Сегодня
17 мая
Валюта
91.82
98.95

Верили и ждали возвращения родных

В 1941 году Миша Мирошниченко жил в станице Владимирской Лабинского района и в мае окончил пятый класс школы

 

 

 

 

Утром 22 июня по улице проехал верхом на лошади вестовой, кричал: «Война, война, война!», объяснял, что всем надо собраться и прослушать у «народного дома» — так в станице тогда называли Дом культуры — важное правительственное сообщение. Миша вместе со взрослыми также отправился к «народному дому». Голос диктора Юрия Левитана передавал по радио то самое знаменитое и короткое сообщение о начале войны с Германией.

Многие женщины рыдали, другие стояли молча, третьи ругали фашистов почём зря и проклинали их.

Детвора поменьше, конечно, не очень понимала, что происходит, но, поддавшись настроению взрослых, перестала бегать и притихла. Все чувствовали, что жизнь отныне кардинально изменится.

Отец Михаила Павел Степанович ушёл на фронт уже на второй день войны. Ему, кстати, удалось пройти через горнило всех сражений, в том числе Сталинградской битвы, и поучаствовать во взятии Берлина. Войну он закончил старшиной артиллерийского дивизиона, вернулся домой весь израненный, но живой. Много лет спустя, в 1979 году, ветерана войны нашла сильно запоздавшая награда – Орден Отечественной войны.

После ухода отца на фронт Михаил одно время жил у бабушки, а потом у тёти. Работал в колхозе наравне со старшими до тех пор, пока фронт не подошёл совсем близко. Взрослых часто направляли рыть окопы под Армавиром, в том числе и тётю. Такой же окоп она вырыла в огороде на тот случай, если станицу будут бомбить. Но авианалётов на Владимирскую практически не было. А затем, в августе 1942 года, в станицу зашли немцы. Шли они вереницей по дороге на Зассовскую. Михаил с друзьями сидел на пригорке и наблюдал с огородов, как вперёд промчалась на мотоциклах вражеская разведка, за ними машины, а следом потянулись конные обозы. Большая часть фашистов направилась дальше, к горам, где перед ними стояла задача: через горные перевалы войти в Закавказье.

Некоторые подразделения расквартировались в станице. Поскольку хата тёти была небольшой, немцы для постоя её не выбрали. Через пару часов со стороны Зассовской послышались выстрелы – это отступавшие советские войска обстреляли колонну из машин. Но этим сопротивление и ограничилось.

В первые же дни захватчики начали поиски станичников еврейской национальности. Нашли около 40 человек, всех собрали в колонну и погнали в станицу Лабинскую. Позже станичники узнали, что всех этих людей расстреляли – и взрослых, и детей.

Расстреляли немцы и девушку-соседку Аню Савонину за связь с партизанами, когда она в очередной раз пришла из отряда в станицу к родителям. Её по чьей-то наводке изловили, отправили в станицу Лабинскую, там допрашивали, пытали, но никаких сведений от неё так и не получили. После войны одна из улиц станицы стала носить имя Ани Савониной.

Однажды Михаил шёл к родственникам и нарвался на вражеского офицера. Тот что-то начал говорить ему на своём языке, гладил по голове, потом достал фотографию, где он сидел с женщиной, а рядом стоял мальчик – ровесник Михаила. Офицер вынес из дома рамку с мёдом и показал знаками – бери. Михаил отказался – тётя с бабушкой строго-настрого запретили брать что-либо у гитлеровцев, но когда офицер, махнув рукой, ушёл, всё же забрал её – очень уж хотелось попробовать сладкого.

После освобождения вновь пахали, сеяли, собирали урожай. Позже, когда появились тракторы, ребята, в том числе и Михаил, занимались ремонтом техники. Как только вновь начала работать школа, парень продолжил учёбу. Он так и связал всю свою дальнейшую жизнь с сельским хозяйством, получив профильное образование. И уже много лет спустя, когда образовался Мостовский район, Михаил Мирошниченко возглавил и развивал районный агропром.

 

Андрей Логинов.

 

 

Опубликовано 14 май 2022 | 392 просмотров

Оставить комментарий

* Обязательно к заполнению