Узоры Белого моря
Непривычные нашему глазу узоры на дереве, ткани, стекле рождаются в станице Андрюки. Их автор — Ирина Светлоярова.
Ирина — дочь рыбака, родом с берегов Северной Двины, что впадает в Белое море.
Её прадед расписывал такими же узорами деревянные сани и сундуки, а мама — мастер резьбы по дереву и кости, всю жизнь проработала на легендарной фабрике народного творчества «Беломорские узоры» (существует с 1968 года).
Расписывала доски и братины (от «братские застолья», старинный русский шаровидный сосуд для подачи на стол и питья различных напитков — прим. авт.) теми же борецкими и пинчугскими узорами, что в древности украшали прялки, сани и детские люльки.
Родником для искусства Русского Севера являлась древнерусская монументальная живопись, иконопись, миниатюра и орнаментика древних книг. Покрывая яркой нарядной росписью предметы быта, народные художники превращали их в подлинные произведения искусства, которые восхищают людей талантом творцов этих изделий и рассказывают о духовной красоте русского человека.
Другие особенности беломорских узоров включают использование символов, которые дошли до нас из древней письменности поморов, описывающих окружающий мир и природные стихии. Традиционными атрибутами поморской росписи и вышивки считаются лошади и птицы. Например, изображение коня означает восход солнца, а изображение уточки символизирует упорядоченную Вселенную. Сам термин «Беломорье» возник от названия деревни Сороки и близлежащих сёл, расположенных на побережье Белого моря. Именно там, в Архангельске, на берегу Северной Двины, прошло детство Ирины, Там она взрослела, наблюдая, как работает мама-мастерица. Много лет спустя здесь, на юге, в Мостовском районе, Ирина начала творить узоры Русского Севера сама. Она говорит, что первозданная природа Кавказа открыла то, что было заложено в ней генетически, но не проявлялось раньше. Слишком быстрой и насыщенной была её прежняя жизнь.
Прежняя жизнь
Ирина — человек безмерно многогранный. Мы познакомились года четыре назад, когда она открывала студию «АВВА» в Мостовском. В студии можно было поучаствовать в различных мастер-классах для детей и взрослых. Помню, там мне впервые показалось, что я попала в другой мир. Мягкий свет, декор стен платками, ширмы и подушки на полу, атмосфера свободы и творчества.
Сейчас Ирина живёт в Андрюках. Помимо росписи по дереву и ткани её увлекает передача знаний детям и взрослым: мастер-классы актёрского мастерства, гавайские танцы, изготовление конфет, рисование и лепка. Она пишет стихи и сказки, реставрирует старую мебель и предметы интерьера.
— Вообще-топо первому образованию я технолог-кондитер, — рассказывает Ирина. — Много лет работала на кондитерской фабрике в Мурманске, управляла сбытом и маркетингом, выпустила на рынок несколько успешных торговых марок тортов, печенья и выпечки, сама обучала сотрудников. А в Санкт-Петербурге открыла свою кондитерскую фабрику и за полгода вывела марку печенья на уровень повышенного спроса. Попутно выучилась на бизнес-тренера.
Маркетинг, управление продажами и психология — это важная часть меня. Но передача знаний — это моё служение людям, а основной двигатель всего — творчество и креативность.
В детстве мама ласково называла меня фантазёркой за нестандартный подход абсолютно ко всем делам. В школьные годы я пела, танцевала, выступала на сцене. И рисовала тоже всегда, но это были не узоры, а картины пастелью, акварелью, гуашью. В нашем доме мои произведения долго не задерживались: становились подарками друзьям и знакомым.
После детства в архангельском беломорье и карьеры в Мурманске Ирина, будучи уже тогда 35-летней мамой дочек-близняшек, переехала в Санкт-Петербург на работу по приглашению крупной компании. Её карьера набрала новые обороты: Ирина снова стала руководителем в нескольких отраслях.
Самым ярким впечатлением первой весны оказался для меня вопрос дочки «Мама, а почему на улице пахнет дезодорантом?» Это было время цветения яблонь, невиданных намиза полярным кругом.
Теперь дочери выросли, обе стали успешными дизайнерами. Одна из них уже мама. А Ирина — молодая бабушка. И именно с появления внучки и переезда Ирины в Мостовский район началась для неё новая эра жизни. Эра узоров.
Эра узоров
— Однажды подруга подарила мне красивую индийскую мандалу, -продолжила рассказ Ирина. — Я любовалась этим подарком, симметрией рисунка. Там были разные символы. И в какой-то момент я подумала, почему бы не сделать что-то подобное, только с русскими народными узорами. С теми, с которыми я была знакома с детства (мама часто брала работу домой и вырезала по дереву, предварительно нанося рисунок карандашом).
По образу подаренной мне мандалы я расписала пышную танцевальную юбку для внучки. Потом родилась юбка для себя, а затем платье. Сейчас хочется сделать юбку не просто с симметричными узорами, а изобразить там целый сюжет, чтобы зрители, наблюдая за вращением танцовщицы, могли его увидеть, как фильм.
Ещё одна моя приятельница, Ольга Калина из станицы Губской, делает керамику, расписанную узорами. Особенно мне нравится изображение цветка жизни. И я решила нарисовать подобное, только не на тарелке, а на разделочной доске, как мама.
Самое интересное, что, начиная рисовать, я никогда не знаю конечного результата. В этот раз сама удивилась эффекту объёмного рисунка. Неважно, какая поверхность попадаётся в моё поле внимания. Юбка, сумочка, доска, окно или шкаф — для всего найдётся свой орнамент. Любой рисунок легко рождается под музыку и в возвышенном состоянии души: я вкладываю в каждый штрих пожелания мира, добра и радости. Поэтому рисунок всегда несёт послание любви.
Меня называют искусницей или мастерицей, но я себя чувствую и зову Музой. Ведь результат творчества очень вдохновляет. Состояние человека меняется, когда он смотрит на расписанные предметы: его наполняют спокойствие, гармония. А в идеале хочется и самому создать такой предмет домашней утвари, чтобы погрузиться в это состояние радения — радости, которое неизменно сопровождает процесс творения.
Я желаю делиться своими умениями, проводить мастер-классы по росписи. Хочу дать возможность девушкам района научиться расписывать предметы одежды, которая в этом случае становится обережной, исцеляющей. Кстати, то же касается и мебели, и кухонной увари. Всё это не просто украшает, но и исцеляет пространство дома, создаёт уют, делает пищу полезной, близких — счастливыми, отношения — гармоничными.
В заключение поделюсь ещё одной идеей, которая меня сейчас вдохновляет, пожалуй, больше всего. Это тоже узоры, только природные. Когда человек, например, сажает деревья не просто так, а в определённом порядке, в форме цветка, да ещё с добрыми намерениями, получаются высокосимметричные сады. Если смотреть на них сверху, они выглядят как огромные цветы. Такие сады сейчас созданы и скоро покажут себя во всей красе в Псебае и Андрюках, в Баракаевской и Хамкетинской.
Желаю всем занимать свободное время сотворением красоты, совершенствовать свою среду обитания!
Подробнее с работами Ирины можно ознакомиться здесь https://vk.com/wall53516061_1591
Анна Бирюза. Фото автора.
Оставить комментарий