Сегодня
17 мая
Валюта
91.82
98.95

Пока в селе есть храм, оно будет жить

История храма села Унароково типична для многих русских сёл. В богоборческие времена в Унароково разрушили удивительной красоты церковь, а в 1996 году обустроили в селе новый приход

• Сейчас на улице Метелёва находится сельский приход.

 

Как разрушали и возрождали веру в благое дело

 

Узнать об истории бывшего храма села Унароково нам помогла ветеран педагогического труда, большой друг газеты «Предгорье» Валентина Андрияш. Она хранит богатый материал о селе.

Валентина Ивановна рассказала, что в 1897 году построили великолепную кирпичную на каменном фундаменте церковь Святого Успения. Императрица Мария Фёдоровна пожертвовала храму икону Успения Божьей Матери. Через три года после основания села открыли первое учебное заведение — церковно-приходскую школу. Обучал детей в ней священник. Главным предметом был Закон Божий. За учёбу унароковцы платили три рубля в год и вносили полтора рубля на учебники.

Здание церковной школы было рассчитано на 40 учащихся, но учеников было гораздо больше. Дети прилежно посещали школу в зимнее время, а весной, когда начинались сельскохозяйственные работы, подростки трудились.

После революции церковь закрыли, а потом и вовсе уничтожили. Произошло это в 1932 году, во время голода на Кубани, унёсшего жизни большого количества селян. Кем и почему был разрушен унароковский храм — вопрос спорный. Дело в том, что ни постановления исполкома, ни других предписаний большевистского руководства не сохранилось. Некоторые селяне сами принимали активное участие в разрушении здания церкви — срывали кресты, уносили домой утварь и иконы.

 

 

 

• Так выглядел унароковский храм, который разрушили

 

 

 

— В начале 50-х годов я вместе с другими детьми играла в прятки на фундаменте бывшего храма, — вспоминает Валентина Ивановна.

— Насколько мне известно, его верхнюю часть взорвали, кирпичи люди растащили по домам. Разрушенные плиты не смогли сдвинуть, и они ещё долго лежали.

В 60-е годы на месте храма решено было построить танцплощадку. Люди возмущались, но их никто не послушал, и молодёжь стала там собираться и плясать.

Только спустя годы в Унароково задумались о новом храме. 2 февраля 1996 года по инициативе верующих состоялся сход. Решался вопрос о воссоздании церкви. Сход проводила администрация села во главе с Ларисой Николаевной Грищенко. Единогласно решили — церкви быть! Избрали церковно-приходской совет под руководством активного жителя Алексея Петровича Юрченко.

Летом того же года прошло ещё одно собрание селян, на котором они просили у администрации построить храм на старом месте. Но строительство оказалось невозможным из-за многочисленной застройки.

Местная власть предложила обустроить под приход помещение по улице Метелёва. Документы на него и ключи были переданы Алексею Юрченко.

С того дня селяне начали собирать деньги на реконструкцию здания под приход. Местный художник Александр Кочупалов выполнил эскиз нового храма и разработал чертёжный план переделки. Спустя время жители заручились разрешением Майкопской епархии, получили благословение благочинного приходов Курганинского, Лабинского и Мостовского районов отца Валерия Коваленко и приступили к работе. Активное участие в строительстве храма принял колхоз «Победа». Его правление выделяло пиломатериалы и направляло на стройку специалистов.

Кирпичное основание колокольни выложил местный каменщик В.Ф. Птахов, а фигурную кровлю, главки, кресты и остальное выполнил сам Алексей Юрченко. Да и вся реконструкция проходила под его чутким руководством.

Дела продвигались стремительно. Всего за полтора года возник настоящий, пусть скромный, но с красивой колокольней, куполом, со сверкающими на солнце главками, храм. И над селом вновь засияли церковные кресты. О внутреннем убранстве прихода с любовью и со знанием дела также позаботились прихожане.

28 августа 1997 года в престольный праздник Успения Пресвятой Богородицы над селом разнёсся первый колокольный звон. Он созвал людей на открытие храма и на праздничную литургию. Новый приход назвали в честь разрушенной церкви Свято-Успения. С тех пор служба там идёт постоянно.

 

 

 

 

Жизнь в приходе не замирает

 

Более 10 лет в храме служит протоиерей Николай Мизера. В Унароково он приехал вместе семьёй из Кузбасса. Прихожане сразу приняли его, рассказали о жизни села, о земляках, о бывшем храме.

Теперь лишь по одной уцелевшей фотографии можно представить себе ту церковь. Большая, красивая, с интересной архитектурой. Если увеличить снимок на компьютере, то видны удивительные витражи, вероятнее всего, они были цветными. На фотографии много народу.Предположительно, снимок сделан в воскресный день.

Некоторые селяне видели такую же церковь в станице Воронежской Краснодарского края. От унароковской она отличается лишь внешним украшением, более высокой колокольней да и тем, что люди сохранили её от разрушения.

Благо унароковцам удалось спасти некоторые святыни и вернуть их в храм. Так появился в нынешнем приходе крест и маленький алтарный колокол с надписью: «1900 год. Священник Аркадий Комаров». Есть здесь иконы Успения Пресвятой Богородицы и одного из преподобных отцов.

Но не все ещё святыни вернулись. Одна из прихожанок рассказывала о том, что иконы из бывшей церкви хранятся у неё дома. Женщина умерла, а её супруг не собирается их возвращать, лишь заводит разговор о высокой стоимости святынь.

Верующие же больше беспокоятся о духовных ценностях. Много лет Алексей Петрович Юрченко, который обустраивал новый храм, был пономарём, а его супруга Раиса Фёдоровна пела на клиросе. Менялись священники. Их в унароковском приходе было уже более десятка. Каждый из них старался сберечь то, что сделали до него, и внести свою лепту в общее дело. Так отец Александр вместе с прихожанами построил на территории прихода навес, под которым теперь отмечаются престольные праздники.

Сам отец Николай позаботился о новой крыше здания. На её замену деньги собирали всем миром.

— Когда мы сняли шифер, под ним оказался оцинкованный металл, — вспоминает батюшка.

— На нём были видны гербовые печати двуглавого орла, которые датировались 1900 годом. Возможно, здание действительно старое или металл в своё время был взят с другой постройки. Одни говорят, что раньше здесь был магазин, другие — кафе.

В самом храме чисто и уютно. За порядком в нём следят прихожане. В основном это женщины, но если нужно покосить траву или побелить снаружи, то на помощь приходят мужчины, да и сам отец Николай с детьми не стоит в стороне.

Жизнь в приходе не замирает. В нём проходят богослужения по субботам и воскресениям, по православным праздникам. Люди идут сюда креститься, венчаться, помянуть усопших. Но, к сожалению, после пандемии прихожан стало гораздо меньше. Одни восстанавливаются после болезни, другие до сих пор боятся скопления людей. Отец Николай и сам из-за коронавируса пережил немало горя. Прошлой осенью он с матушкой Любовью тяжело заболел, лечились в лабинском ковидном госпитале. Священнику удалось победить коварную болезнь, но она унесла с собой его Любовь. Спустя месяц, ещё не оправившись от горя, он выполнял в инфекционном госпитале священнический долг: поддерживал дух тяжелобольных, находил нужные слова, чтобы утешить людей.

Сейчас батюшка один заботится о шестерых детях. Старшие уже получают профессии, а младшие ходят в школу. Вера даёт ему силы двигаться вперёд.

— Без веры человеку трудно жить, — уверен он.

— Важно с малых лет воспитывать своих детей в вере, тогда им легче будет во взрослой жизни отстаивать свои взгляды и убеждения, встать на защиту слабого. Если мы будем внимательны к себе, если будем верны Божьим заповедям и попытаемся соблюдать их, то вместе сможем изменить мир к лучшему.

 

 

 

Без Любови, но с надеждой

 

О духовной жизни в селе рассказала Нина Самовик. Она сама убедилась в том, что прежнюю церковь растащили по кирпичику. Несколько лет назад Нина Александровна с мужем купила хату с русской печью на всю комнату. Когда печь разобрали, то обнаружили необычные кирпичи с крестами. Выяснилось, что многие селяне находили такие же у себя. Ими были выложены печи, стены, дымоходы.

Старожилы рассказывали, будто один из жителей утащил и повесил у себя дома паникадило — главный светильник храма. Его зажигают только во время праздничных и особо значимых богослужений.

— В храм вернулось не много святынь, — говорит Нина Самовик.

— Я знаю об этом, потому что хожу туда со дня открытия. Тогда, чтобы оформить приход, Алексей Петрович Юрченко вырезал из православного календаря изображения икон и оформил их в коробки. Вместе с батюшкой Василием Ломовым они смастерили иконостас, перила с балясинами и остальное убранство. С Василием Сергеевичем мы в своё время преподавали в местном учебно-производственном комбинате. Потом он всё оставил, стал монахом, затем — иеромонахом, сменил своё имя на Петра.

— Был у нас отец Александр. При нём установили два поклонных креста: один — на въезде у источников, второй — на месте ранее стоявшей церкви, рядом с Домом культуры. К слову, поговаривали, якобы здание очага культуры построили на части фундамента бывшего храма. Ещё батюшка Александр привозил художника, чтобы тот отреставрировал самую большую икону Успения Пресвятой Богородицы, вернувшуюся в приход. Не забыть мне и одного из первых священников — отца Андрея. Это он настоял, чтобы я пела в храме, — призналась Нина Самовик.

Когда же в храм пришёл отец Николай с матушкой Любовью и они запели, то все замерли. Их красивые глубокие голоса переплетались и восхитительно звучали. Матушка Любовь стала регентом. В основном пели втроём: Нина Самовик, матушка и её дочь Лиза. Иногда к ним присоединялись Вера Васильевна Яцун и Татьяна Алексеевна Макаренко.

— Как не стало матушки, всё усложнилось, — делится Нина Александровна.

— Она следила за ходом богослужения: знала, где читать, где петь. Сейчас в большинстве случаев я пою одна, но мне многое неизвестно. Трудно без опытного человека, который вёл за собой.

Но Нина Самовик не унывает: надеется на лучшее и продолжает прививать своим воспитанникам любовь к Богу. В местном Доме культуры она руководит кружком «Умелые руки» и православным клубом «Духовное возрождение». Нина Александровна приглашает на встречи отца Николая. Он доступно рассказывает детям и работникам ДК о Творце, о небесных силах, о святых, поясняет смысл священных писаний и молитв. После каждой встречи дети не хотят отпускать батюшку, задают ему вопросы, спрашивают совета. Дети больше хотят знать о православной вере, а, значит, есть надежда, что духовная жизнь в селе не угаснет.

 

Виола Крапивина. Фото автора.

 

 

Опубликовано 18 июл 2022 | 571 просмотров

Оставить комментарий

* Обязательно к заполнению