Лесу нужен хозяйственный подход
Люди, посвятившие свою жизнь миру деревьев, кустарников, трав, животных и птиц, не понимают, почему случилось так, что зелёные лёгкие Кубани стали остро нуждаться в заботливых и надёжных помощниках и хозяевах.
В третье воскресенье сентября работники леса отмечали свой профессиональный праздник. Второй год подряд это событие происходит тихо и незаметно для жителей района, но это не столь важно. А имеет значение другой момент: отрасль, в которой они работают, сегодня переживает не лучшие времена.
На весь район сейчас занятых в ней всего чуть больше 20 человек, если брать в расчёт Мостовское лесничество. А когда-то всё было совсем по-другому.
О тех годах вспоминает ветеран лесной отрасли Илья Александрович Шатковский, отдавший ей 50 лет жизни. Сейчас ему под 90.
Люди в таком возрасте осознают, что время не просто бежит – оно летит. Чем старше ты становишься, тем отчётливее это ощущаешь. Кажется, что всё было только вчера, а посмотришь, – промчались-то десятки лет.
В 1954 году Илья, только окончивший Майкопский лесной техникум, отправился на работу в Таджикистан. Страна нуждалась в лесе, но отрасль ещё не была развита так, как это стало в 60-е-80-е. Условия в то время были не приведи господь. Илья жил в горном кишлаке один среди таджиков, из которых русский язык знали лишь двое. Транспортом служил ишак. На нём раз в неделю молодой специалист спускался с гор в райцентр, расположенный в 18 километрах. Сначала отправлялся в магазин за продуктами, потом в баню, вечером на танцы, а после возвращался обратно в горы, в лес, в своё Шурхакское лесничество. А там, в лесу, ни электричества, ни радио, ни газет – почти первобытные условия.
Трудно было? Да, без сомнений. Молодые, правда, трудности переносят легче, тем более что детство Ильи пришлось на военное время, поэтому к лишениям ему было не привыкать. Но лесная отрасль тем временем развивалась, Советский Союз, не так давно победивший в большой и страшной войне, преодолел разруху и набирал силу. Обучались молодые кадры, росли производственные возможности, появлялась новая мощная техника. Илью в 1955 году призвали в армию, и пока он служил три года в эксплуатационной команде авиачасти, базировавшейся в Сталинграде, многое изменилось. После армии он вернулся в родной дом, в посёлок под Ахмет-горой, а Таджикистан оказался хоть и интересным, полезным, но достаточно коротким эпизодом в его жизни.
Уже через полгода Шатковский вышел на работу в Баракаевское лесничество Мостовского лесхоза. В то время в посёлке Мостовском функционировало три лесных предприятия: Мостовской лесхоз, Баговский леспромхоз и Мостовской лесокомбинат (иначе – крайтопуправление). У каждой организации были свои задачи. В 1960 году Мостовской лесхоз присоединили к Баговскому леспромхозу и всех работников перевели туда, а ещё через три года к леспромхозу присоединили и крайтопуправление. Собранное из трёх одно предприятие назвали Мостовским лесокомбинатом, который подчинялся Краснодарскому управлению лесного хозяйства.
После объединения в лесокомбинате работало 2 300 человек. Люди занимались промышленной заготовкой древесины для ПМДО «ЮГ» и некоторых других мелких деревообрабатывающих предприятий. Лесов для этого хватало – 159 тысяч гектаров. За ними был и уход, и надзор силами подразделений лесокомбината.
— В год заготавливали до 180 тысяч кубометров делового леса, были расчётные лесосеки, всё гудело, работало, — вспоминает Илья Александрович. – Вывозили лес по узкоколейке, по ней же доставляли рабочих к месту работы и обратно. Один состав перевозил 200 кубометров древесины и даже больше. Позже, когда автомобилей стало достаточно, а пропускной способности узкоколейки уже не хватало, древесину вывозили в основном на лесовозах. За лесными дорогами ухаживали настолько тщательно, что по ним можно было спокойно проехать на «жигулях», не опасаясь за состояние машины. И за лесом следили, по графикам проводились лесовосстановительные работы на месте вырубок. На 100 процентов выполнял свои функции ОРС, существовали ведомственные детские сады – в общем, всё было продумано и продуктивно. В лесной отрасли работало около восьми тысяч человек и даже больше: помимо Мостовского лесокомбината, на фирме «Юг» трудилось до 3 700 человек, в Псебайском ОПЛК – около 2 000 человек.
По словам Шатковского, до самого 1991 года, когда произошёл распад Советского Союза, всё функционировало, словно налаженный механизм. В 1992 году был принят новый Лесной кодекс. В 2008 году произошла новая реорганизация, когда сократили огромное количество работников, объединили два лесокомбината, превратив их в Мостовское лесничество с шестью участковыми лесничествами, в каждом из которых по штату осталось два человека. Присоединили к лесничеству так называемые «сельские леса» – те территории, которыми управляли ранее колхозы. И получилось, что теперь «плотность штата», если можно так выразиться, стала всего лишь по одному специалисту на несколько тысяч гектаров. Мыслимое ли это дело?
В советское время каждые 10 лет проводилось лесоустройство – это отраслевая инвентаризация, опись имеющегося лесного фонда и оценка его состояния. После перерыва в два десятка лет наконец-то состоялось очередное лесоустройство, от которого ждали много перемен и улучшений. Но результаты всё ещё не подведены – что-то, видимо, тормозит процесс. А изменения к лучшему очень нужны не только работникам леса, но и самому лесу. Сейчас в отрасли полно проблем. Уследить за всем крайне сложно в таком малочисленном составе. Ситуация усугубляется и отсутствием служебного транспорта.
И всё же служители леса рук не опускают и надеются на то, что проблемы, пусть не сразу, а пошагово, будут решаться. А пока просто делают свою работу, несмотря на скромные зарплаты, большой круг обязанностей и ограниченные возможности влияния на общую ситуацию в отрасли.
Никита Вагаев. Фото автора.
Кстати
Лесными инспекторами Мостовского лесничества с начала года составлено 19 административных протоколов по фактам нарушения законодательства об охране лесов. Выполнено 345 патрульных выездов. В одном случае выявлена незаконная рубка деревьев, ущерб составил 421 000 рублей. За другие повреждения лесных насаждений выписано штрафов на сумму более 200 тысяч рублей.
Оставить комментарий