Ушли на фронт в первых рядах
Сегодня, 22 июня, — 82-я годовщина начала Великой Отечественной войны. И мы благодарим тех, кто защитил мир от фашистских оккупантов.
Это был самый тревожный день. Народ тогда не знал, что впереди ждут четыре года тяжёлых испытаний, но все были готовы сражаться с врагом. Как и наши земляки призыва 1941 года. Об этих бесстрашных защитниках рассказала педагог-организатор псебайского ДДТ Валентина Хапёрская, которая руководит поисковой группой союза ветеранских организаций.
жил в Андрюках. В первые дни войны был направлен в Махачкалинское пехотное училище. В июне 1942 года в звании сержанта назначен командиром пулемётного взвода 514-го стрелкового полка 172-й стрелковой дивизии Приморской армии. Эта дивизия 73 дня обороняла Одессу, но, оказавшись в глубоком тылу гитлеровцев, была вынуждена отступить на крымский полуостров, получив приказ не дать врагу захватить Севастополь.
По воспоминаниям фронтовика, 172-я дивизия первой добралась до границы севастопольского оборонительного рубежа и оказалась под главным ударом фашистов. Воины 514-го полка держались стойко. Когда подошли основные силы, в полку осталось 103 человека. В этих боях Пётр Игнатьевич был ранен. 22 декабря 1942 года награждён медалью «За оборону Севастополя».
После выздоровления судьба забросила его на Ленинградский фронт в 192-й гвардейский стрелковый полк 63-й гвардейской стрелковой дивизии, с которой боец освобождал Прибалтику.
Орден Красной Звезды Пётр Бугаев получил в 1944 году. В выписке о награждении сказано: «Организованно и без потерь форсировал реку Эмбах и уничтожил до 20 вражеских солдат. В дальнейшем при ведении боя в глубине обороны обеспечил продвижение пехоты вперёд».
В Прибалтике в боях Пётр Игнатьевич получил тяжёлое ранение в голову, лишился правого глаза. После госпиталя был комиссован.
В 1946 году обладающего организаторскими способностями фронтовика избрали председателем андрюковского колхоза. Но из-за подорванного здоровья ему пришлось уйти с этой работы.
Через год земляки избрали его председателем исполкома Андрюковского сельсовета. За восемь лет на этом посту он много сделал для благоустройства станицы. В 1965 году после сложной операции ветеран скончался.
Амбако Платонович Абуладзе
в Баговской появился 13-летним подростком, был подпаском у чабанов. В 1938 году его призвали на службу и направили в полковую школу. После её окончания сержанта Абуладзе с однополчанами отправили в Китай для службы.
В начале ВОВ его мобилизовали. В составе кавкорпуса генерала Льва Доватора он получил первое боевое крещение под Великими Луками. Их кавгруппа в тылу фашистов разгромила конную жандармерию. В этом рейде Абуладзе помогли умение ориентироваться на местности, приобретённое в горах, и знания, как подлечить лошадей.
Вскоре конница Доватора была переброшена под Москву. К этому времени Амбако Абуладзе командовал эскадроном. Своё первое ранение он получил под Ржевом. После выздоровления его направили на переподготовку. В звании старшего лейтенанта Абуладзе попал на второй Украинский фронт в должности командира стрелковой роты. В одном из боёв за его спиной разорвался снаряд, осколки попали в позвоночник. После долгого лечения к службе он был не пригоден. Долго пришлось ему уговаривать врачей изменить заключение комиссии. В его документах хранятся две выписки с одним числом и номером. В одной записано: «не годен», в другой: «годен».
В августе 1944 года при взятии немецкого Ясско-Кишинёвского плацдарма на долю роты Абуладзе выпало взять штурмом 12 дотов. За успешно проведённую операцию он был награждён орденом Красной Звезды. Два ордена Красного Знамени получил за освобождение городов Плоешти и Ромен, а также за взятие города и железнодорожной станции Сегед в Румынии. В этом бою он был ранен ещё раз. В июне 1945 года в звании гвардии капитана уволен в запас как инвалид войны.
В мирное время почти 40 лет трудился в баговском колхозе имени Фрунзе. Был и зампредседателя, и ветфельдшером. Скончался в 1999 году.
Михаил Иванович Букреев
в 1937 году с родителями переехал в Андрюки. Когда началась война, был призван на службу. Боевое крещение принял в боях за Кавказ под Моздоком. Ветеран рассказывал: «Это были тяжёлые дни и ночи. Наш пехотный полк беспрерывно отражал мощные танковые удары фашистов вдоль реки Терек в районе Моздока. А наша рота состояла из молодёжи. Мне самому было 18 лет. Похудевшие, покрытые пылью и копотью, шатаясь от усталости и бессонных ночей, мы стреляли из винтовок, пулемётов, забрасывали немецкие танки бутылками с зажигательной смесью. Нам казалось, что не будет конца этим ползущим рычащим чудовищам и никогда не иссякнут серые лавины бегущих за танками вражеских автоматчиков. Здесь я получил ранение. В мою бутылку с зажигательной смесью попал осколок снаряда и на мне загорелась одежда. Я получил тяжёлые ожоги и до февраля 1943 года находился в госпитале».
После выздоровления Михаил Букреев прошёл курс обучения и был направлен в 1330-й полк на должность командира орудия. С мая по декабрь 1943 года участвовал в боях за города Ельня и Смоленск.
Михаил Иванович освобождал правобережную Украину, Чехословакию, Польшу, Венгрию. В марте 1945 года в Чехословакии Михаил Букреев был ранен ещё раз и до Дня Победы лечился в госпитале.
Его фронтовой путь отмечен орденами Отечественной войны I степени, Красной Звезды, медалями «За отвагу», «За боевые заслуги».
В сентябре 1945 года его направили в Харьковское военно — политическое училище. После учёбы в звании лейтенанта продолжил службу на Балтике, на Краснознамённом крейсере «Максим Горький».
В 1961 году Михаил Букреев вышел в отставку и вернулся в Андрюки. Окончил педфакультет при КУБГУ, работал учителем, а затем 17 лет возглавлял школу № 6.
Ушёл из жизни в 2007 году.
Михаил Павлович Шалаев
из Псебая был мобилизован в июне 1941 года. Служил сапёром.
— Нашему Прибалтийскому фронту поставили задачу — создать условие для освобождения прибалтийских республик и не допустить отхода немцев на Вильнюс и Ригу, — вспоминал ветеран.
— А для этого были нужны разведданные по обороне противника. Мы часто провожали и встречали полковых разведчиков. Так было и зимой 1944 года. Разминировали проходы и ждали условного сигнала. Как только подошла разведгруппа, немцы открыли артиллерийский огонь по этому участку. Меня и радистку взрывной волной отбросило в котлован, засыпало землёй и снегом. Когда выбрались, то поняли, что из группы никто не спасся. С радисткой добрались до своих. Товарищи, увидев меня, воскликнули: «Миша, да ты седой!». С тех пор все меня звали «Седой.
В сентябре 1944 года взвод Михаила Павловича был направлен с группой разведчиков в тыл к фашистам. Там они завязали бой и отразили несколько атак, отвлекая внимание врага. Тем временем советский полк перешёл в наступление на соседнем участке. В этом бою младшего сержанта Шалаева тяжело ранили в обе ноги, он долго лечился в госпитале. За участие в операции был награждён орденом Отечественной войны II степени. Также на его гимнастёрке блестели медали «За отвагу», «За победу над Германией».
Домой фронтовик вернулся в 1946 году и до пенсии работал бульдозеристом в лесокомбинате крайтопуправления. До сегодняшнего дня он не дожил.
Яков Васильевич Терехов
из Шедка ушёл на фронт в числе первых и не вернулся. Его дочь Надежда Яковлевна Скорнякова рассказывала: «Отец пришёл с финской войны, а через месяц его снова призвали воевать с фашистами. В тот день из Шедка уходило на фронт несколько односельчан. У клуба они погрузились на телегу. Я прицепилась сзади и ехала до конца села. Потом отец остановил телегу, снял меня с брички, обнял и велел бежать домой. Больше я никогда его не видела».
В 2015 году Министерство обороны открыло доступ к интернет- порталу об участниках Великой Отечественной войны. Стали известны факты о погибших, о пропавших без вести или попавших в плен.
— В 2019 году наша поисковая группа нашла сведения о Якове Васильевиче Терехове, — рассказывает Валентина Хапёрская.
— В кровопролитных боях под Вязьмой он попал в плен, где умер 11 сентября 1942 года. Тема плена ранее, да и сейчас не почитаема ни официальными лицами, ни СМИ, и даже простым народом. Люди, попавшие в плен и сгинувшие там бесследно, и чудом выжившие, многими считались трусами и предателями. А ведь они мученики войны. Именно так хочется назвать военнопленных фашистских лагерей. Страшно осознавать, что они до сих пор остаются в «плену» недопонимания. Эти солдаты ждут, что их вспомнят, поймут, помянут. Они это заслужили. Солдаты 1941 года остановили и переломили танковые клинья, рвавшиеся к Москве, заплатив за это страшной ценой.
Подготовила Виола Крапивина.
Цифра номера
Более 2600 человек ушло на фронт из Псебая, Андрюков, Солёного и Шедка, а вернулось 1374, по данным поисковой группы союза ветеранских организаций.
Оставить комментарий