Поэзия русского простора и утренней свежести
Размышления о творчестве мостовской поэтессы Татьяны Зориной.
Год литературы, объявленный в нашей стране, пересёк свой экватор. Символично, что год этот совпадает с юбилейной датой 70-летия Победы в ВОВ . Вот и на торжественных майских мероприятиях литераторы встречались с ветеранами войны и труда, молодёжью, читали им свои патриотические и лирические произведения. Участвовала в них и наша мостовская поэтесса Татьяна Зорина. Рассказать о её творческом пути, поделиться мыслями о её поэзии, представить новые стихи я и хочу на страницах газеты «Предгорье».
Истоки
Татьяна Михайловна родилась в станице Преградной в большой семье, в которой переплелись корни алтайские и курские, кубанские и ставропольские. Потому, возможно, и отражается так сильно в её стихах тема славянского мира, взаимоотношений украинцев, белорусов, русских.
Как ни пафосно это звучит, но всё её творчество есть признание в любви к России-матушке. Оно проникнуто любовью к родному русскому народу, к отчему краю — Кавказу, Кубани, к предгорным станицам-сестрицам, где прошли детство и юность, где каждая тропинка исхожена, где и зародилось чувство чистой и светлой любви.
А у истоков, конечно же, стояла мама Татьяны Михайловны — великая труженица Ольга Михайловна Зорина. С детских лет наша героиня знала цену хлебу, заработанному собственным трудом. Ещё в школьные годы она помогала матери доить коров на совхозной ферме, а потом и сама работала дояркой. Не уступала здоровенным мужикам на заготовке сена для общественного животноводства. С отцом — лесником Михаилом Еремеевичем Зориным исходила все горные и лесные тропы. Уже в 19 лет, успешно отучившись в автошколе, водила по горным и степным дорогам тяжёлый бензовоз. И при этом с детства пробовала силы в сочинении стихов, первые свои творения доверяя сотрудникам мостовской и лабинской районных газет.
Признание
Публиковаться Татьяна Зорина начала уже в краснодарский период своей жизни, когда была замечена самим Виталием Борисовичем Бакалдиным, одним из лучших мастеров поэтического слова в России. Он и стал её главным наставником в поэзии — Учителем на всю жизнь (именно так, с большой буквы). С его благословения и помощи состоялась первая публикация в заводской многотиражной газете «Приборостроитель» Краснодарского ЗИПа.
Четверть века уже исполнилось после той памятной первой публикации. С тех пор не раз выносила она свои новые произведения на читательский суд — от краевых газет «Кубанские новости», «Вольная Кубань», «Кубанский писатель», «Кубань сегодня» до районных и многотиражных заводских газет. А если полистать подшивку незабываемой бакалдинской «Литературной Кубани», то можно увидеть, что Зорина здесь была одним из самых востребованных авторов. Выпустила она в свет и добрую дюжину собственного детища — газеты «Литературная Лаба». Краевые «Кубанские новости» так отозвались об этом проекте: «Литературная Лаба», как и полноводная красивая горная река, нашла свой исток в предгорье.
Актуальные вопросы, которые поднимают её авторы, близки всем жителям Кубани. Найти новые таланты, поддержать уже известных мастеров художественного слова — миссия благородная и доступная для тех, кто сам достиг определённых вершин». Два сборника стихов подытожили работу поэтессы за прошедшие годы. Готовится к изданию третий.
Дорогого стоит состоявшееся признание значимости творчества Татьяны Зориной главным редактором литературно-исторического журнала «Родная Кубань», лауреатом Государственной премии В. И. Лихоносовым. Другого нашего прославленного маэстро, художественного руководителя всемирно знаменитого Кубанского казачьего хора, композитора Виктора Захарченко стихи Татьяны Зориной вдохновили на создание цикла песен. В своей книге «Песней очистимся» Виктор Гаврилович пишет: «Кубанская поэтесса Татьяна Зорина по-своему продолжает традиции русской поэзии. Её стихи с первого же прочтения наполнили мою душу благодатным светом и зазвучали во мне… Я радуюсь сердечно стихам Татьяны Зориной. Они органично вплелись в русскую поэзию. Бог дал ей большой талант и гражданское сердце. И я искренне желаю ей своим поэтическим даром и дальше верно служить Отечеству и страждущему народу нашему». К слову, не только В. Г. Захарченко вдохновлялся поэзией Татьяны Зориной. С удовольствием сочиняли музыку к её стихам и другие композиторы, например, Василий Дедюрин («Кубанская Хатынь», «Станицы-сестрицы», задушевно прозвучавшие в исполнении хадыженского и переправненского народных хоров, «Берёзка»), Пётр Резник («Царство белых берёз»), Виктор Сухоруков («За тебя голосуем, Родина»)…
Владимир Архипов, поэт, лауреат литературной премии имени Александра Невского, руководитель секции поэзии Краснодарского отделения Союза писателей России, поделился своим мнением о поэзии Татьяны Михайловны с коллегами на одном из собраний литературного цеха Кубани: «После прочтения стихов Т. Зориной так и повеяло на меня русским простором, утренней свежестью, добротой и болью народной души. С 2000 года я вёл с начинающими кубанскими авторами краевые поэтические семинары. На одном из них Татьяна Зорина из Мостовского района прочитала стихи, в которых были и такие строки: «У нас в России даже птицы поют на русском языке». Сбылась моя потаённая надежда — я услышал голос природного народного дыхания. У Зориной целая россыпь добротных, радующих поэтических творений. И вполне справедливо, что композитор В. Г. Захарченко написал на её стихи немало песен для Кубанского казачьего хора. Но больше всего меня воодушевляет то, что в своём творчестве Татьяна Зорина живёт, не отрываясь от нашей грешной земли, отражает страдания народные, открывает перед читателями красоту родной природы. А глубокое отражение жизни во всей её полноте, многообразии и сложности и есть духовная поэзия».
Победе посвящается
К юбилею Победы нашего народа в Великой Отечественной войне администрация Краснодарского края выпустила книгу, посвящённую воинам и труженикам Кубани, поколению победителей. В разделе «Поэтический венок победителям» помещены стихи и песни Лебедева-Кумача и Харитонова, Добронравова и Бакалдина, Вараввы и Обойщикова… Есть здесь и слова песни-реквиема Зориной «Кубанская Хатынь». Вообще, это произведение, родившееся во время её пешего паломничества из станицы Костромской на место расстрела фашистами михизеевцев, — одно из лучших в творчестве поэтессы. Оно традиционно исполняется на памятных траурных мероприятиях у мемориала жертвам в станице Махошевской.
Обо всём понемногу
Особый колорит поэзии Зориной придают тщательно выписанные народные характеры. Это, как принято говорить, простые люди, но через их нелёгкую, осознанно нравственную позицию и подвижнически выстраданную ими правду жизни постигаешь судьбу и душу народа. Жизнь маленького человека, его, казалось бы, далеко не глобальные проблемы приобретают в произведениях Татьяны Зориной высший смысл. Учат добру, в каждом слове и поступке противостоящему и побеждающему зло, учат вере, вселяющей надежду на лучшее, зовут к борьбе с бездуховностью, ложью и унынием. Приоритетными для человека должны быть справедливость, добро и любовь — этим убеждением поэтесса не поступается ни в одном из своих произведений. Читаешь её оды русским женщинам — Фёкле («Вслед за волною») или одинокой старушке из доживающего полузаброшенного хуторка («Бабка Диденчиха») и невольно вспоминаешь «Русский огонёк» Николая Рубцова. Та же жгучая любовь к «отеческим гробам», та же горечь от тяжких утрат, постигших русскую деревню. И та же гордость за русских людей. Вот это и есть настоящая, выстоявшая в войнах, в голоде и холоде, но сохранившая доброе, отзывчивое сердце Матушка-Русь.
А как буквально до слёз трогают стихи о природе!.. У Татьяны Зориной есть великолепные строки о преданности человеку состарившейся собаки, от которой тот предательски хотел избавиться. Пожалев куска хлеба, решил утопить в реке, но перевернулся в лодке и сам стал тонуть. Собака спасла ему жизнь и заставила осознать всю неправедность поступка.
Протестует поэтесса и против бездумного расточительства лесных богатств в угоду сиюминутным интересам кучки богачей («Здесь когда-то был лес молодой», «И рубят, и губят живые леса»). И против алчных браконьеров, убивающих и пугливого зайчишку, и трепетную лань («Бедные зайцы, спасаясь от шума», «Был ясный день»). Нельзя, убеждена автор, превращать Богом данную красоту в безжизненную пустыню, ибо опустошается и сама душа человеческая.
Русская душа
В постоянном труде и заботах, а также во время паломнических поездок по историческим и православным святыням большой, когда-то единой Руси рождаются новые темы для её произведений. И, как в начале творческого пути, она не перестаёт удивляться русским просторам, красоте окружающего мира, терпению и мудрости народа, о процветании которого все её думы:
А я всё мечтаю, что русский народ,
Во славе блистая, светло заживёт!
Татьяна Михайловна Зорина — лауреат и дипломант Кубанского фестиваля «Величай, душе моя», поэтических конкурсов «Всякое дыхание да хвалит Господа», «В Россию можно только верить», «Божественный глагол»… Её вклад «в воспитание подрастающего поколения, активную жизненную позицию» отметил губернатор Краснодарского края. А глава Мостовского городского поселения С. А. Бугаёв выразил благодарность за талантливые поэтические произведения. «Именно такие люди, как Татьяна Зорина, составляют золотой фонд и являются гордостью земляков», — заявил он.
Возвращаюсь к тому, с чего начала этот материал. Год литературы — год особенный. Выход в свет нового поэтического сборника Татьяны Зориной, безусловно, станет достойным событием для всех почитателей её самобытного и яркого дарования.
Л. Кузнецова, заслуженный работник культуры Кубани.
Фото Дмитрия Бунтури.
Поле жизни
Да, жизнь прожить — не поле перейти.
Но было поле то длиною в жизнь.
Связисту ещё надо доползти,
Соединить стальные рубежи.
И мой отец попал в железный шквал,
А мессеры кружили вороньём.
И друг его от смерти прикрывал,
А сам погиб под вражеским огнём.
Была одна винтовка на двоих,
Одна беда, так надо понимать.
До той черты — всего один лишь миг,
А за спиной — одна Россия-мать.
Давным-давно повержены враги,
И тишина над полем улеглась.
Прости, солдат: ты за меня погиб,
Чтоб я на этом свете родилась.
Дорога в детство
Лес мой, разукрашенный узорами,
Стоит, над озером склонясь.
Да, жили здесь когда-то Зорины,
Теперь крапива разрослась.
Под одинокой, грустной сливою
Зевает детский башмачок,
А в нём ведёт неторопливую
Свою мелодию сверчок.
О том, что много мною пройдено,
Но та дороже всех дорог,
Что привела меня на родину
И на родительский порог.
Где и мечты, и силы прежние,
И нежно-розовый рассвет
Уснули светлыми надеждами,
Как белых ландышей букет.
Какая жизнь отколосилася,
Что не вместить её в строку.
К своим истокам возвратилась я:
К лучине, печке, роднику…
Вечер поздний
Под шуршанье листопада
Слышу всхлипы журавлей,
Удивителен и сладок
Голос Родины моей.
Заплелись калины гроздья
В терпком розовом хмелю,
И услышал вечер поздний
Слово тихое «люблю».
Справа вызрела пшеница,
Слева колосится рожь.
— Ах, куда же ты, девица,
Глядя на вечер, идёшь?
— Завтра будет жито сжато,
Не найдёшь ни колоска,
Завтра заберут в солдаты
Ненаглядного дружка.
Не стучись в окно, ненастье,
Не шуми, густая рожь.
Береги девичье счастье.
Если любишь — подождёшь.
* * *
Достаётся ж тебе, деревня,
От столицы Москвы вдали.
На богатых вновь и на бедных
Раздвоился твой светлый лик.
Помнишь, раньше как хороводы
Мы водили среди берёз.
И за славу и власть народа
Не скрывали счастливых слёз.
Где-то свадьба — так всем колхозом,
Неудача — на всех одна.
Ностальгия — моя заноза,
Эк хватило тебя куда…
Не гнушайся, Москва, деревни,
Мы прославим тебя в трудах.
Мир, известно, стоит издревле
На Иванах, не на китах!
Оставить комментарий