России нужны победы, и мы готовы побеждать!
На 13-м абсолютном чемпионате мира по карате киокусинкай мостовчанка Екатерина Козлова заняла призовое четвёртое место.
Быть среди лидеров мирового спорта очень непросто. О том, как Екатерина шла к своему очередному достижению (медали на чемпионате мира у женщин получают четыре лучших участника), какие эмоции испытывала во время боёв и между ними, она рассказывает читателям газеты «Предгорье».
— Катя, как ты готовилась к чемпионату? Как выглядит обычный режим при подготовке?
— Тренировалась, можно сказать, каждый день, по мере накопления усталости давала себе отдых. Иногда добавляла две тренировки в день. Утром зарядка и растяжка. Раз в неделю — выезд на пробежку в горы.
— Претерпела ли эта система изменения из-за пандемии и когда возникли осложнения в международной обстановке?
— В начале пандемии нас всех закрыли по домам. Помогала отцу кормить кур и гусей, кроликов, играла на участке с нашими собаками и кошками. Вечера проводила за просмотрами фильмов или играла в настольные игры. В солнечные дни выходила во двор и тренировалась для поддержания физической формы. Потом просила отца или брата держать мне макивару и лапы — это было сложно и одновременно забавно. После первых отработок они просили больше их не завлекать в мой процесс подготовки — тяжело держать удар. Приспосабливалась дальше самостоятельно. Через какое-то время решила выйти в поле за территорию придомового участка по железнодорожным путям, там, где нет людей. Так я начала выходить на пробежки. Затем ко мне присоединилась наша собака, немецкая овчарка. Когда понемногу стали разрешать выходить из дома, мы собирались вместе по несколько человек в арендованном зале. Сначала проводили онлайн-тренировку для детских групп, потом тренировались самостоятельно, собирались в лесу у реки и тренировались на природе.
Позже вновь стали проводиться турниры, и спортивная жизнь понемногу наладилась. Но начались международные конфликты. Мы понимали, что турниры за границей какое-то время нам не светят. Я не собиралась отчаиваться, по-прежнему системно тренировалась и участвовала в турнирах внутри страны с надеждой и верой, что в скором будущем смогу попасть на чемпионат Европы или даже на чемпионат мира. Так и произошло.
— С какого возраста ты занимаешься карате и почему выбрала этот вид спорта?
— У меня есть брат, который старше на четыре года. Всё детство я провела с ним и его друзьями. Я была самой младшей и единственной девочкой, поэтому мне приходилось всему учиться быстро и уметь подстраиваться под любую ситуацию. Когда я пошла в школу, то не могла сидеть на месте, тело просило вечного движения. Моя учительница Нина Ивановна Дёмина как-то спросила, занимаюсь ли я чем-то. Услышав «нет», она сказала, что знает место, где я могу попробовать свои силы, и добавила, что если я не пойду сама, то она меня после школы отведёт туда за руку.
И через месяц после того, как мне исполнилось восемь лет, я попала на тренировку по карате киокусинкай к тренеру Сергею Тихонову. Я поняла, что именно этим спортом мне хочется заниматься всю жизнь.
— Какая техника боя для тебя является излюбленной?
— Как сказал Брюс Ли, «я не боюсь человека, который знает 1000 ударов, я боюсь человека, который изучил один удар 1000 раз». Скорее я отношусь к таким бойцам. Моя техника весьма проста, но тем не менее она эффективна. Чем ниже арсенал, тем выше мастерство.
— Какую роль сыграли подсказки тренера по ходу боёв и самого чемпионата?
— Считаю, что каким бы ты ни был опытным, самостоятельным и сильным спортсменом, тренер — важная и неотъемлемая часть тебя, особенно на соревнованиях. Только он понимает состояние твоей души и тела, даёт наставления, которые заставляют поверить в свои силы и показать наивысший уровень мастерства. С его поддержкой мне было легко, я чувствовала себя защищённой на протяжении всего турнира.
— Какими были впечатления от боёв?
— Стартовый бой был с Пеитой Те Ваиарики, девушкой из Новой Зеландии. Я наблюдала за ней на прошлом чемпионате. Её манера боя была мне знакома. Я знала, что выиграю.
Второй бой проходил с чемпионкой США Накано Рие. В какой-то момент боя я увидела, что голова соперницы открыта, а вся защита направлена на корпус. Долго не думая, кинула колено в голову. Мне дали оценку вазари. Потом спокойно завершила бой.
В третьем бою драться довелось с Мориоко Юми из Японии. Соперница активная, лёгкая и низкая. В голове у меня вертелась только одна фраза: бей снизу, чтобы не заработать нарушение.
На последних секундах боя после смещения ударила под руку, и в тот момент, когда японка только собралась прижимать локоть к своим рёбрам, я услышала подсказку тренера: «Сейчас!» Быстрый вынос бедра и удар коленом в голову – получаю оценку вазари. Значит, идём дальше.
В борьбе за выход в полуфинал моей соперницей оказалась Елизавета Мельникова из России. Мы живём в одном крае, вместе готовились к турнирам. За восемь лет знакомства впервые разделили татами, причём на чемпионате мира. Это же круто! Тяжело, конечно, было настроиться психологически. Бой прошёл спокойно. Я думала, что нам добавят время, но рефери присоединилась к двум моим флажкам. И я в полуфинале.
Пятый бой был с Нана Усава из Японии. Для меня время будто остановилось между четвёртым и пятым боями. Я в какой-то степени перегорела от ожидания и от ответственности за результат. На татами вышла будто в режиме автопилота. Я не смогла совладать с эмоциями, отсюда и результат боя не в мою пользу.
Заключительный бой за третье место был с Елизаветой Забелиной, тоже россиянкой. В ожидании схватки мне не удалось успокоиться и психологически отдохнуть. В итоге флажки были подняты не в мою сторону.
— Каким в итоге оказался для тебя этот чемпионат мира?
— Ярким, эмоции зашкаливали. Я отдала все силы, что смогла накопить. Для меня этот турнир был настоящим праздником. Хотелось как можно дольше оставаться в этой атмосфере.
— Но чемпионат быстротечен. Какие цели и планы, к чему будешь стремиться в дальнейшем?
— Больших и грандиозных планов пока нет. В первую очередь хочу укрепить здоровье. Чтобы меня ничего не беспокоило ни физически, ни морально. Уделить время семье и близким — мы редко виделись и мало общались, пока шла подготовка. Немного попутешествовать. А потом можно снова погрузиться в тренировочный процесс, чтобы достичь новых высот.
— Речь, наверное, идёт в том числе и о следующем чемпионате мира, который состоится через четыре года?
— Не люблю загадывать, жизнь очень изменчива. Но если мне снова предоставится возможность пройти этот путь, я буду только рада этому. Необходимо всего лишь оставаться на высоком уровне все четыре года до следующего чемпионата, чтобы пройти отбор и забрать квоту на участие в соревнованиях.
— Оказывалось ли на российских спортсменов какое-либо давление с принимающей стороны или судей из-за сложного международного положения и наличия санкций против России?
— Я этого не заметила. Глава международной организации киокусинкайкан ИКО Шокей Мацуи за пару месяцев написал письмо, что этот чемпионат мира будет проходить для мира во всём мире. Каждый спортсмен представлял свою страну. Называя наши фамилии и имена, называли нашу страну, но все мы выступали под флагом киокусинкайкан. Это справедливо.
— Какие отличия Японии от России бросились в глаза?
— Каждый раз, посещая Страну восходящего солнца, я вижу, что у японцев есть чему поучиться. Например, их любви к окружающей среде, к людям и заботе о них. У японцев в крови добросовестное отношение к труду. Для них свойственно соблюдать этикет, уважение к другим и чистоплотность.
— Хотелось бы пожить и потренироваться в Японии?
— У нас есть такая практика в нашем виде спорта, называется «учи-деши». Ты живёшь и тренируешься в доджо (в спортивном зале, где есть место для сна, приготовления пищи и место, где ты можешь привести себя в порядок). Посещаешь знаковые места, где зарождался наш вид спорта. Возможно, когда-нибудь я смогу себе это позволить и пройти этот путь.
Андрей Логинов. Фото предоставил Сергей Тихонов.
Оставить комментарий