Олег Жабенко: «Надо просто верить!»
Газета «Предгорье» продолжает рубрику «Гостиная «Предгорья», где мы знакомим вас, уважаемые читатели, с интересными людьми. На этот раз, в день Крещения Господня, у нас в гостях священник Олег Жабенко. Он живёт в посёлке Мостовском, проповедует и своими силами строит новый храм на правом берегу Лабы, в станице Зассовской.
Прихожане строящегося Михайловского храма, что в станице Зассовской, называют отца Олега истинным проводником между людьми и Богом. Именно этот священник смог сделать так, что после долгих лет непопулярности местного прихода сюда вновь потянулся народ.
Впустил Бога в душу
— В церковь я пришёл, как большинство людей, когда мне было плохо, — не вдаваясь в лишние подробности, — рассказывает историю своей веры отец Олег. – Я был обычным 20-летним парнем, жил в посёлке Архипо-Осиповка. Часто делал то, что сейчас никогда бы себе не позволил. В то время играл в рок-группе, пел. Однажды сотрудница местного Дома культуры посоветовала мне попробовать себя в церковном хоре. Я пошёл и понял, что то, что играл раньше, – это не музыка. Музыка в храме. В течение месяца распрощался с гитарой и коллегами по сцене, с которыми раньше часто и необоснованно делил нерождённую славу.
К слову, попытки приобщить сына к православию у отца Олега Жабенко были, когда парень был ещё подростком. Но в 14-15 лет находиться в церкви Олег мог минут 10-20, не более. Начинала кружиться голова. Но когда в 20 лет он сам пришёл в храм, то первую службу отстоял четыре часа подряд и вышел из церкви окрылённый.
Промысел Божий
Уже через год Олег Жабенко поступил в семинарию. В этом деле ему очень помог промысел Божий. На тот момент, кроме большого желания стать семинаристом, парень, пожалуй, не имел ничего. «Отче наш» знал нетвёрдо, шутя рассказывает наш герой. А знания для поступления нужно иметь обширные.
Естественно, только с одной рекомендацией священника конкурс, в котором было пять человек на место, Олег не прошёл. Но когда забирал документы, ректор сказал: «Если хочешь, возьмём тебя на заочное отделение». Бог помог, не иначе.
Так в 2000 году Олег поступил в Киево-Печёрскую духовную семинарию. А на третьем курсе его уже рукоположил, то есть посвятил в священники митрополит Екатеринодарский
и Кубанский Исидор.
Олег получил особый чин, право руководить приходом, вести службы и нести слово Божие в массы. Началась карьера молодого священника в одном из храмов Краснодара. Затем по полгода Жабенко проработал (если можно так выразиться) в храмах Армавира, Лабинска. После оказался в Зассовской. Это произошло в 2007 году.
— Окончательное решение о переезде в станицу я принял, когда провёл здесь службу, — признаётся отец Олег. – Понял, что здесь накопилось много проблем и меня заждались.
Зассовский приход
Восемь лет назад, после приезда Олега Жабенко, местный народ встрепенулся. Священнику было всего 27 лет. Слухи ходили разные. Но со временем молва поутихла, присмотрелись, признали в нём своего.
Он приехал, когда старый храм представлял из себя полуразвалившееся здание. В одной его части батюшка поселился с женой Мариной и детьми, а в другой вёл службу. Всеми силами старался продлить век старинной постройки, ремонтировал и красил, а потом принял решение строить новый храм. Без всяких колебаний часть старого строения снесли и начали благое дело.
На время стройки отец Олег временно поставил военную штабную палатку, приладил в ней буржуйку. Но, как известно, нет ничего более постоянного, чем временное. Службы в палатках велись четыре года. Там было тепло и уютно и атмосфера располагающая. Именно в это время приход увеличился в десятки раз, и на службу вместо пары-тройки человек, как было поначалу, стало регулярно ходить порядка 40 человек.
— Благодать храма не зависит от крепости стен, — рассказывает отец Олег. – Я очень рад всем прихожанам, в том числе и тем, кто приезжает из других поселений. Но всё же настраиваю людей на то, что посещать лучше храм по месту жительства. Ведь, по сути, помещение и настоятель не имеют большого значения. Это всего лишь посредники между Богом и людьми. А главная обитель веры – душа.
Новый храм
Зассовский храм, освящённый в честь архистратига Михаила, Олег Жабенко начал строить своими силами пять лет назад. Но правое дело всегда притягивает хороших людей. Так, будто из ниоткуда появился Сергей Пономарь — глубоко верующий мужчина лет 40. Он и отец Олег на стройке основная физическая сила.
— На сегодняшний день готов цокольный этаж храма и потихоньку тянется к солнцу первый, — вводит в курс дела Сергей Пономарь, который бывает здесь почти каждый день. — Делаем всё капитально. Сейчас в подвале я штукатурю стены. Здесь же проходят службы.
Источник финансирования стройки — пожертвования, причём не только денежные. Кто техникой поможет, кто физической силой, а кто и стройматериалами. К примеру, одна прихожанка из Лабинска пожертвовала Михайловскому храму бетонные блоки.
— Она пришла и сказала: «Я не верю священникам, но верю в Бога», — говорит отец Олег. — Хочу помочь благому делу, но денег не дам. Могу пожертвовать тысячу бетонных блоков». Я прикинул, что тысяча блоков мне ни туда ни сюда. Говорю ей: «Две тысячи приму, а иначе мне не надо». На том и сошлись. Привезла она блоков столько, сколько нужно. Вот они стоят перед фасадом. По весне Сергей поднимет из них стены, а отец Олег займётся монтажом электропроводки. В этом деле он мастер, ведь в юности работал электриком
Доходы и пожертвования храма Олег от прихожан не скрывает, советуется с ними, куда лучше потратить очередную накопившуюся сумму. Отзывчивые люди помогают не только советом. Местные бабушки приходят в храм на субботники, приводят с собой внуков, родственников. Все хотят, чтобы купола храма как можно раньше засверкали золотом на солнце.
Всё, кроме служения
Олег Жабенко в 35 не только известный в своём и в соседних поселениях священник, он ещё и многодетный отец. Его тыл – это жена Марина и пятеро детей: Татьяна -11 лет, Евфросиния – 9 лет, Фёдор – 7 лет, Тихон – 5 лет и Глафира – 3 года.
Живут они в посёлке Мостовском. Из Зассовской в соседний район семья переехала в 2011 году, когда приобрела домик на материнский капитал. В Мостовском дети Жабенко ходят на спортивные секции, в школу искусств и прочие кружки. Отец Олег растит своих детей всесторонне развитыми личностями и хотя приобщает к вере, но не настаивает на том, чтобы они пошли по его стопам.
— Мой путь — трудный, и пройти его дано не каждому, — поясняет свою точку зрения священник. – Мы знакомим детей с православием, учим соблюдать основные каноны, посты. Но ограничивать их личную свободу не будем. Пусть сами выбирают свою дорогу.
Такая точка зрения отца Олега имеет под собой неожиданное для читателя обоснование. Ведь он сам не зациклен только на вере. Очень разносторонняя личность. Вы могли бы предположить, что священник активный спортсмен? Да не просто бегает или отжимается по
утрам, а вот уже четыре года занимается грэпплингом. Это вид спортивного единоборства, совмещающего в себе технику всех борцовских дисциплин. До этого Олег занимался греко-римской борьбой.
Также неожиданным для меня откровением стало и то, что ко всему прочему он профессиональный рыбак. Многодневные выезды с удочками и палатками, подлёдная рыбалка — это его большое увлечение.
31-летняя Марина Жабенко не только матушка. Первое её важное дело – это приходской хор, в котором она является регентом, то есть руководителем. Работа эта очень нужная и не менее важная, чем у настоятеля храма. Скажем, если нет отца Олега, то службы не будет, точно так же, как не будет службы, если нет Марины. Ведь хор без неё петь не сможет.
Вторая большая работа Марины – это учёба в педагогическом вузе. Скоро она получит диплом логопеда.
Святое Богоявление
— Посещать храм вовсе не значит быть истинным христианином, — говорит отец Олег. — Можно не пропускать ни одной службы, а за стенами ругаться матом, осуждать, грешить. А можно за всю жизнь побывать в храме всего пару раз, но при этом глубоко верить и чтить Господа.
То же самое касается молитвы. Искреннее обращение к Богу может быть выражено в свободной словесной форме. Не обязательно знать наизусть все молитвы. И поверьте, пользы от этого будет больше, чем от заученной фразы, произнесённой без искренности.
К празднику Крещения Господня современное общество тоже относится не так, как нужно, делают из него балаган, устраивают шоу. Пьют, а потом пьяные лезут в воду. Окунаясь, вместо молитвы выкрикивают матерные слова.
— Помню случай, когда я сам лично поймал падающего в костёр пьяного парня, — продолжает рассказывать отец Олег. — Он даже на ногах стоять не мог. А потом между молодёжью была потасовка. Скажите, разве такие действия славят Бога?!
А вот тех, кто доверяется Всевышнему, в праздник непременно испытает благодать. Чтобы не быть голословным, приведу пример. Если в обычный день человек промочит ноги, то заболеет. А в Крещение при условии искреннего доверия Всевышнему и покаяния в своих грехах народ окунается в ледяную воду и не болеет.
Все без исключения члены семьи Жабенко в Крещение омываются святой водой. Возраст или состояние здоровья при этом роли не играют. К примеру, когда дочке Фросе было всего два месяца от роду, её окатили водой из ведра. Остальные дети погружались в прорубь.
— Помню, было сыну Фёдору четыре года и он простудился. Температура под 40, кашель, насморк, — рассказывает отец Олег. – Несмотря на это, 19 января он окунулся в реку. Утром от болезни и следа не осталось. Сам я купаюсь в Крещение минимум три раза. Ночью – с молодёжью, днём – с крестным ходом, а вечером – с семьёй.
— Какие каноны должны соблюдать люди во время Крещения?
— Конечно, не употреблять алкоголь. Это большой грех. Купаться в крещенскую неделю, с 19 по 27 января, нужно не в купальниках и плавках, а в рубахах. Считается, что после таинства крещения Христос дарует грешному человеку возможность получить благодать Духа Святого. Но погружаться необязательно тем, кто боится студёной воды. Важнее провести время на службе, впустить в душу Бога.
Набирать крещенскую воду можно из любого источника – из реки, пруда, озера, колодца, из-под крана. Такая вода не портится, считается целебной и не имеет срока годности. Ею лечат раны, окропляют дома, животных, растения и так далее. Её нужно употреблять натощак по утрам с просвиркой. Воду можно добавлять в сосуд с нетронутой водой. Тогда вся вода станет святой. Но крещенскую воду лучше не разбавлять, а запастись ею в должном объёме.
Гадать в канун Крещения считается большим грехом.
В этот день православные держат строгий пост до вечерней звезды, а потом семья собирается за постным столом с непременным сочивом.
— Стать истинным православным христианином может не каждый, — говорит отец Олег. — Скажем, есть у вас машина, купили вы права по блату, но ездить от этого всё равно хорошо не
станете. Только опасность для себя и других представлять будете. Так и с верой в нынешнее время. Ею спекулируют, торгуют, тиражируют, но истины в этом нет. Шутовство только.
Оставить комментарий