Сегодня
17 мая
Валюта
91.82
98.95

На этой улице в два дома, где всё просто и знакомо

Мы продолжаем рассказывать о родных сердцу уголках. Сегодня предлагаем прогуляться по улице Вали Вербиной в станице Баговской. Узнаем, почему она так названа и кто на ней сейчас живёт

 

 

 

Найти улицу Вали Вербиной оказалось не так-то просто, а узнать о её истории — ещё сложнее. На помощь пришёл житель Баговской Илья Петрович Попов, который в своё время жил там. Он провёл экскурсию по этой улочке. Протяжённость её всего около 200 метров. Чтобы попасть туда, нужно пересечь два моста через реки Ходзь и Гурмай. Улица находится на возвышенности. В самом её начале есть место, с которого видны живописные просторы.

 

 

 

 

 

История жизни и гибели

 

Интересными фактами о Вале Вербиной поделилась директор баговской школы № 9 Наталья Чуенко. Затем поиски информации об отважной девушке привели в Губскую. Именно там была расстреляна партизанка. Важные сведения описаны в разработке учителя школы № 10 Ирины Волобуевой. Выяснилось, что долгое время школа вела переписку с Валиной сестрой Марией Фоминичной Губиной (Вербиной) и её мамой Пелагеей Даниловной. Они рассказали о Вале, передали фотографии, а Мария Фоминична — личный дневник с воспоминаниями.

Стало известно, что девочка родилась 29 июня 1925 года в Одесской области, в городе Благодатово. Спустя пять лет Вербины переехали в Одессу, а в 1934 году оказались в Баговской.

Здесь Валя пошла в школу. Сёстры учились хорошо. С ними много занимался отец. Валя очень любила читать, увлекалась юннатским движением, помогала маме по хозяйству. Уже в девять лет девочка могла самостоятельно печь хлеб. Сёстры вместе проводили свободное время: собирали в лесу щавель, орехи, кизил, отправлялись в походы на Лысую гору, Чётовы Ворота, Котлован, Ледник.

Война перевернула их жизнь. Мария добровольно ушла на фронт, а Валя стала работать заведующей учётом на лесоучастке Баг, в 12 километрах от станицы. Юная, жизнерадостная, подвижная, она вызывала у станичников уважение. Везде успевала: и в конторе, и в лесосеке, и в цеху. Девушка ещё не была комсомолкой, но очень хотела ею стать. В то время все комсомольцы ушли на фронт. Тогда Валя и ещё две девушки решили вновь создать комсомольскую организацию. В январе 1942 года они отправились в райком комсомола,в стужу прошли десятки километров до Мостового и были приняты в ряды ВЛКСМ.

Валя стала активисткой комсомольской организации. Приходилось выступать с беседами, собирать для фронтовиков тёплые вещи и участвовать в самодеятельности. Девушка играла роли партизанок, которые зачастую выходили живыми из огня. Тогда она ещё не предполагала, что партизанкой станет не на сцене, а в жизни.

Вскоре 17-летняя Валя Вербина пришла в армавирский партизанский отряд «За Родину» и попросила принять её в ряды народных мстителей. Командир поинтересовался: «Сможешь ли ты перенести лишения боевой жизни? Она ведь трудная и опасная». «Смогу!» — ответила Валя.

Так она стала партизанкой — разведчицей, прославилась своей смелостью и отвагой. По заданию командира отряда Валя много раз бывала в занятых врагом станицах Баракаевской, Губской, в селе Мостовом. Именно она поддерживала связь с подпольными организациями района.

В часы отдыха разведчица штопала и стирала бойцам одежду, готовила на костре скромный обед. «Золотая девушка»,- отзывались о ней партизаны.

Выполняя боевое задание, Валя с помощниками Тоней (фамилия неизвестна) и 12-летним Жорой Пахло была остановлена местными полицаями. Юных патриотов жестоко допрашивали несколько дней, но ничего не добившись, повели на расстрел. Уже перед ямой Валя крикнула согнанным на казнь мирным жителям: «Не плачьте, мы не одни, нас миллионы, скоро придёт Красная армия и отомстит за меня, за ребят и за всех замученных гитлеровцами людей». Патриотов расстреляли на берегу реки Губсы. Трое суток фашисты не разрешали хоронить их тела.

После освобождения станицы Баговской останки партизан, в том числе и Вали Вербиной, были перенесены в братскую могилу станицы Губской. В то же время документы Министерства обороны свидетельствуют, что прах девушки покоится в братской могиле в парке посёлка Мостовского, у Вечного огня.

9 мая 2005 года на месте гибели партизан была установлена мраморная плита с именами героев и православный крест. На торжественном митинге присутствовала Валина сестра Мария.

В станице Губской до пандемии каждый год, вечером 8 мая, ученики школы № 10 с учителями и родителями зажигали свечи от Вечного огня, а затем устанавливали их на месте гибели партизан.

Сейчас к памятным датам они возлагают цветы к кресту и произносят слова искренней благодарности героям.

 

 

 

Что знают школьники?

 

Раньше в центре станицы был музей. Там хранились сведения об истории Баговской, об оккупации и об отважной партизанке. О Вале Вербиной директор баговской школы Наталья Чуенко знает с малых лет. Этот музей она посещала, когда училась в младших классах. Педагоги часто водили туда ребят. Потом его закрыли. Есть предположения, что все материалы передали в школьный музей, но информация о Вале не сохранилась.

Пару лет назад ребята вместе с педагогами провели большую исследовательскую работу, чтобы определиться, чьим именем назвать школу. Они изучали подвиги героев нашего района, края и страны. Каждый класс собирал материалы, готовил тематический час и презентацию. В результате определилось 11 вариантов. Одним из них стало имя Вали Вербиной. Найти информацию о ней помогли педагоги губской школы. Потом выяснилось, что её кандидатура не подходит: не было у девушки государственных наград.

Школу назвали в честь знаменитого снайпера героя Советского Союза Людмилы Михайловны Павличенко. Она была в числе тех, кого предложили дети. Но о Вале Вербиной школьники не забывают. Её имя носит один из классов. К тому же история о героической девушке часто звучит на патриотических мероприятиях. И дети знают, что есть в станице улица, названная в её честь.

 

 

 

Своя история

 

Много лет на улице Вали Вербиной жил Илья Петрович Попов. Вот что он рассказал нам
Жители этой улицы, как и другие станичники, занимались лесозаготовкой и скотоводством.

Первое животноводческое товарищество «Красная звезда» было организовано в 1926 году. А в 1933-м в Баговской образовался колхоз имени Орджоникидзе. Колхозники сеяли пшеницу, кукурузу, ячмень, овёс. Мирно трудились на полях, пока не началась война.

800 станичников отправилось на защиту Родины. С полей сражений не вернулось 243 человека.

Немало жителей пострадало от рук фашистов и в оккупированной станице.

Когда война закончилась, фронтовиков ждали в каждой семье. Живым вернулся домой дядя нашего рассказчика Иван Федотович Попов. Соседи Прискокины, Гладковы, Димбровские тоже дождались близких. Ветераны бросили все силы на восстановление народного хозяйства.

Постепенно станица стала возвращаться к обычной жизни.

В то время как раз и начали давать улицам названия. Было решено назвать одну из них именем партизанки Вали Вербиной. Якобы именно там семья Вербиных квартировала. Илья Петрович слышал об этом, но участок, на который указывали старики, в его бытность стоял уже без хаты. С годами развалились и оставшиеся дома. Из 10 уцелело только два. А ведь когда-то эта часть станицы считалась центром.

— Недалеко от нас находились сельсовет и клуб, — вспоминает Илья Петрович.

— Станичники с удовольствием его посещали. Тогда ведь даже радио было не у каждого.

Электричество появилось в 50-е годы, но не у всех. Кто нашёл провода, столбы, у того и был свет.

Его давали до 23 часов. Когда устраивали гулянки, то шли к мотористу и просили его не выключать генератор.

По любым праздникам, по православным и коммунистическим, соседи устраивали посиделки.

Шутили, веселились и пели. А в будни подставляли друг другу плечо. Делили радость и горе. Гуртом строили хаты. Они на этой улице почти у всех рубленые.

У Поповых был тоже рубленый дом с 30 сотками земли. Сейчас остался один участок. Илья Петрович вспоминает, что у него во дворе был небольшой пруд с карпами, карасями, толстолобиками.

Рыбачить Илья Попов любит с детства. Мальчишкой он с друзьями бегал на речку с удочками и приносил домой хороший улов. Ещё местная детвора устраивала в лесу «войнушку».

Проголодавшись, они забегали на сырзавод. Так называли колхозный цех по переработке молока. Он находился рядом с улицей Вали Вербиной. Ребят там угощали обрезками вкусного сыра.

Дети не только развлекались. Они помогали взрослым собирать и сдавать дикую грушу, кислицу, ежевику.

— Через речку был завод, его называли «Кислым», — рассказывает Илья Петрович.

— Там очень дёшево принимали все дары леса. Даже в этих копейках люди нуждались, ведь в колхозе они работали за трудодни. Мама всегда ждала Нового года, когда с ними начинали расплачиваться натурпродуктами.

Мальчишкой Илья мечтал поскорее вырасти и помогать маме. Но вначале нужно было окончить школу. Кстати, раньше десятилетка была в 300 метрах от его дома, потом она стала начальной школой. В каждом классе училось не меньше 30 человек. Когда построили новую школу в станице, он доучивался там.

После выпускных экзаменов Илья пошёл в колхоз, а вскоре его забрали в армию. Попал в Германию. Всё ему было в диковинку. Больше всего удивляла любовь немцев к чистоте и порядку. По дороге не валялось ни одного листочка с дерева. Складывалось впечатление, будто и не спали люди, а то и дело мели улицы.

Довелось Илье Петровичу побывать и в Чехословакии. Из Германии их отправили туда для обеспечения безопасности социалистического содружества.

Вернувшись со службы, он стал трудиться электриком в колхозе. Потом работал в откормочной базе, где в 70-е годы было до семи тысяч голов крупного рогатого скота. Летом мужчина косил сено, а с наступлением холодов в столярном цеху при откормбазе мастерил из древесины декор для мебели и держаки для лопат.

Его жена Татьяна Павловна Акулова много лет работала в местной школе учителем труда и вела кружок прикладного творчества. К сожалению, жизненные испытания не обошли стороной Илью Попова. Шесть лет назад его супруга ушла из жизни. Но он нашёл в себе силы пережить горе.

Сейчас Илья Петрович по-прежнему ходит на рыбалку, часами сидит с удочкой и вспоминает былые времена. Не дают ему чувствовать себя одиноким четверо детей, пятеро внуков и правнук.

 

 

 

О жителях бывших и нынешних

 

Для Натальи Чуенко эта улица тоже не была чужой. Раньше там жила её тётя Вера Петровна Попова — однофамилица Ильи Петровича Попова. Дом Веры Петровны — один из двух, сохранившихся до наших дней.

— С 16 лет тётя работала в лесу вместе с моей мамой, — рассказывает Наталья Николаевна.

— Они делали заготовки для бочек. Когда вышли замуж, мама устроилась в детский сад, а тётя выучилась на швею и обшивала всю станицу. В летней кухне у неё была мастерская со всем необходимым для этого ремесла. Можно сказать, что тётя была местным модельером, в основном ей заказывали женскую одежду. Мне с подругой она сшила из белой ткани с люрексом выпускные платья разных фасонов. Получилось очень красиво. К сожалению, тётя умерла в прошлом году в возрасте 85 лет.

Во втором доме на этой улице жила свекровь тёти. Звали её то ли Дуся, то ли Дуня. Она была набожной женщиной. Когда бы я ни пришла, то заставала её за молитвой. В доме у неё стояли красивые иконы, комнаты сверкали чистотой и радовали глаз вышитыми скатертями, наволочками и занавесками. Бабушка была очень душевной, с улыбкой принимала меня и рассказывала об иконах. О ней остались самые добрые воспоминания.

Сейчас единственными жителями этой улицы являются Сергей Сахаров и его супруга. О Вале Вербиной им известно только то, что она была разведчицей.

Сергей родом из Бесленеевской. О том, что здесь продаётся дом, он узнал из объявления в интернете. Очень ему понравилось красивое спокойное место, и вскоре семья справила новоселье.

— Нам здесь комфортно, вдобавок недалеко стоит вышка сотовой связи, и интернет не заставляет себя долго ждать, — делится Сергей.

— Правда, дом у нас старый, рубленый. Если его ремонтировать, то нужно менять крышу, окна, двери, укреплять фундамент. Получается лишняя трата сил и средств. За эти деньги мне проще построить новый дом. Будем жить в старом, пока не построимся.

— А живность есть у вас? – интересуюсь я.

— Только куры, больше никого не планируем держать, — отвечает он.

— Не выгодно: корма дорогие, молоко принимают за копейки. В общем, овчинка выделки не стоит.

Сергей трудится сварщиком на Севере. Два месяца работает, один — занимается дома хозяйственными делами. В свободное время любит ходить на рыбалку и принимать гостей. Не так давно у него были родственники из Тульской области, которые остались в восторге от местной красоты.

— Со мной работают люди со всех уголков нашей страны, — делится Сергей. — Когда я показываю им фотографии Баговской, они не перестают восхищаться природой. Не было бы отбоя от новосёлов в станице, если бы не безработица.

P.S. Редакция газеты «Предгорье» благодарит за сотрудничество Юлию Кривко, Татьяну Макаренко, Андрея Пирцхалаву, Любовь Малюкову.

 

Если улица, на которой вы живёте, имеет интересную историю и вы хотите, чтобы о ней узнали читатели газеты «Предгорье», позвоните в редакцию по телефонам: 8-918-44-55-122, 8(86192)5-11-81. Расскажите корреспонденту, в честь кого она названа, и кто на ней проживает. Мы встретимся с жителями и напишем о них и об улице на страницах газеты. Проект «Где эта улица?» не имеет временных ограничений.

 

Виола Крапивина. Фото автора.

 

 

 

Опубликовано 24 окт 2021 | 445 просмотров

Оставить комментарий

* Обязательно к заполнению