Сегодня
3 мая
Валюта
92.01
98.72

Ещё одна тайна Михизеевой Поляны — история погибшего лётчика

Стараниями архивистов и поисковиков установлено имя лётчика, казнённого фашистами на Михизеевой Поляне

 

 

 

Спустя восемь десятилетий удалось выяснить фамилию лётчика, разделившего участь михизеевцев. Поисковики ищут останки самолёта Пе-2 и членов экипажа.

 

 

 

Я вижу, как сейчас

 

Того, кто хоть единожды соприкоснулся с трагедией Кубанской Хатыни, кто хоть раз побывал на месте стёртого с лица земли посёлка лесорубов, память снова и снова возвращает к ноябрьским событиям 1942 года.

На Михизеевой Поляне мне довелось побывать дважды. Как сейчас вижу семь чёрных крестов у пологих ям – следов братских могил, старый колодец, вековой дуб, приютивший под своей сенью изрешеченных пулями матерей и детей, расстрельный камень – на нём табличка с обещанием возвести часовню в память о безвинноубиенных.

Чумазый, фуражка набекрень, штаны на помочах — перед глазами, словно сошедший с фотографии 40-х махошевский мальчуган лет шести.

— Вы куда все, а? Меня с собой возьмёте?! – опираясь на штакетник, бесхитростно выдал он группе полевой экспедиции.

Как было в двух словах объяснить ребёнку, что там, куда мы идём, 80 лет назад гестаповцы не пощадили никого, даже таких, как он.

Семь дней каратели не позволяли родственникам засыпать братские могилы. Тела убитых растаскивали шакалы и дикие кабаны. 65 лет назад останки михизеевцев перенесли в станицу Махошевскую. Ямы остались незасыпанными.

По сохранившимся остовам печей и фундаментов, по дверным засовам, ухватам и кованым гвоздям, вросшим в землю, и сегодня можно определить места расположения бараков.

Среди жителей станицы Махошевской жива история о том, что в одном из таких жилищ местный житель скрывал раненного лётчика: выхаживал, а когда осведомитель сообщил о готовящейся облаве, увёл в лес. Там его фашисты и нашли. Найден был и парашют с обрезанными стропами.

«Александр!» — только одно слово выкрикнул раненный лётчик, прежде чем в него вонзились штыки фашистов. Его казнили на глазах у местных жителей. Там, у трибуны, палачи изрешетили и детей из блокадного Ленинграда.

Для меня, как для архивиста, было очень важно хотя бы попытаться воскресить из безвестия имя неизвестного солдата.

 

 

 

 

В поисках лётчика

 

Когда не знаешь, с чего начать, все средства хороши. Главное – действовать. Отправной точкой стало изучение истории оккупации Мостовского и близлежащих районов.

Первая зацепка. В ночь с 23 на 24 октября 1942 года в паре десятков километров от Михизеевой Поляны парашютисты-спецназовцы Черноморского флота совершили диверсионную операцию.

В задачу «огненного десанта» входило уничтожение самолётов противника, складов ГСМ, авиационных боеприпасов, размещённых на территории Майкопского аэродрома.

С задачей спецназ справился, но не обошлось без потерь. Зенитным огнём был подожжён тяжёлый бомбардировщик ТБ-3. Десантникам пришлось прыгать из горящей машины под огненными струями бензина, хлеставшими из пробитых осколками баков. Запись о встрече с десантниками есть в дневниках партизан курганинского отряда «Кубанец» и партизан майкопского отряда «Народные мстители».

Можно было бы предположить, что наш михизеевский лётчик причастен к этой истории. Но заместитель руководителя краевой поисковой организации «Кубанский плацдарм» Евгений Порфирьев другого мнения. Он убеждён, что наш Александр – командир пикирующего бомбардировщика Пе-2 Александр Козуля.

 

 

 

Последний вылет экипажа капитана Козули

 

Судя по архивным данным, взятым из отчёта боевой работы 742-го отдельного разведывательного авиационного полка Черноморской группы войск Закавказского фронта, 1 ноября 1942 года с разведки не вернулся экипаж Пе-2 под командованием капитана Козули.

В описании обстоятельств потери экипажа записано: «Экипаж в 14:30 вылетел на разведку войск противника в район Андрюковская, Каладжинская, Лабинская, Курганная, Кропоткин, Николаевское, Белореченская, Черниговская, Тверская, Хадыженская, Нефтегорск, Самурский. С боевого задания не вернулся».

В то же время, по записям рассекреченной немецкой базы данных, лётчик Людвиг Таучман 1 ноября 1942 года, в 14 часов 20 минут (по-московскому времени в 15 часов 20 минут), на истребителе Мессершмитт Bf-109 в одиночном воздушном бою сбил бомбардировщика Пе-2, но и сам потерпел поражение. Погиб в четверти километрах восточнее Майкопского аэродрома.

Сопоставив сведения, можно предположить, что «сто девятого» сбил стрелок-радист Пе-2, старшина Марат Борисов. Его останки, как и останки штурмана, капитана Валентина Мартынова, пока не обнаружены.

В именном списке выбывших членов экипажа Пе-2 одинаковая запись «1 ноября 1942 не вернулся с боевого вылета».

По словам Евгения Порфирьева, поиском неизвестных солдат он занимается без малого 40 лет.

Третье десятилетие ищет сбитые самолёты. На сегодняшний день при его участии найдено 408 самолётов. Удалось обнаружить 137 останков советских лётчиков. В 135 случаях установлены их имена.

Из восьми «пешек», потерянных 742-м отдельным разведывательным авиационным полком во второй половине 1942 года, семь найдены. Восьмая, та самая Пе-2 капитана Козули, по-прежнему в разработке поисковиков. По системе координат Люфтваффе советский самолёт упал юго-восточнее станицы Махошевской. С учётом обстоятельств крушения радиус его поиска — порядка пяти километров.

— Я думаю, местные жители могут помнить рассказы старших о крушении самолётов, — говорит Евгений.

— Для нас важна любая информация. Учитывая большую массу Пе-2, можно предположить, что самолёт мог уйти на глубину до пяти-шести метров. Зачастую место падения – большая воронка.

Как правило, маркерами падения становятся куски дюрали, из которой изготавливалась обшивка корпуса. Воронку и обломки могли видеть охотники, грибники, туристы или фермеры. Вполне возможно, штурман и стрелок-радист погибли вместе с самолётом.

При обнаружении потерпевшего крушение борта можно будет с полной уверенностью говорить о том, что ещё один экипаж разведчиков вернулся с боевого задания.

Уважаемые читатели, если вы располагаете информацией, которая может быть полезной в установлении точки крушения самолёта, присылайте информацию на электронную почту n_sh777@mail.ru или на номер ватсапа 8-953-113-56-11.

 

Наталья Шамова.

 

 

Опубликовано 8 фев 2022 | 553 просмотров

Оставить комментарий

* Обязательно к заполнению