Душа всегда тянулась к дереву
Мостовчанин Виктор Нищерет своими руками творит настоящие произведения искусства из дерева. Наш корреспондент заглянула к нему в мастерскую.
Виктор Владимирович, большую часть своей жизни посвятивший работе на руководящих должностях, для сотрудников газеты «Предгорье» открылся с новой стороны.
В прошлом году он решил оставить госслужбу и уйти на заслуженный отдых. Свободного времени появилось много, поэтому Нищерет занялся любимым делом – работой с деревом. А любимым, как выяснилось, оно стало лет 40 назад, а может, и раньше…
— Когда в 1979 году я пришёл работать в псебайский лесокомбинат водителем, весь Советский Союз активно готовился к Олимпиаде-80. Министерство лесного хозяйства поручило Псебайскому ОПЛК изготовить сувениры. Наш лесокомбинат делал шкатулки и олимпийских мишек. Я частенько заглядывал в цех, где это создавалось. Был там хороший мастер Виктор Калачев. Мы познакомились, я стал учиться у него резьбе. Он мне даже комплект резцов подарил. До сих пор ими пользуюсь.
Когда из ОПЛК перешёл на работу в райком комсомола, — продолжает мой собеседник, — то времени уже оставалось меньше, но я всё равно находил возможность что-то мастерить. Помню, как в первой квартире сделал мебель для кухни, для детской комнаты. Выписал ДСП на фирме «Юг» и сам раскраивал полотна в гараже.
Виктор Нищерет говорит, что любовь к столярному делу досталась ему в наследство от деда Семёна Ивахненко. Тот был краснодеревщиком. Мальчишкой Виктор Владимирович приходил к нему в мастерскую. Запах свежей стружки его просто дурманил. Поэтому, работая водителем в райкоме, Виктор Нищерет чётко понимал, что хочет связать с деревом и лесом свою дальнейшую жизнь. Произошло это в достаточно зрелом возрасте – в 30 лет. Он поступил в Новочеркасский инженерно-мелиоративный институт и получил специальность инженера лесного хозяйства. В 38 лет стал директором мостовского лесокомбината.
— И вот сейчас, когда я вышел на пенсию, наконец-то могу проводить в мастерской сколько угодно времени, — говорит мастер. – Сейчас всё вам покажу.
Мы заходим на подворье. Всюду его рукотворные шедевры: стол-трансформер, скамейки, стулья и многое другое.
— Декоративный штакетник и скворечники моя супруга увидела в журнале и предложила сделать такие же, — продолжает экскурсию по своему участку Виктор Владимирович. — Я вырезал заготовки. Она покрасила. Рядом посадили подсолнухи, райские яблочки. Уголок получился – глаз не отвести.
— Хочу подробнее рассказать о лавке-трансформере, — возвращает меня к началу разговора Виктор Владимирович. – Это моя гордость, потому что за подобное изделие я взялся впервые, расчёты выполнил самостоятельно. Конечно, пришлось кое-что переделывать, выверяя параметры. Но в итоге осилил эту удивительную конструкцию, — одним движением руки Виктор Владимирович превращает её в столик с двумя скамейками. – Точно такую мне заказал бывший руководитель Мостовского района Владимир Федянин. А ещё на днях молодая семейная пара из Хамкетинской приобрела у меня журнальный столик. Узнав о моём мастерстве, они попросили выполнить заказ по обустройству их дома.
Виктор Владимирович одинаково любит работать и с деревом, и с металлом. Его веранда – яркое тому подтверждение. Он украсил её фигурными балясинами, обставил гарнитуром из карагача и тополя-белолистки. Кстати, срез тополя мастер купил у заготовителя дров. С этими людьми он поддерживает связь. Если появляются большие спилы деревьев, ребята откладывают их для мастера. Ничего не пропадает в умелых руках!
Напротив веранды — открытая летняя кухня, которая от начала и до конца построена и оборудована хозяином. Здесь он выложил каменную печь, провёл коммуникации и даже изготовил двухэтажную собачью «резиденцию». Это место принадлежит троим любимицам семьи – тойтерьерам Бусе, Марте и Марусе.
Мы проходим в баню. Аромат тут стоит волшебный. Само помещение изнутри обшито деревянным брусом. Предбанник украшают разнообразные изделия. Здесь что-то вроде склада готовой продукции: необычная подставка под комнатные цветы с фантазийными ножками, столик на металлическом каркасе в стиле лофт, тумбочка, сушилка для одежды, зеркало, стопка разделочных досок. Приходи, выбирай, покупай! Кстати, досточки от Нищерета пользуются особой популярностью у покупателей. Наборные, клееные, они при использовании не деформируются. А доски из цельного куска дерева такому риску подвержены.
— За один раз я могу сделать до 18 дощечек, — объясняет Виктор Нищерет. — Именно столько вмещает станок. Эти кухонные принадлежности обычно изготавливаю из остатков древесины. Тут простор для фантазии. Вот недавно сделал разделочные доски в виде меча.
— Больше всего люблю работать с орехом чёрным, — рассказывает мастер, — цвет у него красивый. По текстуре он твёрдый и обрабатывается хорошо. Это тот самый орех, что растёт в нашей роще при въезде в посёлок Мостовской со стороны Адыгеи. Посмотрите, какая дверь в парилку из него получилась! Кстати, именно этот орех достался мне с улицы Мичурина, где он рос десятки лет. Когда дерево своими размерами стало угрожать безопасности жителей, работники обрезали его и чуть не распилили. Я вовремя их остановил.
Все изделия, которые имеются на подворье у ремесленника, созданы в основном за последний год. Но впереди ещё много задумок. В небольшой мастерской уже всё не помещается.
— Думаю, к концу лета у меня наконец-то появится цех, — делится планами собеседник, — мы с сыном Женей залили стяжку под него и установили каркас, который нужно утеплить и обшить металлопрофилем. Здесь у меня будет всё необходимое: вентиляция, пилорама, пылесос, рейсмус, станки – фуговальный, фрезерный, токарный и другое оборудование, которое я изобрёл в процессе работы. Старую мастерскую я отведу под чистую зону для сборки готовых изделий, а рядышком расположу отдел для работы с металлом.
С появлением просторного цеха Виктор Нищерет планирует воплотить в жизнь ещё одну свою мечту – изготавливать столешницы, соединяя несколько деревянных слэбов с подкрашенной эпоксидной смолой — прочной, не токсичной, устойчивой к влаге и перемене температур. Получается очень красивая дизайнерская мебель.
Столярное дело для нашего героя вовсе не способ заработка, это хобби. Даже если удаётся что-то выручить от продажи изделий, Виктор Владимирович тут же пускает в дело: покупает заготовки, клей, лаки, шлифовальные шкурки. Он считает, что радость, которую получает от своего увлечения, ценнее всяких денег.
Честно говоря, после знакомства с таким Нищеретом я как будто открыла его с другой стороны. После интервью на его подворье Виктор Владимирович неожиданно взял в руки гитару и спел песни Гарика Сукачёва, Михаила Круга, Александра Розенбаума, поразив меня снова. Как выяснилось, гитара – ещё одна его отдушина. Он увлёкся музыкой в армии. После службы записался в вокально-инструментальный ансамбль и по вечерам играл и пел на танцах. Позже, будучи взрослым мужчиной, тайком ходил в музыкальную школу брать уроки игры на гитаре. Заодно освоил и аккордеон.
Вот такой удивительный Виктор Владимирович Нищерет! Думаю, что вы тоже таким его не знали.
Наталья Черноволенко. Фото автора.
Оставить комментарий