Мой друг художник и поэт
Осень. Год литературы. Эти два обстоятельства настойчиво требуют от нас отыскать среди нахмурившихся мостовских дней, за похолодевшим дыханием ветра и каплями зачастившего дождя тёплый огонёк поэтической души и рассказать о ней. Нет проблем! Ведь уже давно у меня на примете есть один маленький друг и не по годам серьёзный поэт Кирилл Образцов.
Летом Кириллу исполнилось 9 лет. Он прекрасно провёл большую его часть в гостях у бабушки с дедушкой в Андрюках. Обычно и на каникулах у него бывает много дел: надо почитать книги, разобрать музыкальные произведения на фортепиано и подготовить рисунки для художки, позаниматься английским. Но дедушка твёрдо сказал маме Татьяне и всем остальным, кто беспокоится за развитие Кирилла: «Пусть парень отдыхает!». И парень отдохнул. Он общался,
играл, гулял с друзьями и двоюродным братом-одногодкой Даниилом, который живёт в Краснодаре. Тому повезло меньше. По настоянию родителей Даниил и в Андрюках ходил на
занятия по английскому, а также брал уроки шахмат. В Краснодаре у ребёнка вообще дни забиты под завязку. Школа, плавание, дзюдо, тот же английский и многое другое. Он, говорят, очень умный.
Вообще, и Даниила, и Кирилла можно назвать вундеркиндами, а их родителей просто большими молодцами. Пожалуй, каждый ребёнок станет вундеркиндом, если только ему дать волю. То есть поддерживать заложенное в нём стремление к саморазвитию. И тогда ребёнок превращается в самое настоящее чудо и светом своего ума, талантов озаряет и согревает мир, а также вдохновляет всех вокруг. Комплекс этих волшебных ощущений как раз испытываешь при общении с Кириллом, за что в первую очередь стоит благодарить его маму
Татьяну. Вот она, например, не писала стихов и, по её признанию, не имеет никакого отношения к музыке. Однако как только сын начал сочинять первые поэтические строки или захотел играть на фортепиано, то в первом случае мама отдала его под опеку поэтессы
Людмилы Дейнеги, а во втором – в школу искусств.
Впервые, кстати, вдохновение Кирилла посетило в четыре года в Андрюках. Он смотрел в окошко, где во дворе забавно мельтешили курица с петухом. Увиденное мальчик срифмовал. Потом ещё были поэтические опыты. Но когда недалеко от дома на детской площадке Кирилл с мамой познакомились с Людмилой Дейнегой (она живёт по соседству), всё стало намного серьёзнее. Вместе с ней начинающий поэт изучал основы стихосложения. В итоге сегодня все поражаются глубине стихов Кирилла. В этом году он удивлял и радовал публику выразительным прочтением собственного произведения «Шёл 45-й год», посвящённого
70-летию Победы.
Вот только пишет стихи Кирилл далеко не всегда по вдохновению. Часто сочинить на ту или иную тему его просят в школе. Бывает и так, что всем задают выучить по литературе стихотворение какого-нибудь известного автора, а мальчика просят написать что-то самому.
Вообще, сочинение на заданную тему — большой труд. Например, чтобы придумать «Шёл 45-й год», Кирилл вместе с мамой много сидели в библиотеке, где в стихах и прозе читали о Великой Отечественной войне. Также они вдохновлялись фильмами о ней. Надо сказать, что мама Кирилла играет важную роль в рождении его стихотворений. Если тема, за которую берётся юный поэт, серьёзная и взрослая, она старается доходчиво её объяснить. Также, подобно Анне Сниткиной у Достоевского, мама порой записывает за маленьким литератором поэтические строки, пока тот, поймав мимолётное вдохновение, сыплет ими,
расхаживая туда-сюда по комнате.
Занятия поэзией способствуют развитию литературного вкуса Кирилла. Стихотворение Генриха Сапгира, которое в этот раз задали в школе наизусть, ему, например, не очень нравится. Мальчику оно кажется слишком детским. «Скучный дождик льётся. Чиж уснул на жёрдочке. Нарисую солнце и приклею к форточке…». Ну, разве это серьёзно?! Другое дело
стих Константина Бальмонта «Колодец», расположившийся чуть дальше в школьной книжке по литературе. «В глухой колодец, давно забытый, давно без жизни и без воды упала капля, не дождевая, упала капля ночной звезды». И далее: «…Когда усталый, придёшь случайно к тому колодцу в полночный час, воды там много, в колодце влага и в сердце песня, в душе рассказ». Да, есть здесь и образность, и таинственность, и какая-то философичность…
— Кирилл у нас философ, мечтатель, — рассказывает мама. – Бывает, как начнёт о чём-нибудь рассуждать или фантазировать. О кораблях, например, отправляющихся к далёким космическим мирам…
— А взрослым стать хочешь? – спрашиваю у него.
— Нет. Дети бегают быстрее… — многозначительно отвечает маленький философ.
В отличие от других поэтов Кирилл осень пока не очень любит. Сами понимаете – школа, домашние задания… Естественно, нравится ему лето, ну и зима. Тогда в снежки поиграть можно. Кстати, в этом году Кирилл перешёл в третий класс.
— А кто твой любимый поэт? – интересуюсь у него.
— Людмила Марковна (Дейнега — прим. автора), — не задумываясь, отвечает тот.
Однако поэзия не самое любимое занятие Кирилла. Есть две вещи, которые ему нравится делать больше всего: играть на фортепиано и рисовать. Когда речь у нас заходит о музыке,
Кирилл особенно оживляется.
— Сейчас, сейчас… — начинает суетиться он.
Достаёт ноты, садится за фортепиано и объявляет:
— «Король и шут»!
— Ух, ты! Группа «Король и шут»? – удивляюсь я, мыслящий современными музыкальными категориями.
— А что, есть такая группа? – в свою очередь удивляется Кирилл, воспитывающийся в классических культурных традициях.
Как оказалось, «Король и шут» — произведение кубанского композитора Петрова. В потемневшей от серого осеннего дня комнате звучит музыка. Её мелодия уносит мысли далеко сквозь столетия во двор зубчатого средневекового замка, над которым почему-то
висит такое же хмурое небо. По двору медленно ступает величественный король. Взгляд его суров, серьёзен. Вокруг вьётся пронырливый шут. Дурачится, гримасничает, заглядывает
королю в глаза. Пауза. Музыкальное волшебство рассеивается…
— Полька. Глинка, — как на отчётном концерте представляет следующее произведение Кирилл. И снова нотные разливы заполняют комнату. Слушать игру Кирилла можно долго.
После маленького концерта он с удовольствием показывает свои рисунки и картины. Сам не может удержаться от смеха, глядя на первые работы, где, например, заявленные в названии произведения слон или цыплёнок изображены очень условно и трудно узнаваемы. А вот в поздних рисунках отражается яркое детское видение мира, какое взрослому человеку почти недоступно и потому так трепетно для него.
Напоследок прошу Кирилла показать знаменитые кактусы и другие комнатные растения, о которых он как-то с любовью рассказывал на одной из первых наших встреч.
— Вот суккулент, рипсалис, а это опунция. Я их сам вырастил. А вот хавортия и кратон…
Правда, уже начиная с суккулента, я потерялся в дебрях кириллового растениеводства и дальше практически ничего не понимал в его ботанической экскурсии. Кивая головой, я думал об одном: как же всё-таки здорово, когда человек чем-то увлечён.
Кстати, если маму в первую очередь стоит поблагодарить за воспитание Кирилла, то во вторую — обязательно надо сказать спасибо всем остальным его замечательным женщинам, которые вдохновляют мальчика познавать и творить. Это уже названная поэтесса Людмила Дейнега, педагог по фортепиано Ирина Домашенко, преподаватель художественного отделения Елена Галеева, классный руководитель Светлана Караман и репетитор по английскому Татьяна Лосева.
Дмитрий Бунтури. Фото автора.
Шёл 45-й год
Шёл 45-й год… Смеркалось.
Комбат скомандовал «отбой»,
Казалось, сил уж не осталось.
Жестокий выдержали бой.
Затихли взрывы, вой снарядов,
Пора немного отдохнуть…
А в небе молнии — разряды,
В грозу такую не уснуть…
И вспомнилось солдату поле,
Где колосилась рожь в тиши,
Берёзки русские на воле,
Веселье, пляски от души.
Всё громче музыка звучала…
Солдату было 20 лет,
И с ним девчонка танцевала,
Не ведая грядущих бед.
Вот утихает боль ранений,
И с губ срываются слова:
«Она дождётся, нет сомнений,
Катюша милая моя».
Негромко музыка играет,
Гармонь, и та была в огне,
И взвод «Катюшу» напевает,
Чтобы не думать о войне.
А утром снова в наступленье,
«За Родину!» — вперёд, боец!
Мы победители в сраженье,
В висках набатом стук сердец.
И всё же сдался враг проклятый,
Побеждены фашисты все,
Вернулся я, живой, ребята!
Катюша помогала мне!
В боях солдатам трудно было,
Ведь злейший враг идёт стеной,
Но сердце бережно хранило
Любовь единственной, родной.
Оставить комментарий