Школа меняется — и мы вместе с ней
Педагог Наталья Налбандян маленькой сельской школы — о становлении в профессии и необходимых для этого человеческих качествах.
Наталья очень любила читать, в основном приключенческую литературу. Но как-то ей попалась «Занимательная минералогия» Александра Ферсмана, где увлекательно рассказывалось о мире камней и различных земных пород. После этого научилась внимательно вглядываться в то, что под ногами, находить редкие камни. Стала собирать их. Но минералогия так и осталась в качестве хобби. Свой самый важный жизненный выбор выпускница узловской школы сделала в пользу преподавательской деятельности.
Окончив школу с серебряной медалью, Наталья поступила на филологический факультет Адыгейского госуниверситета. Отучилась очно первый курс, а на втором по семейным обстоятельствам перевелась на заочное отделение и устроилась работать в родную школу посёлка Узлового воспитателем группы продлённого дня. А буквально через два дня всё кардинально изменилось: уволилась учитель русского языка и литературы, и девушке предложили её заменить.
Конечно, это была серьёзная проверка. Преподавать пришлось в том числе и в выпускном классе, ребята из которого были лишь на год-другой младше Натальи. Поначалу старшеклассники не воспринимали её всерьёз, считали, что она их ровесница и вести с ней себя можно соответственно – практически как с равной себе, а не как с учителем. Но, чтобы сохранить субординацию и должную дистанцию «учитель – ученик», Наталья решила прибегнуть к уловке и стала обращаться к своим ученикам на «вы». Не сразу, но это подействовало и восстановило рабочую атмосферу.
В первое время Наталья Евгеньевна преподавала только русский и литературу, а потом прошла переподготовку и получила право вести уроки английского языка.
Шли годы, набирался опыт. Что-то подсказывали старшие коллеги, до чего-то доходила сама.
— Сейчас методика преподавания заметно изменилась по сравнению с тем временем, когда я обучалась в школе, — рассказывает Наталья. — Нынешние дети выросли на подкастах, аудио- и видеоинформациях, они по-другому воспринимают сам учебный процесс. Если представить, к примеру, знания в образе рыбы, то раньше учителя жарили и подавали на стол, сейчас же дают удочку – а дальше думай и действуй сам. Конечно, детей при этом надо контролировать, направлять, где необходимо – подсказывать, но основную часть работы школьники должны делать сами.
Результаты есть. Не случайно в школе Наталья Евгеньевна отвечает за работу с одарёнными детьми. Её ученики становятся призёрами краевых олимпиад, побеждают и занимают призовые места на региональном этапе конкурса исследовательских проектов «Без срока давности» — много лет учитель со своими учениками проводит большую историко-патриотическую поисковую работу, причём направление каждый раз выбирается новое.
Сейчас Наталья Налбандян — классный руководитель в девятом классе, там же преподаёт русский язык и литературу, готовит ребят к ОГЭ, ведёт русский в седьмом и английский язык — во всех классах, начиная со второго. Общий стаж у неё в декабре достигнет 27 лет, а педагогический — 23 года.
Помимо всего, Наталья Евгеньевна ещё и многодетная мама. Её собственные дети побеждали и были призёрами в различных краевых конкурсах (например, сын), набирали сто баллов по ЕГЭ (старшая дочь). Двое старших детей учатся в Южном федеральном университете в Ростове-на-Дону, младшая дочь сейчас в девятом классе. Достижения эти отметили в крае, и совсем недавно, 20 сентября, Наталье вручили Почётный диплом губернатора Краснодарского края «Многодетной матери II степени» за заслуги в воспитании детей, вклад в возрождение и укрепление семейных традиций на Кубани.
На вопрос, каким должен быть современный учитель, Наталья Налбандян ответила:
— В эту профессию надо идти только по призванию. Нужно обладать определёнными качествами — любить детей, быть человечным. Важно показывать достойный пример детям. Работать добросовестно, увлечённо, идти в ногу со временем — это самое малое, что должен делать настоящий педагог.
Никита Вагаев. Фото из архива Натальи Налбандян.




Оставить комментарий