Нашли свой путь и в темноте
У Александра Афонченко из Псебая проблемы со зрением, но он ничем не хочет отличаться от сверстников.
Саше 13 лет. Он уже многое сделал, чтобы чувствовать себя таким, как все. Конечно, ему помогают специалисты и педагоги, но немалый вклад в развитие сына внесла мама.
— Когда Саше было три месяца, я заметила, что он не фокусирует взгляд, — вспоминает Елена Афонченко. — Мы поехали к краевым специалистам. Врачи поставили ему несколько диагнозов: «частичная атрофия зрительного нерва», «ретинопатия четвёртой степени» и «нистагм». Один глаз ничего не видит, у второго есть только светоощущение. Например, он может видеть, светит ли солнце, горит ли электричество.
Когда Елена впервые узнала о заболевании своего ребёнка, испытала страшный удар. За что? Как теперь жить дальше? Сможем ли мы справиться с такой бедой? Эти вопросы задавала она себе.
Пережить потрясение ей помогла поддержка мужа. Они решили, во что бы то ни стало помочь своему малышу. Вместе посетили не одну клинику в крае. Врачи назначали дорогостоящие препараты, процедуры. Всё выполнялось неукоснительно, но результата не было.
Устроить сына в детский сад родителям не удалось: группа для малышей с ограниченными возможностями здоровья была переполнена. Елена терпеливо учила Сашу одеваться, застилать постель, умываться.
Спустя пять лет на очередном обследовании врач заявил: «Не мучайте ребёнка уколами и таблетками, зрение всё равно не улучшится».
Ещё один удар родители перенесли стойко. Вскоре Елена узнала, что в Армавире есть школа-интернат для слабовидящих и незрячих детей. Когда Саше исполнилось семь лет, они поехали туда. Опытные педагоги окружили ребёнка вниманием и заботой. Но оторваться от дома первокласснику было тяжело, он постоянно нервничал. Возможно, это и повлияло на его успеваемость. К концу учебного года специалисты сказали, что научить ребёнка читать не получится.
— Тогда я решила самостоятельно разобраться с азбукой Брайля, — делится Елена. — Педагог интерната мне всё объяснила. К тому же я зрячая, мне проще. За лето освоила эту азбуку и научила сына читать по слогам. В сентябре мы удивили учительницу своими успехами.
С тех пор Саша продолжает учёбу в интернате. Сейчас он в седьмом классе. Ему нравится решать примеры, писать и читать. Кстати, в свободное время он тоже не отрывается от книг. Его интересуют история России и биология.
— Что вы делаете на уроках физкультуры и труда?
— На физкультуре выполняем упражнения, отбиваем ногами мячи, — отвечает Саша. — Слабовидящие ребята кладут руки на плечо незрячим, и так вместе бегаем по кругу. На трудах мастерим поделки.
В свободное время учащиеся с педагогами посещают театр, зоопарк, устраивают праздники. Саша поёт в хоре, а ещё играет на фортепиано. Этому он научился в музыкальной школе для слабовидящих и незрячих детей, которая находится рядом с интернатом. Педагоги отмечают его талант. Подросток предпочитает классическую музыку, хотя на слух подбирает любую мелодию.
В выходные и на каникулы Саша приезжает домой. Но учебники не забрасывает на дальнюю полку. В перерывах между выполнением домашних заданий помогает маме, собирает конструктор, читает, играет с сестрёнкой Алисой, с собакой и котом.
Проблемы со зрением не мешают ему жить полной жизнью. Саша уверен, что возможности человека не ограничены. Главное, чтобы было желание учиться, развиваться и не бояться идти вперёд.
Виола Крапивина. Фото автора.
Оставить комментарий