Сегодня
20 апреля
Валюта
81.14
92.22

Поколение, достойное уважения

Ветераны, их вдовы, дети войны и труженики тыла — те, кому довелось перенести все тяготы и лишения Великой Отечественной войны

 

— В годы войны была награда, о которой не всем известно, — рассказывает председатель совета ветеранов Шедокского поселения Валентина Хапёрская.
— Это медаль «За доблестный труд в ВОВ 1941-1945 гг. ». Ею награждено 16 096 750 человек. В 1995 году она вручалась участникам трудового фронта, дожившим до 50-летия Победы.
В селе Шедок её получили 334 труженика тыла. На сегодняшний день их в Шедке осталось трое: Тамара Семёнова, Анна Панкратова и Нина Спасёнова. С Анной Яковлевной и Ниной Афанасьевной поговорить не удалось из-за состояния их здоровья. Но есть сведения о Тамаре Ермолаевне и о других героических женщинах, которых уже нет рядом с нами.
Ветераны трудового фронта единодушно отмечали у всех колхозников небывалый энтузиазм, безотказность, высокую ответственность за порученное дело. Об этом говорят цифры: в шедокском колхозе в 1941 — 1942 годах было выработано почти столько же трудодней, сколько в 1940-м. При том, что число трудоспособных сократилось почти вдвое.
Героический подвиг совершили в годы войны труженицы тыла. Несмотря на неимоверные трудности, делали всё возможное для бесперебойного снабжения фронта продовольствием и одеждой. Горя хлебнули не мало. Один бог знает, как пережили они это время. Какую только работу ни выполняли: пахали, косили, молотили. И не теряли оптимизма. Огромную цену заплатили за нашу победу, и мы обязаны помнить их трудовую доблесть.
К сожалению, всё уходит в прошлое: страдание людей, разруха, голод. Но нынешнее поколение может прикоснуться к истории благодаря воспоминаниям живых свидетелей. Их осталось не так уж много. Не опоздайте, повстречайтесь, поговорите, помогите им, если нужно!

 

Тамара ЕрмолаевнаСемёнова

Родилась она в большой крестьянской семье. Окончила три класса и пошла работать. Перед войной родители пристроили дочку в колхозную полеводческую бригаду. Она находилась на месте нынешней школы № 3. На территории стояла хата, где девочка присматривала за детьми. В 1942 году Тамаре исполнилось 13 лет, и тогда она смогла стать полноправной колхозницей.
Когда пришли немцы, работы в колхозе прекратились. А после освобождения района народное хозяйство поднимали с энтузиазмом. Работали не покладая рук.
В бригаде Тамара трудилась и после войны. В 1946 году в Шедок приехали вербовщики из Московской области агитировать молодёжь на восстановительные работы. Тамара поехала. Её направили в Подольск. К тому времени железнодорожное сообщение до Подольска было уже восстановлено. Труженики достраивали пешеходный мост через железнодорожные пути подольского вокзала. А потом укладывали полотно железной дороги до станции «Львовская» в Подмосковье. Параллельно шла электрификация этого участка. Все работы закончились одновременно, и в Подольск строители вернулись на первом электропоезде.
Потом были другие города Подмосковья. В 50-е годы Тамара вернулась в Шедок и пошла в полеводческую бригаду. Активную, трудолюбивую девушку назначили звеньевой.
Спустя время Тамара Ермолаевна перешла в цех деревообработки Крайтопуправления, где проработала станочницей до пенсии.

 

Нина Ивановна Диденко

С детства она ухаживала за скотом, вязала снопы, возила на ток сено, разгружала и складывала его, ломала кукурузу и копала картошку. Из-за этого у девочки постоянно болели руки и спина.
До войны в колхозе Нина Ивановна работала бороздницей — во время пахоты водила на поводе быков, чтобы они не выходили из борозды. Потом выращивала табак. Работа была тяжёлой: сначала пололи и рыхлили землю в междурядьях. Как только табак поднимался, колхозники ломали листья, сушили, сортировали, укладывали в тюки и возили в Мостовое на элеватор.
В августе 1942 года, перед оккупацией района, уже убрали зерновые и принялись за подсолнечник. Пшеницу не успели вывезти и перед приходом фашистов раздали колхозникам. Часть урожая осталась в амбарах. При отступлении фашисты всё сожгли.
То, что удалось спасти, в февральские окна колхозники посеяли. Трудились все не жалея сил.
Нина Диденко после войны работала в колхозе. Последние 10 лет была техслужащей в школе № 3. Много лет состояла в местном совете ветеранов.
Хорошая рассказчица с цепкой памятью часто встречалась с учащимися. От неё дети узнали много интересного из истории села, о становлении и развитии колхоза, о трудовых достижениях односельчан — дедушек и бабушек школьников.
Не забывала Нина Ивановна рассказывать детям и об оккупации села. Ребята всегда внимательно слушали женщину и задавали много вопросов. На каждый из них у неё находился нужный ответ.

 

Екатерина Андреевна Лавринова

Эта женщина была одной из первых трактористок в районе. После четырёх классов продолжить учёбу не смогла — нужно было помогать родителям. Пошла в колхоз.
— Подростки делали в колхозе то же самое, что и взрослые: пололи, окучивали, ломали табак, таскали снопы, охраняли ток, — вспоминала Екатерина Андреевна. — Воровства тогда не было. А вот коровы, телята могли туда забраться, объесться зерном и погибнуть.
В 1943 году немцев прогнали. Екатерина перешла в тракторную бригаду МТС сначала сцепщицей, а потом села за руль трактора. Мужчин в селе, кроме стариков и инвалидов, тогда не было.
В весенние и летние дни трудились с четырёх часов утра и до 23. Недосыпали, жили впроголодь. Зимой в холодном керосине мыли запчасти. Руки так коченели, что долго их не могли отогреть. Так и болели потом всю жизнь у тружениц.

 

Ольга Ивановна Мосеенко

Она также внесла свою лепту в общее дело. О её трудовых подвигах свидетельствуют статьи районной газеты «Знамя Победы» и обращение секретаря крайкома партии Селезнёва. Именно в этом документе, в верхнем левом углу, стоит цифра 1. Значит, Ольга заработала право первой подписи и могла заверять отчёт от местного колхоза Сталину.
В статье «Мастера высоких урожаев» от 7 августа 1947 года есть строки: «Когда ранней весной колхозники сельхозартели подписывали письмо товарищу Сталину, звеньевые обязалась собрать 100-150 пудов озимой пшеницы с каждого гектара. Сейчас их участки убраны. Звеньевые сдержали слово. Мосеенко с двух гектаров получила по 32 центнера, а с остальных 11 гектаров по 22,5. Высокопроизводительно работают звеньевая Мосеенко и члены её звена Анна Воронькова и Александра Ищенко».
Нет уже в живых ни Ольги Мосеенко, ни других девушек её звена. Но память о них сохранилась ещё в одной заметке военных лет «Молодёжное звено Ольги Мосеенко». Там говорится об их самоотверженном труде и желании Ольги вступить в комсомол.

 

Цифра
Более 763 000 тружеников тыласегодня проживает в России.Война потребовала от сельских тружеников величайшего самопожертвования. Обязательный минимум трудодней был увеличен до 300 в год. Продукция колхозов и совхозов полностью и практически безвозмездно сдавалась государству. Выживали колхозники за счёт приусадебных участков. Неимоверное напряжение сил крестьянства позволило обеспечить армию продовольствием, а военную промышленность — сырьём.

Виола Крапивина. Фото из архива Валентины Хапёрской.

 

 

Опубликовано 21 июн 2024 | 56 просмотров

Оставить комментарий

* Обязательно к заполнению