Мастера по тарелочкам
Творческая семейная пара Погодиных из Псебая создала оригинальный художественный промысел.
Данил – профессиональный скульптор-керамист. Елена – его вдохновительница и помощница. Она с восхищением говорит о муже и скромно о себе: «Я так, занимаюсь организационными вопросами, продажами, социальными сетями».
Погодины перебрались в Мостовский район из Сочи полгода назад. Здесь, по другую сторону Кавказских гор, на благодатной мостовской земле, они продолжили заниматься любимым делом.
— Мы познакомились в студии художественного стекла несколько лет назад, — рассказывает Елена. – Данил пришёл туда с дипломом скульптора и готовностью делать необычные вещи. Я работала менеджером по продажам. Кстати, там и получила ценный опыт организации творческой студии и продаж идей умельца.
Проработав в студии по найму, Погодины решили организовать в Сочи своё дело, чтобы реализовывать авторские задумки, а не выполнять чужие поручения. Данил изготавливал для ресторанов эксклюзивные коллекции посуды. В Сочи хорошо развита ресторанная индустрия, сотни общепитов. Заведения предлагают уникальную авторскую кухню, соперничают в оригинальности подачи. А поскольку визитная карточка черноморских курортов – это морская кухня, то и коллекции посуды в большинстве своём отражали эту тематику. Для одного из ресторанов Данил пять лет подряд к разным сезонам создавал отдельные коллекции сервировочной посуды из 100-150 предметов с изображением осьминогов, крабов и прочих морских существ. Кстати, осьминог – фишка скульптора, его отличительная черта. Погодины её так и назвали «Октопус Декор», что переводится как «Украшение осьминогом».
Благодаря фирменным осьминогам на тарелках и блюдах Данила стали узнавать как мастера. Он начал получать ещё более интересные и сложные заказы не только от сочинских общепитов, но и выполнять заявки для Казани, Москвы и других крупных городов.
Одним словом, мастер Данил и его Елена неплохо себя чувствовали в курортном городе и могли бы жить там по-прежнему, но, по их мнению, Сочи до Олимпиады и после – это два разных города: постепенно после Игр из маленького уютного черноморского города Сочи превратился в перенаселённый мегаполис с пробками и высокими ценами на недвижимость и её аренду.
— Народ хлынул в город тысячами, конкуренция возросла, в том числе и в моём не самом распространённом виде ремесла, — говорит Данил. – Сделать значительный рывок в таких условиях и масштабироваться из небольшой студии во что-то более крупное стало не по силам и не по карману. Огромные суммы за аренду небольших помещений, а зачастую отсутствие в курортном городе подходящих по техническим условиям помещений для размещения печей, работы с глиной привели нас к мысли о поиске иного места жительства.
Поначалу Погодины собирались перебраться в Павловский район Краснодарского края, где мечтали построить дом с большим двором и оборудовать мастерскую. Но, поразмыслив, пришли к выводу, что жить без гор не сумеют.
— Выходить на улицу и каждый день смотреть на степную бесконечность мы не смогли бы, — признаётся Елена. — Взгляд обязательно должен упираться в горы. Поэтому поиски привели в Мостовский район. Для нас это идеально место. Местность живописная. Туризм здесь развивается, а наш бизнес ориентирован на путешественников в том числе. В общем, плюсов набралось немало для того, чтобы принять решение закрепиться в предгорье.
За полгода супруги успели переделать баню под мастерскую и пристроить просторную веранду. Там разместили стеллажи с керамическими изделиям, зону для гостей. В планах – расширить производственное помещение и оборудовать на подворье магазин, фасад которого будет смотреть на улицу. А пока творческая пара знакомится с представителями местного ремесленного сообщества, проводит мастер-классы для взрослых и детей. Заработало сарафанное радио: посетители делятся впечатлениями с друзьями, а те тоже просятся в гости.
— Ко всем, кто приходит на мастер-классы, у нас индивидуальный подход, — мастер указывает на стеллажи, где хранятся готовые изделия посетителей. – Каждый делает то, что хочет: кружки, вазы, тарелки. К нам часто родители приводят детей, пытаются им привить любовь к ремеслу, но в итоге сами садятся за гончарный круг и не могут оторваться. Это ведь отличный антистресс: глина в руках нагревается, человек расслабляется, успокаивается.
— Изготовление керамики – небыстрый процесс. Поэтому гости маркируют изделия своими именами и оставляют сушиться на полках. Потом их обжигаем в печи и покрываем глазурью. Звоним авторам и приглашаем забрать, — объясняет Елена. – Вот эти три кружки затейливых форм изготовили бабушка и её внучки из Краснодара. Летом они приезжают в Псебай отдыхать. Во время каникул побывали в мастерской. А вот эти декоративные тарелки сделала девушка, которая продаёт авторские браслеты из натуральных камней. У нас она впервые в жизни взяла в руки глину. Получились красивые изделия, которые она планирует использовать для фотосъёмки украшений.
— Это остатки заказа, который уехал в Казань, — Данил показывает блюда, украшенные лепниной в виде осьминога, о которых мы рассказывали в начале. – С ними связана интересная история. Женщина, приехавшая отдыхать в Сочи, пообедала в ресторане из нашей авторской посуды. У администратора узнала контакты и заказала для своего дома сервиз на 20 предметов. А вот тарелка в виде клешни краба, которая тоже создавалась для коллекции ресторана. Почему остались лишние предметы? Потому что всегда должен быть запас на случай, если во время обжига или транспортировки посуда треснет.
В настоящий момент скульптор-керамист изготовил набор образцов для крупной московской фирмы. Посуда ждёт согласования. Если заказчику понравится, Погодин начнёт создавать для них брендированную сувенирную продукцию.
— Пока вы лепите, у вас в руках глина. Когда обожгли – это уже керамика, — Елена объясняет простые для профессионала, но любопытные для дилетанта нюансы. – Причём наша керамика – высокотемпературная, то есть прочная, выполненная из пластичной белой глины. Даже при активном использовании она служит довольно долго, не бьётся и не выцветает. Здесь, в Псебае, у нас созрела идея создать серию «Керамика из предгорья», в которой получится обыграть местные природные мотивы, формы, напоминающие камни, мох, сухое дерево.
В повседневной жизни Погодины пользуются только своей посудой – кружки, салатники, блюда, глубокие и плоские тарелки. Елена с улыбкой признаётся, что пить утренний кофе из чашки, которую вылепил сам, вдвойне вкуснее.
— У меня нет особых навыков, но есть стремление погрузиться в это искусство как дизайнер, поэтому в свободные минуты я беру в руки глину. Неделю назад вылепила тарелку, — девушка показывает на полку. — Можно использовать её как подставку, а можно повесить на стену как сувенир. Для меня эта незатейливая тарелка символизирует начало нашей новой жизни.
Уходящий 2024 год стал для нас особенным. Встречали мы его в Сочи, а провожаем в Псебае.
— Здесь мы хотим сами развиваться и помогать другим людям в творчестве. Мне предлагали преподавать детям в школе искусств. И, возможно, чуть позже, когда обустрою своё творческое пространство, найду на это время, — говорит Данил. — Своим примером мы с женой хотим показать, что, если не лениться, то всего можно добиться. Мы не вкладываем денег в рекламу, не имеем спонсоров, но делаем то, что любим. Верим, что наш путь правильный.
Наталья Черноволенко. Фото автора.
Оставить комментарий