Сегодня
15 сентября
Валюта
90.93
100.8

Здесь моя работа, здесь мои друзья

Мы продолжаем цикл публикаций о жителях Мостовского района – ровесниках Краснодарского края

 

Сегодня наш герой — беноковец Алексей Лубяницкий.

Родными для Лубяницкого стали станица Лабинская и колхоз «Путь к коммунизму». Правда, толком о колхозе он узнал только после освобождения от фашистской оккупации, когда надо было восстанавливать разрушенное народное хозяйство, а до того времени был слишком мал. Однако приход «нового порядка», который, к счастью, оказался не слишком долгим, запомнил. Сначала высадился десант на поляну возле железнодорожной станции, застрекотали пулемёты, а потом в станицу начали заезжать мотоциклы и машины с захватчиками, останавливались возле каждого дома или хаты, подбирали места для размещения солдат и офицеров.

О приходе врага передали по репродуктору. Мать заранее вырыла котлован и обустроила землянку в огороде, потому что иногда бомбили, а жить хотелось и детей спасти (у Лёшки был ещё старший брат).

Поэтому, когда оккупанты заняли хату, Лубяницкие переселились в землянку, где и провели тревожное время. Жили, как и все земляки, в основном за счёт огорода. Корову зарезали на мясо по требованию фашистских солдат. Куры, жившие на крыше землянки, давали яйца, правда, большую часть приходилось отдавать постояльцам.

Ребятне, как и всем детям, хотелось чего-то вкусного, поэтому с другом Толиком и другими пацанами наведывались к походному продскладу – припасы, в том числе консервы, сухофрукты и галеты, немцы хранили под брезентом. Вот за галетами как раз и охотились – они были сверху и их легче было утянуть.

Когда солдаты увидели, что пацанва разоряет склад, принялись хватать их. Схватили и Лёшку с другом. Пороли больно, зажав голову между ног. Потом показывали на пальцы – мол, если будете ещё воровать, в следующий раз пальцы отрубим.

Ребята, кстати, решили отомстить фашистам за порку. Подходящего момента ждали долго, как истинные партизаны. Уже когда захватчики спешно собирались отступать в сторону станции Курганной, к бензобаку одного из грузовиков подвязали найденный бикфордов шнур с пороховыми патронами. Шнур даже удалось поджечь в тот момент, кода машина тронулась с места, но вот сработало ли такое весьма сомнительное диверсионное приспособление, ребята так и не узнали. Взрывы они слышали, когда колонна уехала, но, видимо, это была бомбёжка, под которую попали отступавшие гитлеровцы. Ну и, конечно, повезло, что не попались – простой поркой тут бы уже не обошлось.

Через год после освобождения мальчик пошёл в школу. А 9 мая 1945 года, прямо во время урока русского языка, включился репродуктор и советское Информбюро сообщило о полной и безоговорочной капитуляции фашистской Германии. В этот день и на следующий занятий в школе больше не было – гулял весь народ, отмечал долгожданную победу.

Тем не менее, восстановление страны шло очень трудно. Выдались неурожайные годы, было голодно, особенно в 1947 году. Ели даже траву – например, плоды просвирника, или калачики, как их называли тогда.

Как раз в том голодном году домой вернулся отец. Алексей его очень плохо помнил, так как того призвали ещё в 1939 году на войну с белофиннами, потом он продолжил срочную службу почти до самой Великой Отечественной войны и вновь был призван в первые же дни. И вот после многих лет отсутствия фронтовик возвратился домой – как обычно и бывало в те годы, внезапно, без предупреждения. Пришёл подросток домой и видит в хате за столом незнакомого мужчину в военной форме. А военный вдруг и говорит:

— Лёшка, ты узнаёшь, кто я? Я же твой отец.

Лёшка не поверил. Глянул на фотографию на стене. И точно – отец! Тогда бросился к нему, обнял.

В поисках лучшей доли семья решила перебраться в Беноково. Да и в доме вновь появились мужские руки, жить стало легче. Отец устроился в колхоз, первое время работал объездчиком, потом стал механиком.Мать тоже трудилась — на колхозных полях. Пацанва училась в школе, а вот летом решила помочь взрослым да и для себя малость подзаработать, купить чего-нибудь вкусненького. Собрались несколько друзей, набрали алычи покрупнее в окрестностях Беноково и отправились пешком на лабинский рынок. А это 27 километров только в одну сторону. Дошли, продали алычу. Купили себе пирожков и потопали обратно. Да оказалось, что с приключениями. По дороге, у Вольного, решили искупаться. Один из друзей захотел нырнуть с временного навесного моста (капитальный немцы разбомбили). И хотя его отговаривали прыгать – вдруг там, под водой, остались обломки старого моста — упрямец всё же нырнул… и пропал. Вынесло его буруном на поверхность метрах в пятидесяти, а голова вся в крови. Если бы не оказался рядом взрослый мужик, так бы и унесло друга. Но он помог, вытащил на берег. Лёшка побежал на стеклозавод звонить в скорую. Только через час приехала бричка с фельдшером, на ней и повезли в больницу незадачливого прыгуна.

На обратном пути снова проголодались, да и пить хотелось. Увидели на хуторе Камышаеве бабку, лузгающую семечки на завалинке, попросили у неё молока, пообещали сплясать и спеть «Катюшу». Сплясали, а бабка им вынесла кашу с молоком. Не успели поесть – смотрят, идёт их друг с перевязанной головой и улыбается – рот до ушей. Вместе все вернулись домой.

Здесь, в Беноково, Лёшка окончил десять классов школы, работал учётчиком в полеводческой бригаде, ездовым, на косьбе пшеницы, на бахче – за трудодни. Деньги тогда колхозникам не выдавались, отдавали заработанное своей продукцией. Когда подошло время служить, Лубяницкого забрали на целину – помогать собирать хлопок, а потом уже отправили на присягу в Калининград, через полстраны. Вся остальная срочная служба проходила там же, в области, только уже не в Калининграде, а в городе Черняховске.

После армии Лубяницкий вернулся в Беноково, в колхоз, выучился на газоэлектросварщика, а затем перешёл работать в милицию, более 10 лет был участковым в селе. Кстати, именно как об участковом чаще всего и говорят об Алексее Андреевиче: «Как, Лубяницкий? Да это же наш участковый!». Около 20 лет работал в мостовской автоколонне на предприятии «Транссельхозтехника» — сначала механиком, позже отвечал за безопасность движения. Оттуда и ушёл на пенсию в 1997 году – по достижении пенсионного возраста.

Не так давно Алексей Андреевич отметил 85-летний юбилей. Сам управляется в огороде и по дому. Иногда ему помогает дочь, которая живёт в посёлке Мостовском. Пенсионер о жизни своей не жалеет, кроме двух моментов: что детства толком не видел и что время пролетело так быстро. Землякам-кубанцам желает жить дружно, счастливо и безо всяких войн.

 

Андрей Логинов. Фото автора.

 

 

Опубликовано 25 июн 2022 | 189 просмотров

Оставить комментарий

* Обязательно к заполнению