Сегодня
15 сентября
Валюта
90.93
100.8

Вот это характер!

Светлана Баранова себя никогда не жалела и не считала инвалидом. Шла по жизни с гордо поднятой головой. Откуда такая стойкость, такой поистине «железный» характер, такая самоотдача, разбиралась наш корреспондент.

 

 

Светлана Баранова успешно преподаёт музыку в Псебайской школе искусств.

 

 

Слово «инвалиды», как ни крути, несёт в себе отрицательный смысл. Сейчас его заменили на более мягкое сочетание — «люди с ограниченными возможностями здоровья», но суть осталась та же — это граждане, которые, как правило, нуждаются в помощи общества, государства. К Светлане Барановой это точно не относится. Она самодостаточный, красивый внешне и внутренне, интеллигентный, добрый, готовый прийти на помощь всем нуждающимся человек. Несмотря на проблему со здоровьем (инвалид с детства), она всегда больше отдавала людям, чем брала.

 

 

Железная кнопка

 

— Я в детстве была заводилой — бегала по крышам, прыгала в сугробы, каталась на лыжах и коньках, — вспоминает Светлана Всеволодовна. — Когда мы с мамой поехали в Житомир к врачу и мама сказала ей, что я катаюсь на коньках — та не поверила…. Я даже не знала, что в школе было освобождение от физкультуры, но вместе со всеми метала гранату, бросала диск, ползала по канату, играла в волейбол.

— А как же ножка больная? — задала я мучивший меня вопрос.

— Я жила нормальной жизнью, не знала, что я какая-то не такая! Мне это пришло в голову, когда я повзрослела — мальчишки обращали на мою ногу внимание… Я везде успевала: драмкружок, кружок по фото… Я дралась со всеми, у меня было обострённое чувство справедливости. Жила как все дети, тепличным растением точно не была.

— Светлана Всеволодовна, знаю таких ребят с инвалидностью, они учились в обычных школах, со здоровыми ребятами, но за этим всем стояла огромная работа, забота родителей…

— В моём случае не было огромной заботы родителей, они просто мне не мешали…

Думаю, тут без всепоглощающей, безусловной родительской любви не обошлось. Дети, которых любят и понимают в семье, как правило, успешны в жизни. Ну, а бойцовский характер, судя по всему, бонус если не от родителей, то от Господа Бога.

— Не знаю, в кого я, — размышляет наша героиня. — Моя мама кроткая была. Добрая, понимающая. У моих родителей трудная судьба…

 

 

Угнали в Германию

 

Приграничная Житомирская область была оккупирована фашистами в начале Великой Отечественной войны. Семья Всеволода Ивановича и Татьяны Никифоровны Бочановских жила в маленьком городке Олевске. Отец Светланы происходил из большой семьи священника, где все дети получили образование, в том числе и Всеволод, но он очень любил лошадей и работал на фарфоровом заводе конюхом. Несмотря на постоянные облавы, помогал вместе со своими родственниками партизанам — выпекали и отправляли им хлеб, медикаменты, снабжали информацией.

А потом всю семью Бочановских с пятилетней дочерью Раисой угнали на работы в Германию. Родители работали на заводе, дочка находилась при них. Питание было очень скудное, организм ребёнка ослаб на такой еде. И когда Татьяна Никифоровна с дочкой вернулась на родину (отец после освобождения ушёл на фронт), Раечка заболела сухим туберкулёзом и в возрасте 22 лет умерла от этой болезни.

Родившаяся после войны Светлана тоже болела туберкулёзом, постоянно находилась то в больнице, то в санатории, и когда девочка пошла во второй класс, болезнь наконец отступила.

— Я осталась одна у родителей, и мне всё позволялось, правда, в пределах разумного, — отметила Светлана Всеволодовна. — С раннего детства я очень любила петь, обожала музыку. Когда увидела объявление на Доме культуры, что набирают детей в музыкальный кружок, я сразу пошла и записалась. Не представляю, как можно жить без музыки!

 

 

Любовь с первого взгляда

 

Светлана поступила в музыкальное училище, не имея за плечами музыкальной школы, готовилась сама. После его окончания стала в родном Олевске работать преподавателем. На работу всегда шла с радостью, дети любили её, со многими у неё до сих пор сохранились добрые отношения.

Ничто не предвещало крутых перемен, и всё же они случились — в тридцать лет она вышла замуж за молодого парня Александра Баранова из Нижнего Новгорода. Он был значительно младше Светланы, и она не строила никаких планов. Но Саша влюбился с первого взгляда и — навсегда. Познакомившись случайно в ресторане в Олевске, где солдат был в армейской командировке, они год переписывались, а потом он приехал и попросил её руки у родителей. Бочановские растерялись — почему так быстро? Но были рады за дочь.

На свадьбу приехала Сашина мама с сестрой, она собиралась отговорить Сашу от женитьбы. Женщина ожидала чего угодно, но только не этого: сын женится на девушке-инвалиде, которая к тому же старше него. Но, поняв всю серьёзность намерений сына, проявила мудрость и отговаривать не стала. Пожив с молодыми и их родителями, свекровь перед отъездом сказала: «Саша, береги её. Хорошую девушку ты встретил».

 

 

Урок Чернобыля

 

В 1986-м грянул Чернобыль. Олевск находился в девяноста километрах от Чернобыля. У Барановых уже было трое детей — тринадцатилетняя Наташа, погодки Таня и Аннушка восьми и семи лет. Врачи сказали Светлане: «Хотите жить — уезжайте». И они решились на переезд в Краснодарский край, Выбрали Псебай, потому, что в музыкальной школе нашлась вакансия для супруги.

— Я с детьми ехала на поезде, а муж с моим отцом — на машинах, — вспоминает моя собеседница. — Государство полностью оплатило переезд. Приехали в Псебай, встали на учёт как чернобыльцы. Нам дали деньги на стройматериалы, и мы стали расширяться, достраивать купленный дом. Семья-то большая, дедушка с нами жил. Огород — 25 соток, пахали, держали свиней, овец… Кого мы только не держали, чтобы в девяностые выжить! Муж брался за любую работу. У меня-то была постоянная работа, пусть и не всегда за неё вовремя платили. Так, за счёт своего хозяйства, детей подняли и выучили.

— Как же вы справлялись и с работой, и с детьми, и с общественными обязанностями? — спросила я.

— Мне все помогали: муж, отец, дети. А я работала наравне со всеми — в огороде, на сенокосе, корову доила… Муж — большой помощник. Когда дети родились — он купал их, гулял с ними. Девочки стали старше — ходили вместе в лес, катались на лыжах. Мне повезло с мужем. Говорят, жизнь удалась, если утром с радостью идёшь на работу, а вечером с радостью возвращаешься домой. Это обо мне.

 

 

Зачем учиться музыке?

 

Дочери выросли и уехали учиться в Нижний Новгород, где тогда жила бабушка, мама Александра. И Наталья, и Татьяна окончили музыкальное училище, затем консерваторию и сейчас преподают — одна в Дзержинске, другая в Володарске. Младшая Анна — тоже педагог, окончила Армавирский педагогический по специальности «логопед-дефектолог». Вышла замуж за кавказского парня, трудится в Псебае.

Думается, Светлана Всеволодовна может гордиться тем, что дочери Наташа и Таня пошли по её стопам, причём выбрали мамины специальности — они теоретики музыки, а также преподают фортепиано.

— Да, я учила своих дочек, мы выезжали на олимпиады, где они занимали хорошие места, — делится наша героиня. — Много способных учеников было, правда, не все пошли по музыкальной стезе. У меня есть ученик, который, закончив ДШИ, сказал маме: «Ты хотела, чтобы я закончил музыкалку? Я это сделал, но музыкантом не стану». Потом парень идёт в армию, попадает в Морфлот и в первом же письме пишет: «Мама, спасибо тебе, что ты настояла, чтобы я окончил музыкальную школу! Азбуку Морзе я лучше всех знаю». Он плавал, работал на Дальнем Востоке, сейчас живёт в Новороссийске, накупил синтезаторов и сочиняет музыку, присылает мне свои «горячие блинчики». Да, он любитель, не профессионал, но в жизни музыка ему очень пригодилась…

 

 

Требовательная любовь

 

Дочка Светланы Харченко шесть лет занимается у Светланы Барановой. Вот что она рассказала: «Светлана Всеволодовна — человек старой закалки, но она чутко откликается на вызовы времени. Детей педагог любит, но её любовь — требовательная. Это не предвзятая требовательность, а желание научить детей, привить любовь к музыке. У нас сложилась такая ситуация, что не было транспорта, мы живём в Шедке, и дочь могла оставить учёбу, но Светлана Всеволодовна пошла нам навстречу, договорилась с другими педагогами, и мы приезжаем заниматься в любую свободную минутку. К сожалению, людей такой порядочности, образованности, культуры не так много в наше время».

— Светлана Всеволодовна уже тридцать лет преподаёт в нашей школе теоретические дисциплины и фортепиано, — говорит директор Псебайской ДШИ Наталья Казуль. — У неё высшая квалификационная категория, качество преподавания — на самом высоком уровне. Если педагог берётся за подготовку детей на конкурс — это всегда первые-вторые места, причём на краевом уровне. У неё прекрасные отношения со всеми коллегами, взаимопонимание с детьми и родителями.

— Светлана и Александр Барановы — очень дружная семья, позитивные люди, с которыми приятно общаться, — считает вахтёр ДШИ Любовь Хлапова. — Они всегда придут на помощь. Светлана старается больше дать людям, чем взять от них, уж такой она человек — щедрой души, и слово «инвалид» — это не про неё. Вы знаете, что она вместе с мужем моржует?!

Как выяснилось, в Малой Лабе зимой купается Александр Владимирович вместе с другом, а Светлана Всеволодовна занимается закаливанием. Хотя какая разница — то и другое укрепляет здоровье и отодвигает старость. Да Светлана Баранова и не выглядит на свои 70 с хвостиком. Когда душа молода, тело стремится ей соответствовать!

— Я обожаю классику, самые мои любимые композиторы — Бетховен и Чайковский. Бетховен дух поднимает, а Чайковский лирик, он затрагивает самые сокровенные струны души. Не понимаю, как можно жить без музыки, пения, звучания родного языка. Мы учили дочек не только русскому, но и украинскому языку. Теперь смысл нашей жизни во внуках. Болит душа за Россию, Украину, Белоруссию. Надо любить родину, помогать ей тем, что хорошо учишься и хорошо делаешь своё дело — так учу детей.

С большим удовольствием пообщавшись со Светланой Барановой, я вспомнила слова чилийского поэта Пабло Неруды: «Медленно умирает тот, кто не переворачивает столы, тот, кто не отбивает удары судьбы, когда он несчастлив в работе или в любви». Ведь Светлана Всеволодовна никогда не шла на поводу у судьбы и держала её в ежовых рукавицах.

 

Лариса Торопова, фото автора и из архива семьи Барановых.

 

 

Опубликовано 4 дек 2020 | 1 031 просмотров

Оставить комментарий

* Обязательно к заполнению