Сегодня
15 сентября
Валюта
90.93
100.8

Только мы с конём

Для Натальи Лукьяновой общение с лошадьми — это хорошее настроение. Она чувствует их и учит других понимать сильных, своенравных животных

 

 

Наталья Лукьянова уверена, что лошади хорошо понимают человека. Это умное животное прекрасно воспринимает чувства нежности и любви.

 

 

 

Заповедной тропой

 

— Ещё в детстве, где-то до 12 лет, я научилась понимать лошадей, — вспоминает Наталья Лукьянова.

— У моего дедушки в Баговской был конь. Мне не часто разрешали ездить на нём. Те редкие случаи, когда удавалось испытать это удовольствие, остались в памяти навсегда, а вместе с ними — и полезные навыки. В этом я убедилась, устроившись научным сотрудником в Кавказский заповедник. Единственным средством передвижения там были лошади. Мне выдали коня, чтобы доехать до кордона Умпырь. Мой опыт очень пригодился. Не зря говорят, что езда на коне и на велосипеде чем-то похожи. Если ты этому научился в детстве, то в любом возрасте вновь повторишь. Так и я села на коня и проехала от кордона Черноречье до Умпыря, примерно 20 километров. Тропа была скалистой, очень скользкой. С трудом осилила путь. Позже выяснилось, что в более опасных местах нужно было сходить с коня и идти пешком.

После этого ухаживать за лошадью, седлать и правильно ездить Наталья Лукьянова училась у опытного инспектора Александра Николаевича Бобылева. В течение нескольких выездов всё повторяла за ним и спрашивала. Со временем она запомнила нюансы сложного рельефа заповедника и свободно на коне преодолевала крутые подъёмы и спуски.

 

 

 

А кони, как люди

 

Спустя пять лет Наталья Лукьянова решила приобрести собственного жеребёнка. Назвала его Соколом.

Дружба у них завязалась не сразу. Первый раз необученный конь даже сбросил хозяйку, но вскоре постепенно стал привыкать к ней.

— В Соколе течёт арабская кровь, — говорит собеседница.

— Ему тяжело жить в наших условиях, организм быстро изнашивается. Он жалуется на суставы, на боль в спине.

 

— Как вы это понимаете?

— Чувствую, наблюдаю за животным. Если болит спина, он прогибается, мучают суставы — хромает. Поэтому пришлось найти ему подмену.

Когда Соколу исполнилось 12 лет, хозяйка приобрела полуторагодовалого жеребёнка в Карачаево- Черкесии и назвала его Добрыней. От границы КЧР она приехала на нём в Псебай. Всё складывалось благополучно. Но от перемены места у жеребца случился стресс. Это состояние у него протекало так же, как и у людей. Конь потух, начал стремительно худеть. На него невозможно было смотреть без слёз. Из милого жеребёнка Добрыня превратился в нескладное животное с торчащими коленями, выступающими рёбрами и большой головой. Депрессия затянулась на полтора года. Потом он начал приходить в себя: набрал вес, рос, поддался воспитанию и превратился в красивого большого коня весом примерно 600 килограммов.

— С годами у меня появились ещё два коня. Я купила маленькую ничего не умеющую лошадку. Её мне продал пожилой человек, который сам не мог дать ума животному. Новому питомцу подошла кличка Салют. Вы знаете, что такое салют — это бесполезная радость. Выпустили в небо яркие огни, несколько минут полюбовались ими, и всё. Так и наш Салют — красивый, но бестолковый. У него печально-томные глаза, как у лани. Когда он смотрит на детей, они начинают его жалеть, говорят: «Салют себя плохо чувствует, давайте не будем его сегодня беспокоить».

Кардинально отличается от него другой питомец Бостон. Он идёт, словно танцует. Это опытный конь, который быстро понимает и чувствует всадника, лёгок в управлении. На нём хорошо учить детей езде рысью и галопом. Его очень любят девочки. А ещё с ним безопасно: Бостон ни разу никого не подвёл. Правда, временами он бывает дерзким и строптивым, не терпит, чтобы ему подтягивали подпруги, делает вид, будто падает в обморок.

 

 

 

 

Наставник

 

Последних двух коней Наталья Леонидовна приобрела, когда после 20 лет научной карьеры ушла из заповедника и стала работать в псебайском Доме детского творчества. Прошла переподготовку в институте, получила диплом педагога дополнительного образования. Сама разработала программы и организовала конную пожарную дружину «Добрыня» в андрюковской школе № 6 и школьное лесничество «Дубрава» в Шедке.

Зазывать ребят долго не пришлось, желающих оказалось достаточно. Наталья Лукьянова учила детей охранять природу, помогала им осваивать азы профессий, связанных с лесным хозяйством, МЧС, пожарным делом. Поскольку в горах лошади — это единственное средство передвижения, то занятия верховой кавалерийской ездой были частью программы.

Ребята старались не пропускать ни одного занятия. Они охотно учились различать виды лесных пожаров, осваивали верховую езду, патрулировали лес. Один из воспитанников Натальи Леонидовны Сергей Бережной, окончив девять классов андрюковской школы, пошёл учиться на спасателя.

 

— А где вы занимались?

— Сначала у нас была тренировочная площадка около андрюковского моста. Потом мы занимались у моего подворья, на окраине Псебая.

Во время массовых выездов четырёх питомцев не хватало, тогда педагог обращалась за помощью к хозяину конного проката в Перевалке. Он шёл на уступки: оплаты не брал, просил, чтобы купили подковы лошадям.

Вместе с увлечённым наставником мальчишки и девчонки ходили в походы с ночёвкой: объехали Герпегем, побывали на Шаханах и Бамбаках, посетили Ведьмино озеро. А двое воспитанников вместе с Натальей Лукьяновой приняли участие в краевой конной экспедиции «Дорогами Закубанья». Они исследовали дороги, проложенные казаками-переселенцами в XVIII веке. Участники экспедиции осилили конный маршрут протяжённостью 190 километров. Из Перевалки они последовали в Баговскую, Кизинку, Баракаевскую, Хамкетинскую. Затем на Михизеевой Поляне провели митинг и почтили память жертв кровавой трагедии, а потом отправились в Костромскую, Беноково, Бесленеевскую, Шедок и завершили путь в Псебае.

Дети в день по шесть — восемь часов проводили в седле, очень уставали, но были в восторге от путешествия и причастности к общему делу.

В этом году 9 мая дружина под знаменем Победы проехала за один день около 50 километров по маршруту «Перевалка — Псебай — Шедок — Андрюки — Перевалка».

 

 

Зачем это надо?

Летом, во время отпуска, Наталья Лукьянова занималась прокатом лошадей, чтобы на заработанные деньги содержать питомцев. Каждому из них она покупает по семь рулонов сена и по тонне зерна, снаряжение, которое быстро приходит в негодность, подковы и другие расходные материалы. Лошадей нужно ковать минимум раз в два месяца. Для этого хозяйка приглашает мастера. К тому же животные болеют, приходится оплачивать ветеринарное обслуживание и покупать лекарства. В итоге уходит приличная сумма денег на достойный уход за конями.

— В прошлом году я шла с лошадью в гору, поскользнулась, приземлилась на колено и получила травму, — вспоминает собеседница.

— Практически всё лето не могла оправиться и подработать. Сложилась такая ситуация, хоть продавай всех коней. Казалось, что нет никакого выхода, но неожиданно возникла мысль пойти к директору лабинской агрофирмы Александру Неженцу. Он выслушал меня и спросил: «Зачем вам это надо?». Я ответила, что люблю лошадей и уже не смогу с ними расстаться. От доброты душевной Александр Владимирович выделил сена и овса. Потом я немного заработала, заняла денег, купила ещё корма и до Нового года рассчиталась с долгами.

В конце этой весны у Натальи Леонидовны опять появились проблемы со здоровьем, и она поняла, что за два года выдохлась. Трудиться в Доме детского творчества у неё уже не было сил. Занятия и бумажная волокита отнимали много времени, а вся зарплата уходила на питомцев. Так пришло решение уйти.

 

 

 

 

Польза и кураж

 

К Наталье Лукьяновой стали обращаться родители с просьбой индивидуально заниматься с их детьми. Она рискнула открыть своё дело: изучила в интернете все документы и в сентябре оформила самозанятость на одном из сайтов. Теперь педагог проводит тренировки на территории у своего подворья.

Сейчас у неё 10 учеников от четырёх до 14 лет. Их привозят родители из Шедка, Псебая, Андрюков, Мостовского.

— Я помогаю детям избавиться от гиппофобии (боязнь лошадей), — рассказывает Наталья Леонидовна.

— Учу их общаться и ухаживать за животными. Чистка лошади от грязи, вычёсывание репейника и всякого мусора из грив и хвостов — самая непривлекательная часть занятий, но без этого никуда. Ещё ребята учатся поить животных. И только потом мы переходим к езде без седла.

 

— Почему именно так?

— Это лучшее начало для занятий верховой ездой. Когда ребёнок или взрослый садится без седла, у него в первую очередь начинают развиваться вестибулярный аппарат, равновесие, балансировка движений. Ведь у лошади все мышцы находятся в динамике, чтобы уверенно сидеть на ней, надо понимать, чувствовать её движения, перемещения, повороты. Я стелю вместо седла одеяло и овечью шкуру. Сначала прямо на лошади дети делают комплекс упражнений для равновесия, учатся управлять животным, когда оно стоит или движется. Ребята сами начинают руководить конём: останавливают, поворачивают, направляют, указывают, как переступать через препятствия. Сесть и поехать — это просто, а вот чтобы договориться с животным, овладеть мастерством, нужны упорные занятия.

Наталья Лукьянова не ищет простых путей. У неё есть ученики и с ограниченными возможностями здоровья.

Такой опыт работы уже был в Доме детского творчества. Она прошла специальные курсы по иппотерапии.

Подобные занятия дают физическую нагрузку и дарят массу положительных эмоций детям.

— У меня есть два таких ученика, — говорит педагог.

— Одному из них 14 лет. У подростка состояние напряжения в мышцах и неспособность к растяжению. Но он сам уже может запрыгивать на коня и управлять им. Его мама отметила, что, как только сын начал посещать занятия по иппотерапии, стал лучше чувствовать себя, спокойнее спать, мышцы у него немного расслабились.

 

— А взрослые ученики у вас есть?

— Да. Недавно ко мне на лошади приехала девушка. У неё — правильная посадка, спокойное управление. Она попросила научить её ездить верхом так, чтобы понимать и чувствовать лошадь. Я познакомила наездницу с Бостоном. Потребовались два занятия, чтобы добиться результата.

О результатах своего нового дела Наталье Лукьяновой ещё трудно говорить, ведь прошло всего два месяца.

Но она не жалеет о том, что выбрала именно этот путь. Ей хочется «заразить» своим увлечением как можно больше детей и взрослых, чтобы они почувствовали кураж и получили удовольствие.

 

Виола Крапивина. Фото автора

 

 

Опубликовано 23 окт 2022 | 206 просмотров

Оставить комментарий

* Обязательно к заполнению