блестели остатки древнего океана Тетис, ракушки, следы аммонитов и окаменелые позвонки неизвестных рыб.

Чем выше поднимались, тем больше видов открывалось нашему взору. Справа высился Оштен, рядом присоседился Пшеха-су. Фиштенок не казался уже таким большим.

Весь маршрут до вершины горы Фишт маркирован. Это очень хорошее подспорье: не заблудишься, если иди по красной стрелочке. Поднявшись на очередной склон, мы почувствовали ледяной ветер. Перед нами показался большой фиштинский ледник. Сразу открылось второе дыхание. Идти стало легче. Возле ледника слышен невообразимый грохот. Тысячи ручьёв стекают по ледяным желобам и устремляются вниз. Группы туристов растянулись в линию и маленькими шажками продолжали путь.

То и дело слышались крики «Осторожно, камень!». Да, пожалуй, без каски ходить в горы опасно. Тропа виляла между камней, и, наконец, на фоне синего неба показался большой красный крест. Вот она! Вершина горы Фишт! 2867 метров над уровнем моря! Облака проплывали между нами, как ручные. Люди лежали, наслаждаясь солнцем и синим небом. Пили чай из горных трав со сладкими батончиками. Играли с собакой, пришедшей с фиштинского приюта. Только при нас этот пёс взошёл на вершину два раза. Мы решили, что он наверняка ветеран альпинизма, хоть и молод. Спуск занял в два раза меньше времени, чем подъём. Мы не желали быстро покидать это прекрасное место. Зажглись яркие костры. А вскоре зазвучала гитара и громкий смех ребят. На эти звуки стекался народ, и мы присоединились к туристическому братству. Пели песни, смеялись и затем разошлись по палаткам. Ребят утром ждало восхождение на гору Фишт, а нас — долгая дорога домой.

 

Наталья Костенко. Фото предоставлено автором.

 

 

Опубликовано 8 авг 2020 | 993 просмотров

Оставить комментарий

* Обязательно к заполнению