От Серёжи Блонского до Андрея Болконского
За плечами Сергея Блонского, одного из руководителей театра танца «Твой мир», множество стран земного шара. Плечи эти он держит ровно, спину — прямо, а в походке его сквозит изящество и аристократическое благородство. Сергей Блонский в недавнем прошлом артист балета, причём артист самого высокого уровня. Не знаем, как для вас, а для нашего корреспондента это стало большим открытием.
Поводов написать про Сергея Блонского было несколько. Это и его день рождения (кто решится дать Сергею Блонскому 58 лет?!), и Международный день танца. Оба события приходятся на конец апреля. Тогда и состоялся наш с ним разговор, после которого я понял, что поводов в общем-то никаких и не нужно. Это была одна из тех замечательных встреч, что вдохновляют, помогают вновь ощутить приглушённое будничной суетой биение великого пульса жизни и вспомнить, что вокруг существует не только замкнутый мирок нашего посёлка и района, а огромный, захватывающий мир с его необыкновенной природой, удивительным разнообразием стран и богатством человеческих культур.
Но вот чего я совсем не ожидал, так это столкнуться в утренний час в фойе пустого здания театра танца «Твой мир», где проходила наша с Сергеем Блонским беседа, с большой историей – той, что творится на самом высоком уровне, затрагивает народы и государства. Её волнующее дыхание сопровождало рассказ Сергея Александровича о своей жизни, в которой нашли место великие балеты и выдающиеся роли в них, сцены мира и встречи со знаменитыми людьми — такими, как, например, балерина Майя Плисецкая или даже бывший президент Египта Хосни Мубарак. Когда после этого необычного разговора я вернулся в редакцию, меньше всего мне хотелось стучать торопливым дятлом по клавишам и писать текст по горячим следам впечатлений. Было желание спокойно всё осмыслить. Вообще, честно говоря, не люблю спешить. Так прошёл месяц… Но, как я уже говорил, поводов, чтоб написать сегодня про Сергея Блонского, не требуется. Ведь интересный человек интересен всегда – хоть через месяц, хоть через два, в любое время года и в любую погоду.
Монолог Блонского
— Я к нашей встрече выписал страны, в которых выступал. Может, пригодится. Но, наверное, проще перечислить те места, где мы не были на гастролях… — стремительно начинает разговор Сергей Блонский.
Заглядываю в рукописный текст. Успеваю прочитать: «Италия, Португалия, Мальтийские острова».
— Но самыми важными для меня были выступления в Уфе на фестивале Рудольфа Нуриева (артист балета мирового уровня – прим. автора) и в «Кеннеди-центре» в Вашингтоне, — прерывает моё изучение гастрольной географии Сергей Александрович.
— А вот этот альбом мне подарили к 30-летию творческой деятельности. Поклонники…
В большом красивом альбоме собраны яркие сценические фотографии Сергея Блонского разных лет – от чёрно-белых, сделанных в период его выступлений в составе Одесского театра оперы и балета, до цветных, когда он танцевал уже с труппой Каирского театра оперы и балета.
— Это греческий спектакль «Зорба». А вот я в роли тореадора Эспады в балете «Дон Кихот». Здесь я Ванька из «Конька-Горбунка». Это балет «Спартак», очень его люблю, — комментирует
снимки Сергей Александрович.
На одном из фото крупным планом злодейское лицо с орлиным индейским профилем.
— Это я в образе злого гения из балета «Лебединое озеро». Сам гримировался, — поясняет Сергей Блонский.
Да, мрачный тип получился. Признать в нём Сергея Александровича непросто.
— Не знаю, что б тебе рассказать… – после впечатляющего вступительного монолога вдруг сообщает мой собеседник.
Мне же кажется, чтобы узнать все интересующие подробности о жизни Сергея Блонского, как минимум потребуется несколько дней.
— Давайте начнём с самого начала… — предложил я.
Поздравляю — будешь танцором!
В детстве, которое прошло в украинском городе Николаеве, Сергей Блонский, по его словам, занимался всем.
— Это нынешней молодёжи ничего сейчас не интересно. В наше время было по-другому, — говорит он.
Маленький Блонский пел в хоре, играл на валторне и мечтал перейти на трубу, ходил в фотокружок, занимался в цирковой студии и, наконец, танцевал. На хореографию Сергея отдала сестра. Сама она тоже танцевала и, когда однажды собралась в Киев, чтоб устроиться в национальный академический ансамбль танца Украины имени Павла Вирского, взяла брата с собой. В тот момент как раз шёл набор в Киевское хореографическое училище, где готовят артистов балета, а также в цирковое училище. Последнее Блонскому было ближе. И когда сестра отправила его пройти отборочный конкурс, он почему-то думал, что пробуется именно в цирковое. Ничего подозрительного во вступительных испытаниях Сергей не заметил: проверили здоровье, музыкальность, посмотрели внешний вид. А через некоторое время сестра сообщила: «Поздравляю – будешь танцором!» Оказывается, тот конкурс он проходил в хореографическом училище. «Ну танцором так танцором», — спокойно рассудил Сергей Блонский, а к цирку у него навсегда осталось самое хорошее отношение.
Ножи в спину
Хоть танцы потихоньку становились основной деятельностью в жизни, разносторонняя натура Блонского только ими не ограничивалась. Так, по собственному определению в тот момент он по дурости занялся восточными единоборствами. Сломал руку, затем ногу, но на этом не успокоился.
— А потом меня как бросили неудачно на татами и сломали позвоночник!
Боли были такие, словно ножи в спину втыкали. Сергею запретили поднимать больше пяти килограммов, а о танцах и речи не шло. Но помог восстановить позвоночник один хороший хирург. Сделать это он предложил с помощью йоги. Доктор пообещал, что лет десять спина беспокоить не будет. Так и случилось: через десять лет Сергея вновь скрутило. От боли он избавлялся уже самостоятельно теми упражнениями, которым научил врач. А тогда, потеряв с поломанным позвоночником год, Блонский снова начал танцевать и провёл на профессиональной сцене 30 лет, поднимая не то что пять килограммов, а целых пятьдесят пять, причём одной рукой. Если быть точнее, то до 52 килограммов. Больше балерине весить нежелательно, иначе партнёр вправе отказаться с ней танцевать.
— Что ты всё о здоровье?! – не выдержала супруга Блонского Ольга Можейко, слушая нас. — Не об этом ведь с тобой корреспондент пришёл говорить!
Ольга Можейко наряду с мужем руководит детским театром танца «Твой мир». По ходу нашей беседы с ним она то и дело выходила из своего кабинета с различными комментариями.
Несмотря на протест Ольги Семёновны, я всё же осторожно позволю упомянуть ещё одну историю о здоровье, а заодно о силе воли и духа Сергея Блонского. Во времена его выступлений в Одесском театре оперы и балета раз в четыре года партия обязывала театр ставить балеты на коммунистическую тему. Артистам, привыкшим только танцевать, даже стихи приходилось учить и читать со сцены, например, о том, как герои постановки мечтают поехать на БАМ. За роль в одном из подобных балетов с ударным названием «Коммунист» Сергея Блонского выдвигали на госпремию. Но перед самой сдачей спектакля комиссии он сломал ногу. Тогда Сергей Александрович заморозил её специальными средствами, чтобы не чувствовать боль, и всерьёз намеревался выйти танцевать. Однако его вовремя остановили и отговорили.
— В балете большая конкуренция за роли, выход на сцену. Только через силу, упорный труд можно доказать, что ты работоспособен, достоин того, чтобы танцевать. И вообще, лишь постоянным трудом можно добиться хорошего результата, достичь большой высоты в любом деле. Вот чему мы учим детей в нашем театре танца. Да, конечно, им хочется погулять, отдохнуть. Но трудиться очень важно. Люди часто жалуются, что им мало платят. Но я считаю, что они сами в этом виноваты, потому что не прилагают достаточных усилий, — говорит Сергей Блонский.
По-моему, очень правильные слова. И даже больше. Подобно естественным законам, что одинаково действуют на всё живое, сказанное Сергеем Александровичем относится к разряду законов социальных, которые справедливы для каждого человека. Так, усиленно работая над собой, Блонский после училища стал артистом знаменитого Одесского театра оперы и балета, где протанцевал 15 незабываемых лет жизни. Трудолюбие же, считает он, досталось ему от мамы. Судьба женщины оказалась непростой. Будучи полькой мать бежала на Украину, когда немцы оккупировали её страну. Потом она одна растила детей, работала днями и ночами, чтоб обеспечить их. Мамы уже нет в живых. Сергей Александрович вспоминает о ней с теплотой и еле сдерживает слёзы…
Достаньте Серёгу из телевизора!
Что вы представляете, услышав словосочетание «египетский балет»? Я вот как-то сразу живо вспомнил египетский духовой оркестр, что встречал нашего президента гимном России во время его последнего визита в африканскую страну. Музыканты, мягко говоря, фальшивили. И это происходило на высшем государственном уровне! Несмотря на сдержанность Владимира Путина, было заметно, как один мускул на его лице всё же дрогнул при необычных звуках с детства знакомого каждому россиянину произведения. Кстати говоря, своей вариацией гимна России, в духе египетской, ранее встречал президента Дмитрия Медведева оркестр в Сирии.
Надо сказать, что моя аналогия от египетского балета к египетскому оркестру в какой-то степени справедлива. Сергей Блонский подтверждает, что балет в стране пирамид действительно был слабый. Но тогдашний президент страны Хосни Мубарак и его жена очень любили искусство и продвигали его в народ. Тот же балет много крутили по телевидению, не столько, конечно, как «Лебединое озеро» в день августовского путча 1991 года, но всё равно немало. А поднимать этот вид искусства на достойный уровень с удовольствием приглашали иностранцев. И местные египетские танцы, бывало, им доверяли
танцевать даже больше, чем своим.
В числе таких иностранцев оказался и Сергей Блонский. Артистом Каирского театра оперы и балета он стал, потому что тогда ему было не с кем оставить маленького сына. Тёща попала в аварию, а на гастроли в Англию, куда собиралась поехать балетная труппа Сергея Александровича, детей брать категорически запрещали. Как раз незадолго до этого они выступали в Египте. И там Блонскому предлагали остаться и поработать несколько месяцев. Этим предложением он и воспользовался. Но вместо нескольких месяцев задержался в Египте на годы. В России тогда начались 90-е и возвращаться домой в хаос и нестабильность не было смысла. С Каирским театром оперы и балета Сергей Блонский активно гастролировал по миру и не один раз выступал в президентском дворце, в том числе перед главой египетского государства Хосни Мубараком.
Тем же курсом наёмного профессионального хореографа в Каире спустя несколько лет после приезда Блонского оказалась Ольга Можейко. На тот момент женщиной она была одинокой. Но знакомиться ни с местными, ни с иностранцами ей не хотелось. Было желание видеть рядом своего, русского человека. В тот момент Ольга Семёновна работала в хореографическом коллективе при телевидении, где, как помните, часто крутили балет. На экране она и приметила Сергея.
— Вижу — мой типаж, — рассказывает Ольга Семёновна. – Я тогда спросила у знакомых артисток балета, кто это. А они мне говорят: «Да это ж Серёга Блонский! Он два года здесь уже живёт». А я им: «Достаньте мне этого Серёгу из телевизора!».
Серёгу из телевизора достали. Дальше в ход пошло женское обаяние, и вот уже 15 лет Сергей Блонский и Ольга Можейко вместе.
У нас «до бабушки» не ездят
— Нас с Блонским заклинивает на чувстве патриотизма! – признаётся Ольга Можейко. — Многие знакомые уехали в Канаду, Европу. Звали нас с собой. У меня вот дочь в США живёт. Но мы вернулись в Россию и иначе не могли. Переживаем за страну. Чувствуем, что здесь наше искусство надо поднимать, а не за рубежом. Там и без нас всё неплохо.
— Действительно, искусство в нашей стране есть и ещё какое, вот только культуры нам не хватает, — вторит супруге Сергей Блонский.
В Мостовской они попали из-за родителей Ольги Можейко, которые ранее приехали сюда. В тот момент наши герои как раз устали от городов, хотели остановиться и выдохнуть. Мостовской стал очень подходящим для этого местом.
— Здесь так хорошо, тихо, без всякой суеты. Мы никуда не хотим уезжать, — говорит Сергей Блонский, а Ольга Семёновна называет эти места жемчужиной.
Труднее всего на первых порах Сергею Александровичу было заниматься с детьми. Он привык работать с профессионалами. Несколько раз Блонский даже порывался бросить это дело. Но потом стало получаться и получается сейчас, о чём говорят успехи детского театра танца «Твой мир». Теперь он считает, что вся прошлая творческая жизнь была толчком ко дню сегодняшнему. Им с Ольгой Можейко удалось осуществить мечту – построить собственный культурный центр, в какой постепенно превращается дом детского театра танца «Твой мир». Самое же тяжелое для Сергея Блонского сегодня – запоминать имена детей и номера телефонов. С этим он ничего не может поделать: таковы особенности памяти. «О, Сергей Александрович, вы моё имя запомнили!» — иной раз удивляется кто-нибудь из воспитанников Блонского, когда преподаватель вдруг назовёт его по имени.
— Знаешь, что это за балерина на эмблеме «Твоего мира»? – спрашивает
он у меня. Я не знаю.
– Это Майя Плисецкая. Мне в жизни довелось в течение нескольких месяцев гастролировать с Майей Михайловной…
Как и большинство людей, связанных с балетом, а также ценителей этого вида искусства, Сергей Александрович говорит о Майе Плисецкой с каким-то трепетным придыханием.
Сергей Блонский и Ольга Можейко передают мостовским детям не только основы академического хореографического искусства, которые они получили в своё время от советских педагогов-титанов, но и всячески повышают культурный уровень ребят. Искусство, по мнению Блонского, — это не развлечение, а воспитание. Потому в театре танца «Твой мир» запрещены такие слова и выражения, как «эй», «ну», «чё», «глянь», «до бабушки». Кроме того, оставить жвачку за пределами здания должен всяк сюда входящий.
— Сергей Александрович, хочу заметить, у вас очень культурная, благородная по звучанию фамилия – Блонский. Она и искусство, как мне кажется, очень подходят друг другу, — напоследок говорю я Сергею Блонскому.
— Знаешь, меня в школе учительница как только не называла: и Вронским, и Болконским. Что интересно, потом я сыграл и того, и другого.
Дмитрий Бунтури.
Фото из архива Сергея Блонского и Ольги Можейко.
Оставить комментарий