Первыми встретили врага пограничники
Среди них были и наши героические земляки
В планах фашистов на разгром советских пограничных застав отводилось от получаса до 60 минут. Однако с первых мгновений боевых действий защитники государственных рубежей в корне изменили представления вражеских стратегов о триумфе. Именно тогда самоотверженность воинов в зелёных фуражках положила начало нашей Победе над коварным и ненавистным врагом.
Пётр Латыговский
Румыния во главе с диктатором Ионом Антонеску была союзницей фашистской Германии. 22 июня румынские войска попытались начать вторжение в СССР.
79-й Измаильский пограничный отряд с кораблями четвёртого Черноморского флота охранял участок границы на Дунае. Штаб 79-го погранотряда дислоцировался непосредственно в городе Измаил. В него входили 20 застав.
— На 18-й погранзаставе служил Пётр Кондратьевич Латыговский из села Шедок, — рассказывает Валентина Васильевна.
— От него мы узнали о событиях, произошедших в начале войны на границе с Румынией. Уточнить некоторые моменты помогла книга Владимира Синенко «Операция Килия-Веке».
22 июня, в 4.30, с румынской стороны к советскому берегу подошли румынские катера. Вместе с пограничниками вступили в бой с врагами части 51-й Перекопской и 25-й Чапаевской дивизий.
22, 23, 24 июня пограничники и бойцы воинских частей мужественно выполняли приказ. Начальник погранотряда подполковник Савва Игнатьевич Грачёв организовал заброску в тыл румын разведгруппы.
Вернувшись, те доставили «языков». Из допроса пленных и разведданных стало известно, что враги не ожидали на этом участке границы от советской стороны каких-либо активных действий.
Исходя из опыта первых рейдов на территорию противника, командование 79-го отряда решило отправить крупный десант, избрав в качестве объекта румынский город Килия-Веке.
Вечером 25 июня первыми на вражеский берег высадились сапёры и разведчики. Затем последовала вторая волна десанта. Утром пограничные суда с бойцами штурмового отряда выдвинулись к городу. Пограничники решительной штыковой атакой захватили его позиции и завязали в румынских траншеях и ходах сообщений яростные рукопашные схватки. На подмогу пограничникам пришли солдаты Перекопской и Чапаевских дивизий. Всю ночь в Килия-Веке продолжался бой. Стремительной атакой десантники к 10 часам утра заняли плацдарм глубиной до трёх колометров и шириной до четырёх, разгромили пехотный батальон, усиленный артиллерией и пулемётами, а также румынскую погранзаставу.
Бойцам Измаильского погранотряда тоже пришлось нелегко. Вскоре последовало отступление до Кировограда, Днепропетровска, Харькова, Сталинграда.
Под станцией Лозовой Петра Латыговского ранило в ногу. С эвакогоспиталем его отправили в Москву. После выздоровления пограничник воевал в составе второй мотострелковой дивизии войск НКВД. Он участвовал в обороне Москвы, сражался на Курской дуге, дошёл до Восточной Пруссии. Пётр Кондратьевич был награждён орденами Красной звезды и Отечественной войны I степени, медалями «За отвагу», «За оборону Москвы», «За взятие Кёнигсберга», «За победу над Германией», «Георгия Жукова». Умер в 2002 году.
Иван Тарасенко
В то время на границе с Румынией служил наш земляк Иван Фёдорович Тарасенко. Он был призван в армию из Псебая в 1940 году.
22 июня 1941 года Иван Тарасенко узнал от начальника заставы о том, что немец перешёл границу. В это время под прикрытием огня своих батарей разведывательные и штурмовые отряды противника на лодках и плотах начали форсирование реки Прут, стремясь захватить плацдармы на левом берегу и разведать систему обороны советских частей.
Нашим пограничникам пришлось сразу вступить в бой, чтобы сорвать переправу немецко-румынских подразделений. Они отважно отбивали одну за другой попытки врага. Но румынам всё же удалось захватить железнодорожный мост, перейти через реку и начать готовить оборонительные позиции. Тогда пограничники организовали контрудар, который увенчался успехом — враг был отброшен на правый берег.
Иван Фёдорович в этом бою получил тяжёлое ранение и был отправлен в госпиталь. После выздоровления попал в состав Северо-Кавказского фронта, освобождал Кубань, дошёл до Австрии. Медаль «За отвагу» Иван Тарасенко заслужил за разгром власовцев в горах Австрии. Помимо этого был награждён медалью «За взятие Будапешта» и орденом Красной Звезды.
Сергей Булатецкий
Сергей Дмитриевич жил в одном из хуторов села Шедок. В 1932 году был призван на срочную службу. Попал на западную границу, служил на девятой заставе 17-го Брестского Краснознамённого пограничного отряда.
Застава располагалась на территории Брестской крепости. Военная служба пришлась ему по душе, и он решил остаться на сверхсрочную.
Со второй половины 1940 года обстановка на западной границе с каждым днём осложнялась. Брестский погранотряд только в 1940 году задержал 5392 нарушителя границы.
В своих письмах домой Сергей Дмитриевич писал: «Обстановка на границе тревожная. Сосед наш ненадёжный, несмотря на то, что мы с ним имеем договор. Если начнётся война, буду биться с врагом не на жизнь, а на смерть, чтобы не посрамить ни вас, ни себя».
22 июня 1941 года, в 4:15, прозвучал мощный артиллерийский удар по Брестской крепости. При десятикратном преимуществе враг рассчитывал захватить крепость за несколько часов, но на это ушло более месяца. Но дух брестских защитников так и не удалось сломить: ни одно полковое знамя не попало в руки фашистов, бойцы сражались, оставляя на стенах крепости надписи кровью: «Умрём, но не сдадимся».
Сергей Дмитриевич погиб в Брестской крепости, не посрамив своей чести, как обещал своим близким.
Оставить комментарий