Сегодня
11 сентября
Валюта
89.82
99.72

Строил путь железный, а короче – БАМ

Как наш земляк Александр Ткачёв БАМ покорял.

 

 

В 2024 году будет отмечаться 50-летие с начала её строительства БАМа.

На всю жизнь Александр Николаевич запомнил четыре счастливых года, проведённых в холодной тайге на северных берегах Байкала. До сих пор он жалеет о том, что так рано уехал с тех прекрасных мест.

 

Александр Ткачёв родом из Курджиново. После армии вернулся домой. Там его два года ждала Любовь. Они поженились, и вскоре у них появилась дочь, а за ней и сын. Жена после института никуда не устроилась, поэтому Александр Ткачёв трудился один. На семью скромной зарплаты водителя автобуса не хватало.

— Как-то узнал, что одноклассник Володя уехал на БАМ, — вспоминает собеседник.

— Решил рвануть к нему. Начал искать попутчиков. Согласился составить мне компанию лишь отец моего соседа. Вместе мы отправились в город Усть-Кут. Нас встретил Володя и посоветовал ехать в посёлок Звёздный — первую станцию западного участка Байкало-Амурской магистрали. Там набирали людей в механизированные колонны. Меня сразу же взяли в мехколонну № 132 водителем автобуса, а попутчика — истопником бани.

Смена длилась по 12 часов. Александр Ткачёв возил рабочих на стройку и обратно, в полдень доставлял им обед. Жил в бараке, обустроенном под общежитие. Со временем начал замечать: то к одному, то к другому строителю переезжают жёны, и всем находится жильё. Через три месяца решил и сам забрать семью. В конце барака были две комнаты — стены да крыша. За три дня он с напарником сделал отопление, утеплил помещение, вставил окна. Потом смастерил стол, шкаф, раздобыл кровати.

Жена переехала к нему с малышами полутора и трёх лет. Работа ей тоже нашлась. В этом же общежитии она трудилась кочегаром, а когда построили клуб, то и его отапливала.

— Как привыкали к суровым морозам?

— Легко, там мороз сухой, минус 30 градусов ощущается как у нас минус пять. К тому же нам выдавали унты, тёплые штаны и куртку.

БАМ в то время хорошо снабжался. В магазинах промтоваров в свободном доступе была импортная одежда. Прилавки продовольственных магазинов ломились от продуктов. Такой вкусной московской колбасы холодного копчения, как там, Александр Николаевич больше никогда не ел.

В лесу бамовцы собирали бруснику, голубику, чернику, грибы, причём все без разбора. А рыбу ловили майками: связывали плечики, становились в ряд и зачерпывали улов.

В итоге устроились Ткачёвы на Севере удачно. Через полгода им дали двухкомнатную квартиру в одноэтажном доме. Но Александра Николаевича не устраивала зарплата. Она была 700 рублей, а у водителей большегрузов — полторы тысячи.

— Начал просить инженера перевести меня на другой транспорт, — рассказывает он.

– Пересел на самосвал. Возил скальный грунт и другие строительные материалы для железнодорожной насыпи, по которой одновременно прокладывали два пути.

Первый пассажирский поезд по БАМу отправился 12 июля 1977 года по маршруту «Лена — посёлок Звёздный». Александр Ткачёв, как и другие участники стройки, с нетерпением ждал прибытия этого поезда. В числе гостей был лётчик-космонавт Алексей Леонов, прибывший в Звёздный Сибирский из Звёздного Подмосковного. Он от всей души поздравил бамовцев и поблагодарил их за тяжёлый труд.

Как только работы в Звёздном были завершены, мехколонну № 132 перекинули в посёлок Улькан. Александр Николаевич поменял квартиру на жилой вагончик и благополучно устроился там с семьёй. Сам по-прежнему занимался отсыпкой насыпи, а жена присматривала за своими и соседскими малышами.

В местной газете среди других передовиков упоминалось имя Александра Ткачёва, ведь трудился он на совесть и заслужил множество грамот и благодарностей.

Каждое лето Ткачёвы ездили домой в отпуск бесплатно. В очередной раз решили на время оставить детей у бабушки с дедом.

— Спустя полтора года нас направили за Байкал, в посёлок Кичера, — рассказывает бамовец.

— Жена устроилась в бухгалтерию нашей мехколонны. У меня вскоре сломался самосвал, и я заменил мостовчанина Александра Мазуренко, который работал на бензовозе. Вернулся он через полгода, и я пересел на свой самосвал «Магирус». Отсыпали мы участки и дальше должны были переехать в Уаян. Две мехколонны объединили в одну, жена подумала, что останется без работы. Потом попала в больницу, врачи ей сказали, что не подходит климат. Она уговорила меня уехать.

Узнали супруги, что в Мостовском началось строительство атомной электростанции. И прямиком с Севера переехали в райцентр. Здесь их дети пошли в школу, а они добросовестно трудились долгие годы.

Александр Николаевич с супругой уже давно на пенсии. На досуге он частенько вспоминает БАМ. Это была не просто стройка века, это был интернациональный проект. Туда ехали люди со всего Союза. Жили все дружно, вместе отмечали праздники, собирались за одним столом, в трудную минуту подставляли плечо. Тогда им были чужды межнациональная вражда и конфликты.

В память о БАМе Ткачёвы привезли альбом с фотографиями. На снимках они счастливые, с добрыми друзьями и картинами таёжной жизни.

 

Виола Крапивина. Фото автора и предоставлено героем публикации.

 

 

Опубликовано 30 июн 2023 | 124 просмотров

Оставить комментарий

* Обязательно к заполнению