Теперь колокола торжественно звонят
Как Свято-Никольский храм станицы Бесленеевской пережил трудные времена, устоял и возродился.
Собрать его историю по крупицам смогла учитель местной школы № 8 Надежда Алексеевна Ищенко.
Её и других станичников, возродивших храм, уже нет в живых. О том, как люди участвовали в этом благом деле, рассказали старожилы Мария Никитична Рубилкина и Иван Васильевич Долгов.
Здесь молились предки
Станицу Бесленеевскую основали 22 августа 1861 года, а вскоре построили храм во имя святителя Николая Чудотворца. Как и полагалось, церковь имела крестообразную форму. Возвели её казаки из местного леса и обнесли деревянной оградой с большими воротами на запад. На высокой красивой колокольне установили пять бронзовых колоколов. Звон слышали жители соседних станиц.
Внутри, на стенах, были изображены святые, на куполообразном потолке — Бог. Сверху на цепи спускалось паникадило на 30 больших свечей. Снизу к нему был прикреплён позолоченный шар. Казаки после службы жертвовали в приход дорогие иконы и другие церковные украшения.
В 1910 году станичники обнесли здание железной оградой. Ворота стали красивее и шире. Со стороны боковых приделов установили металлические калитки с овальным верхом и зонтиками.
Улицы от церкви расходились лучами в разные стороны, чтобы людям было удобно собираться на службу и возвращаться домой. Недалеко от ворот стояла сторожка, за пределами храма — дом для священника. Рядом находилась церковно-приходская школа. В 1912 году ей отвели другое помещение. Школа стала светской.
До революции в храме собиралось много народу. Люди приходили нарядные. Казаки, урядники, юноши стояли справа, женщины — слева, дети — впереди.
Богослужения шли по субботам вечером, по воскресеньям — утром и вечером, а также в каждый религиозный праздник.
Особо бесленеевцы почитали Рождество Христово, Крещение, Троицу и Пасху. В первую неделю Великого поста наиболее религиозные люди даже печи не топили, ели всё холодным. В первый день Пасхи, после церковного богослужения, ходили на кладбище, щедро одаривали нищих.
На Троицу в церкви и в домах полы густо застилали зеленью. Везде стояли цветы. На службу девушки плели и надевали венки. В воротах, в дверях и у порога храма ставили ветки осины, клёна и ясеня.
В престольный праздник устраивали совместную трапезу, скачки, игры. Бесленеевцы радушно встречали гостей из других станиц.
Были услышаны
Одним из первых священников в храме был отставной полковник Николай Николаевич Кудрявцев. Он пользовался большим авторитетом и уважением среди жителей. Всех иногородних приписывали к священнику, а затем выдавали им земельные наделы.
В первой половине 20-х годов отца Николая и группу станичников большевики расстреляли в овраге за станицей. Только через четыре дня власти разрешили похоронить их на местном кладбище.
В богоборческие времена официально храм не закрывался, но чинилось множество препятствий. Люди боялись открыто крестить детей, венчаться.
В 30-е годы, когда прошли коллективизация и раскулачивание, гонения на церковь усилились. В 1939 году варварски разрушили колокольню, купол. Всё безжалостно сбрасывали на землю, даже иконы выбрасывали из окон. К счастью, прихожане успели разобрать их по домам и спрятать. В 40-е годы отношение к церкви поменялось.
— До Великой Отечественной войны был у нас батюшка Колесников, имени его не помню, — говорит Иван Долгов.
— Он жил со своей семьёй в сторожке, рядом с храмом. Три его дочери учились в нашей школе. В церкви тогда не было ни электричества, ни отопления. А людей на службы собиралось много. Согревались все от свечей и дыхания. В сильные холода батюшка крестил детей у себя в сторожке. Когда фашисты оккупировали станицу, то во дворе прихода собирали скот и угоняли его.
— После войны в храме стали чаще совершаться таинства бракосочетания, крещения детей, проводились службы, — присоединяется к беседе Мария Рубилкина.
— В Баговской тогда церкви не было, ходили в Бесленеевскую. Наш дом на улице Степной стоял последним. Порою на ночлег мы принимали до 20 человек. Они устраивались с вечера, чтобы ранним утром успеть на службу. Наша семья никогда не забывала о вере. Я тоже ходила в храм. За это в школе меня часто отчитывали: «Как может отличница верить в Бога?!». В стенгазете высмеивали, рисовали горбатой с узелком, подписывали «побирушка». Даже из пионеров исключили и в комсомол не брали.
С середины 50-х годов в приходе начали хранить колхозный урожай и поставили ручную машину для очистки зерна, но при этом проводились и богослужения.
Старожилы вспоминают, что у входа в храм висел колокол, сделанный из кислородного баллона. Если кто-то умирал в станице, то трижды звонили. Этот звон слышали все бесленеевцы, даже те, кто трудился на горе за Ходзем.
Спустя время в приходе устроили спортивный зал и стали проводить уроки физкультуры. В начале шестидесятых годов церковь обустроили в частном доме, но и там она пробыла недолго. Вскоре в этом помещении открыли стардом.
А в здании храма 9 мая 1963 года начал действовать Дом культуры. Этот день Мария Рубилкина запомнила на всю жизнь. Её брак с супругом зарегистрировали в новом очаге культуры.
В основном там крутили кино, вот только из-за эха люди не разбирали слов. Существование Дома культуры длилось более 30 лет. Во время реконструкции здания ликвидировали левый придел, к правому пристроили удлинённое помещение — фойе. Это изменило правильную форму храма.
С годами у станичников появились телевизоры, посещаемость кинотеатра сокращалась с каждым днём. В начале 90-х годов люди вообще перестали ходить туда. Здание разграбили. Оно обветшало, приобрело унылый, запустелый вид. Среди населения стали распространяться слухи о том, что в сельском совете решается вопрос о его разрушении. Тогда среди станичников нашлись инициаторы восстановления церкви.
Елена Игнатенко обратилась к учителю Владимиру Рубилкину, чтобы тот написал прошение в райсполком. В нём бесленеевцы просили власть не разрушать храм. Письмо отправили и вскоре получили положительный ответ.
Реконструкция
В середине 90-х годов в станицу приехал отец Пётр. Он проводил службы на площади за церковью. Помогал бесленеевцам и словом, и делом. Его заменил отец Александр, который по крупицам собирал имущество прихода.
Храм потихоньку стали восстанавливать. Энтузиастами в основном были пенсионеры. Изо дня в день на совесть трудились Надежда Ищенко, Любовь Браткова, Вера Чальцева, Евдокия Иванова, Мария Самойленко, Маргарита Варанкина, Ольга Кузнецова, Надежда Худякова, Николай Мосиенко, Мария Рубилкина, Владимир Кузнецов, Андрей Рыбалко. Бригадиром у них был Иван Долгов. Не оставалась в стороне и местная власть.
Постепенно станичники вернули в церковь припрятанные иконы, даже образ Святого Пантелеймона на тяжёлой каменной плите занял своё место.
Одна из жительниц не хотела расставаться со святыней, доставшейся от бабушки. Но потом всё же принесла икону Богородицы и рассказала, что во сне родственница наказала немедленно её вернуть.
Открытие и освещение церкви состоялось 19 декабря 1998 года.
Через два года отца Александра сменил Виталий Кожевников. В своё время служили там отец Владимир и его сын Евгений Удовенко, при них восстановили левый придел и купол. Потом настоятелями храма были отец Антоний и отец Пётр. В августе 2005 года в Бесленеевскую приехал Михаил Татаринцев.
— Было решено реконструировать храм, — рассказывает Мария Рубилкина.
— Начали мы собирать пожертвования, обошли всю станицу. Накопим 15 тысяч рублей и закупим немного сайдинга. Батюшка, глядя на это, советовал собрать более крупную сумму и сразу приобрести всё необходимое. Но я считала, что так люди будут видеть, на что тратим их деньги. В общем, всем миром мы собрали почти миллион рублей. Ещё 100 тысяч на приобретение железа для кровли выделили из краевого бюджета. На эти средства перекрыли крышу, заменили полы, оббили здание сайдингом, построили звонницу и бассейн для питьевой воды. Двор от калитки до церкви залили бетоном.
— Во время ремонта полов, чтобы избавиться от сырости, под алтарь и одну сторону здания засыпали 40 тонн шлака, — добавляет Иван Долгов.
— Раньше школа отапливалась углём, мы договорились с её руководством и забрали отходы. На тележках возили до храма, высыпали у входа, потом перетаскивали на носилках и засыпали пол.
Добрыми словами вспоминают прихожане рабочих из камнерезного карьера во главе с бригадиром Николаем Чепурновым. Их помощь во время ремонта оказалась весомой.
Строительные работы продолжились, когда отец Михаил подал документы и получил свидетельство о праве собственности на здание и земельный участок. Тогда вокруг прихода установили изгородь из металлического профиля.
Можно ещё долго перечислять благие дела отца Михаила, но основной его работой был труд на духовной ниве. Он крестил, исповедовал, причащал, проповедовал истину Христову. Прослужил в храме около семи лет. Умер молодым от онкологии. Во дворе церкви прихожане установили ему памятник.
Потом настоятеля долго не было. Служили по субботам молодые, но очень мудрые священники — отец Михаил из Шедка и отец Дмитрий из Переправной. В разное время были настоятелями Виталий Дятлов, Иоан Семёнов, Александр Ретинский, Роман Горбунов. При отце Романе обустроили помещение под трапезную.
Просят — и воздаётся
Много лет Мария Рубилкина пела во время богослужений и была старостой при храме. Когда годы взяли своё, передала обязанности Валентине Григорёвой.
— В этой церкви пела моя бабушка, родители венчались, меня крестили, — делится Валентина Андреевна. — Но я была далека от жизни прихода. В 2002 году мой близкий человек заболел, больше года лежал в краевой больнице. От безысходности плакала каждый день. Прихожанки Любовь Браткова и Надежда Ищенко, которая раньше была моим классным руководителем, узнали о моей проблеме и привели в храм. Я ничего не понимала, но переступала порог, и на душе становилось легко. Начала посещать службы. Постепенно пошёл на поправку и близкий человек. Тогда я работала учителем в школе. На большие праздники стала приводить сюда учеников. Сейчас — на пенсии, уже четвёртый год забочусь о нашем приходе.
Здание храма требует постоянных вложений. Но прихожане нашли выход, как зарабатывать средства на ремонт. Они устраивают в трапезной за небольшую плату поминальные обеды. Готовят еду Валентина Григорёва, Надежда Лякишева и Ольга Теньтюк. Люди довольны и не перестают благодарить за доброе дело.
Так прихожане собрали деньги на притворные двери, правда, не хватало семи тысяч рублей. В интернет-группе бросили клич, и станичники добавили нужную сумму. Нынешней весной их приобрели и установили. Перед престольным праздником покрасили полы и повесили занавески. Обычно в этот день здесь собирается много народу. После Божественной литургии и крестного хода людей приглашают на традиционную праздничную трапезу.
— На костре варим борщ — наше коронное блюдо, — говорит Валентина Григорёва.
— Например, у соседей в Баговской на престольный праздник готовят лапшу. На второе мы подаём блюдо с мясом, если пост — с рыбой.
— А не по праздникам храм посещают станичники?
— В основном приходят пенсионеры. И те, кого коснулась беда. Когда люди счастливы, они о Боге не вспоминают. Отец Роман всегда говорил: «Придут тогда, когда на грабли наступят». В последнее время, как службы стали регулярными, начали приезжать жители из Карачаево-Черкесии. Радует, что это молодые пары, которые мечтают о появлении ребёнка или хотят повенчаться. Их пожилые родственники советуют ехать в намоленный храм. Наш приход является самым старейшим в районе, ему 162 года. Бывает, потом молодые родители приезжают поделиться радостью и поблагодарить Бога за чудо.
Ведёт к Богу
Сейчас в бесленеевской церкви служит настоятель Александр Леонов. Батюшка родом из Севастополя. Сначала его благословили пономарить в Херсонесском храме святых священномучеников, затем он помогал благочинному Севастопольского округа Владимиру Карпецу во Владимирском соборе. В то время этот храм восстанавливали под патронатом президента Украины. В 2003 году в обновлённом соборе прошла служба для прихожан, а потом для президентов Леонида Кравчука и Владимира Путина. Тогда сам митрополит Владимир Киевский освятил кресты на храме. Александр Леонов также пономарил во всех этих богослужениях, дальше был чтецом в соборе.
Через четыре года подал заявление в Таврическую духовную семинарию. На втором курсе его рукоположили в дьяконы, а позже — в священники.
С тех пор отец Александр служил в разных церквях Симферополя. После стажировки его перевели в Севастополь. Там, в соборе Святых Царственных Страстотерпцев, был священником 10 лет.
— Жил я с тремя дочерьми и матушкой в двухкомнатной квартире площадью 40 квадратов, — рассказывает батюшка.
— Приобрести более просторное жильё не могли. Севастополь в некоторых позициях стал по ценам дороже Москвы. Уезжать не хотелось, ведь я был участником Крымской весны, ходил по блокпостам с иконой Святого Луки. Но дети повзрослели и им потребовались другие условия. К тому же священников в Крыму много, а приходов мало. Матушка узнала, что в Краснодарском крае есть Солёное. Туда едут со всей России. Ей объяснили, как добраться до села. Она поехала и нашла небольшой дом. Приобрели его, вложив материнский капитал, начали благоустраивать. Я подал прошение для перевода в другую епархию, и его одобрили. Мы переехали сюда зимой 2022 года. С того времени служу в приходах Баговской и Бесленеевской.
Отец Александр был приятно удивлён, узнав, что бесленеевцы без настоятеля сами заботились о храме и читали молитвы. Когда же появился батюшка, люди оживились. Впереди у них много дел. В приходе нужно заменить окна, отремонтировать полы и потолки. Постепенно и с этими задачами справятся станичники, им не привыкать к трудностям. Благо администрация поселения помогает.
— Как привлекаете молодёжь?
— Сотрудничаем с местной казачьей школой. По благословению епископа Армавирского и Лабинского Василия совместно провели День православной книги. Также меня пригласили на линейку, посвящённую последнему звонку. Я сказал выпускникам напутственные слова. С администрацией школы мы договорились расширять наше сотрудничество. Тем более что дети положительно относятся к храму, задают мне вопросы. Я же отвечаю им на доступном языке, приглашаю в церковную библиотеку, чтобы они почитали книги, полезные для души. Так шаг за шагом мы вместе воспитаем поколение, которое будет придерживаться православной веры, обращаться к Богу в жизненных ситуациях и не забывать о храме Божьем — об источнике благословения на добрые дела.
Виола Крапивина. Фото автора и предоставлено героями публикации.
В тему
В Свято-Никольском храме в Бесленеевской отмечают два престольных праздника, потому что христианский календарь имеет две даты поминания Николая Чудотворца. Первая дата — это 22 мая, которая приурочена к событию перенесения мощей святого в город Бари из Мир Ликийских. Хотя Никола летний и отмечается в конце весны, считается, что уже наступает лето и холода окончательно уходят. Вторая -19 декабря, ставшая днём смерти Николая. В праздник Зимнего Николая считается, что он покрывает землю снегом и, идя по земле, изгоняет всякую нечисть.
Оставить комментарий