Как не потерять детей в мире гаджетов
В этом нам помогает разобраться психолог Елена Рудницкая.
Воскресное утро. Готовлю завтрак. Из окна кухни слышу тонкий детский голосок: «Кап, кап – капли крови. Капли крови на полу. Я убью свою сестру…» Бросаю кастрюли и бегу на крыльцо. Под козырьком подъезда три девочки с телефонами в руках.
— Вы что тут, девочки, такое страшное поёте?
— Да так, одноклассница прислала, — прячет за спину телефон семилетняя Маша.
— А где же ваши прыгалки-скакалки?
— У нас нет, — пожимают плечами.
— Ну, давайте у меня что-нибудь поищем. Есть мяч, бадминтон.
Выношу ракетки. Школьницы неумело вертят их в руках. После двух неудачных попыток попасть по волану смущённо улыбаются. Двигаться на свежем воздухе им не так привычно, как смотреть в экран. Понимаю, что песенка про капли крови – не единственное, что слушают дети на своем телефоне. И хочу спросить родителей – осознают ли они, что творят, когда позволяют детям иметь смартфон и неограниченный доступ в интернет?
Ирина, мама двоих сыновей, п. Мостовской.
Это обращение в редакцию стало началом большой темы. Мы пообщались с другими родителями, заглянули в форумы и поняли, что тема зависимости от гаджетов медленно, но верно выходит сегодня в топ сложностей в семье и учёбе.
Нередко родители сами дают гаджеты ещё совсем малышам, чтобы не мешали заниматься своими делами, не понимая последствий этого шага. Мы слишком заняты собой, и постепенно виртуальный мир становится ребёнку интереснее реального.
Через время родители осознают проблему, обращаются к специалистам. И им объясняют, что обратный путь будет долгим и потребует колоссальных усилий со стороны взрослых.
Так как же вернуть ребёнка в реальный мир?
С этим вопросом мы обратились к психологу Елене Рудницкой. Елена воспитывает двоих детей и уверена, что важнее всего выстраивать с ними доверительные отношения.
— Много общайтесь, объясняйте, что и почему вы делаете как родитель, — советует она. -Даже если это контроль, запрет или предписание. Всегда объясняйте, что за этим стоит. Что это значит. Почему вы приняли такое решение.
В случае гаджетов очень важно рассказать ребенку про «дофаминовую яму». Это понятие, которое связано с гормоном дофамином, нейромедиатором, ответственным за чувство удовольствия и вознаграждения. Когда мы получаем приятные впечатления или радуемся успеху, уровни дофамина в мозгу повышаются. Однако короткие видео, такие как тик-ток или ютубшортс, могут создавать неравномерный и чрезмерный поток дофамина, который в конечном итогевызывает истощение и утомление.
Частое и продолжительное нахождение в таком состоянии может привести к тому, что мозг становится менее чувствительным к дофамину, и человеку всё труднее испытывать удовольствие.В результате чувство «дофаминовой ямы» – усталости, пустоты и истощения становится почти постоянным.
Для преодоления «дофаминовой ямы» может быть полезно ограничивать время, отведённое на просмотр коротких видео, и обращать внимание на своё эмоциональное состояние. Важно находить баланс между потреблением развлекательного контента и другими видами деятельности, которые могут принести радость и удовлетворение.
Также объясните детям про клиповое мышление. Оно становится свойственно тем, кто часто смотрит быстрые ролики. В силу своей кратковременности и ограниченности в объёме клипы не позволяют достаточно углубляться в тему или проблему. Это может приводить к искажению фактов и сужению кругозора. У ребёнка теряется способность к концентрации и аналитическому мышлению.
Ещё одним минусом клипового мышления является растущая поверхностность общения. Клипы не способствуют развитию глубоких и продолжительных диалогов. Вместо этого они склоняют к кратким и поверхностным обменам мнениями и идеями.
Частая и поверхностная подача информации в формате клипа может привести к принятию бездумных умозаключений и поверхностных суждений. Мозг привыкает к короткому и быстрому поглощению информации, что делает его уязвимым к манипуляциям и обману.
Ещё стоит объяснить ребёнку:интернет-зависимость существует. Так же, как и наркотическая, алкогольная и табакозависимость.
Интернет-зависимость — это стойкое поведенческое нарушение, вызванное постоянным навязчивым желанием войти в сеть и неспособность вовремя остановиться и выйти из неё. Существуют несколько типов интернет-зависимостей: пребывание в социальных сетях в поисках общения, бесцельный сёрфинг по интернету, игровая зависимость и зависимость от просмотров онлайн-фильмов.
В некоторых тяжёлых случаях ребёнок может потерять контроль над многими важными сферами жизнедеятельности. Большой опасностью интернет-зависимости является то, что уже и не хочется возвращаться в реальный мир, а если всё-такии приходится взаимодействовать с «живыми» людьми, то могут потеряться привычные функциии навыки общения.
Если вы или ваши близкие оказались в подобной ситуации, то важно подобрать специалиста, который сможет вам помочь: психолог, специалист по психосоматике, психиатр.
Вот основные признаки зависимости от интернета:
— при каждом взаимодействии с гаджетом возникает чувство большого удовольствия;
— при любой свободной минуте человек заходит в социальные сети, проверяет почту, обновляет страничку;
— теряется удовольствие от живого общения;
— ухудшаются физиологические способности (зрение, память, появляется боль в спине и в конечностях);
— всё свободное время тратится на посещение интернета;
— при отсутствии связи с виртуальной реальностью наблюдается тревога, апатия, человек не знает, чем заняться, его перестают интересовать связанные с внешним миром вещи;
— когда человеку нужно найти конкретную информацию, он забывает об основной цели, увлекаетсяпосторонними темами, уходит от намеченных планов;
— во время интернет-сёрфинга забываются основные обязанности, теряется чувство времени и контроля над ситуацией;
— трудно выйти из интернета.
Стоит ли полностью исключать пользование смартфоном?
Исторически, когда книги только появились в жизни человечества, их нередко считали злом. И запрещали тратить своё время и отвлекаться на развлечения в книжных историях.
Но теперь мы понимаем, что без умения читать и пользоваться печатным текстом вряд ли сможешь реализоваться в современном мире. Так же и с новыми технологиями -следует научиться разумно использовать гаджет на пользу себе и своей жизни.
Найдите способы с пользой, творчески использовать гаджет. Вот несколько идей, на их основе можете придумать свои:
— совместное освоение искусственного интеллекта, текстовых, графических редакторов. Можно создавать вместе картинки и показывать друг другу;
— изучение программы для редактирования видео, создание роликов про совместно проведённое время, про лучшие моменты вашей жизни;
— создание семейного чата, куда можно писать милые послания;
— поиск для ребёнка видео по темам, которые ему интересны, подбор онлайн-курса. Например,про доисторических животных, что-то из бьюти-сферы для девочек;
— совместный просмотр документальных фильмов и обсуждение увиденного.
И ещё особенно важно заполнять время ребёнка другими интересными для него делами. Если вы сейчас подумали, что «да, ему уже ничего не интересно», значит, вы уже в той или иной степени пропустили появление его зависимости от интернета.
Срочно вспоминайте, что любит ребёнок. Организовывайте его досуг. Следите за тем, чтобы были кружки, спортивные секции.
Также приведу несколько вариантов совместного времени с ребёнком:
— поездки в музей, аквапарк, батутные центры;
— время на природе;
— тёплые семейные вечера с настольными играми, вкусняшками, концертами или совместным просмотром фильмов;
— бои подушками, игра в кучу-малу;
— можно просто полежать в темноте и помечтать;
— можно приходить к ребёнку перед сном и расспрашивать о его дне, читать на ночь даже подросткам.
Что делать родителям
Родителям важно взять на себя полную ответственность за время, проведённое ребёнком в телефоне.
Контроль должен быть полностью обоснован и каждое действие должно быть согласовано с ребёнком. Правила контролирует родитель. И здесь важно самим проявить дисциплину и делать это регулярно.
Учитывайте общие рекомендации по распорядку дня. На их основе самостоятельно формируйте свои собственные правила в семье.
Важно, чтобы между играми и просмотром коротких видео перед сном была пауза. Желательно час. Поэтому в определённое время телефон убирается из поля зрения.
Ночью не должно быть доступа к телефону — чаты, видео и прочее очень будоражат нервную систему. Если ребёнок ночью начнёт смотреть ролики, он не сможет заснуть сразу. А если это повторяется из ночи в ночь, то общее состояние здоровья ребёнка ухудшается, успеваемость снижается, пропадает радость от жизни.
Телефон не должен оказываться в руках сразу после пробуждения. Должно быть время на себя. Подумать, полежать, помечтать. Поэтому желательно, чтобы телефон вечером, ночью и утром не был на расстоянии вытянутой руки. Лучше пусть лежит выключенным в другой комнате.
Желательно, чтобы после школы также была пауза в 30-40 минут, когда ребёнок не пользуется телефоном. Нужно, чтобы его психика успокоилась. Лучше выбрать или подвижную деятельность, или что-то спокойное — в зависимости от особенностей психики конкретного ребёнка.
Полное исключение телефона в очень редких случаях необходимо, если сформировалась жёсткая интернет-зависимость. Чтобы справиться с ситуацией, стоит обратиться к психологу, специалисту по психосоматике, психиатру.
Взрослым важно понять самим, что короткие видео воздействуют как наркотик. И детям самостоятельно невозможно противостоять этому.
Родители школьников (особенно подростков), пишите в редакцию с пометкой «Здоровое взросление» о том, что вас волнует, делитесь достижениями, задавайте вопросы.
Будем совместно искать ответы у лучших в нашем районе психологов и экспертов по темам воспитания, лидерства, спорта. И тогданаши дети вырастут счастливыми.
Анна Бирюза. Фото автора.
Оставить комментарий