Как Котенковы молодость свою продлили
Этим летом Сергей Александрович и Галина Ивановна Котенковы отметили 45-летие совместной жизни.
На их пути было немало препятствий и радостных событий. С особой теплотой они вспоминают о БАМе. Супруги Котенковы рассказали, почему они благодарны всесоюзной стройке.
Навстречу мечте
— На Украине я отучилась на бухгалтера и по распределению попала в Амурскую область, — рассказывает Галина Ивановна.
— Там трудилась в колхозе. Осенью из армии вернулся Сергей. Мы познакомились, а через год поженились. Оба были активными и энергичными. Муж тоже работал в колхозе. Как механизатор был награждён знаком «Молодой гвардеец пятилетки», именным трактором МТЗ-82. Потом мне предложили должность секретаря исполкома. Я согласилась. Всё складывалось благополучно, но мне очень хотелось поехать на БАМ, влекла романтика всесоюзной стройки.
Сергей Александрович не разделял стремление супруги. В деревне жила вся его родня, и расставаться с ней ему не хотелось. К тому же он не видел смысла менять жизненный уклад, когда и так всё было хорошо.
Прошло 10 лет. У Котенковых родились две дочери Юлия и Маргарита. А молодая мама всё не расставалась с мечтой о комсомольской стройке.
К счастью, туда поехали их знакомые. Вслед за ними отправилась на разведку Галина Ивановна. Она всё разузнала и поняла, что на БАМе у них будет больше перспектив, чем в колхозе. После возвращения домой всё-таки уговорила мужа. Он уехал в тайгу первым, а жена распродала живность, собрала всё добро, и семья переехала в посёлок Джамку за Комсомольском-на-Амуре.
Хорошие времена
Котенковым предоставили две комнаты в бараке, где жили ещё пять семей. Раньше в этом помещении был детский сад, пока не построили новый. Тёплые полы спасали их от 50-градусных морозов.
Сергей Александрович устроился бульдозеристом: грузил уголь, ровнял насыпь.
Супруга же никак не могла найти себе работу. Стала Галина Ивановна замещать отпускников, которые отдыхали по два месяца. В столовой мыла посуду и полы, в детском саду нянчила малышей. Спустя время в Стройтресте ей предложили должность кассира, а потом назначили заместителем главного бухгалтера.
Жизнь постепенно налаживалась. Котенковы получили трёхкомнатную квартиру, сделали ремонт. Затем за 157 рублей купили вагончик под дачу. Они получали небольшие зарплаты, при этом ни в чём себе не отказывали.
В магазинах продукты были на любой вкус, даже страусиный фарш и кенгурятина. Но мясо супруги не покупали. Сергей Александрович увлекался охотой и домой не возвращался без добычи. Мясо лося, оленя, дикого кабана укладывали в железную бочку и засыпали снегом. Помимо этого на даче держали кроликов, коз, уток, кур и гусей.
Как заядлый рыбак Сергей Котенков ловил красную рыбу и вялил её. Икру они солили в 200-литровых бочках. Деликатес продавали и привозили родственникам в подарок.
Браконьеры же ловили рыбу только ради икры. На берегу реки Амгунь были горы из выпотрошенных тушек. Пропадать добру рачительные хозяева Котенковы не позволили. Самосвалами вывозили рыбу и удобряли ею свои восемь соток земли. К весне от неё не оставалось даже костей, а богатые урожаи овощей и фруктов радовали огородников.
— Мы собирали грибы, мариновали, сушили и замораживали их, — рассказывает Сергей Александрович.
— С детьми ходили за жимолостью. Потом в Комсомольске-на-Амуре продавали её вёдрами. Ещё заготавливали бруснику без сахара, она ведь не бродит.
С покупкой вещей на БАМе тоже не было проблем. Одевалась семья в магазинах близлежащих городов. Там же Галина Котенкова баловала себя французской косметикой и духами. С тех пор она не изменяет своему вкусу.
Открытая молодёжь
Конечно же, трудиться в холодной тайге было не так-то просто. Но Котенковы не замечали сложностей. Они были молоды, полны сил и задора. Их окружали такие же комсомольцы. К тому же на стройку супруги перетянули ещё три семьи из амурской деревни. Так что друзей на чужбине у них было много. Хотя там независимо от приятельских отношений все люди поддерживали друг друга. Бамовцы были очень доверчивыми: двери жилищ не закрывали, давали в долг и не спрашивали, когда вернут.
— Жил недалеко от нас сварщик Серёга, — вспоминает Галина Ивановна.
— Он получал большую зарплату по тем временам — 600 рублей. Семьи у него не было, поэтому холостяк тратил немного. Оставшиеся деньги почему-то хранил в холодильнике. Если кто-то просил его занять до зарплаты, а такое случалось достаточно часто, Серёга спокойно говорил: «Возьми в холодильнике, сколько нужно». Люди брали и приносили в срок, всё до копейки.
Соседи на БАМе были ближе родственников. Котенковы вспоминают, что по очереди несколько семей собирались друг у друга и лепили пельмени по два ведра. Потом варили их, заправляли лучком, поджаренным на сале, и наедались вдоволь. То, что оставалось, хранили на морозе.
К 1 сентября Галина Ивановна заботилась о букетах для своих детей и соседских. На даче она выращивала георгины. Но в последних числах августа морозы не щадили посадки, поэтому женщина заранее срезала цветы, дома расставляла их в вазы, а потом раздавала школьникам.
Все праздники на БАМе отмечали с размахом, особенно Новый год. 31 декабря после домашних застолий шумная толпа стекалась к клубу. Шли семьями, большими компаниями. Молодёжь шутила, пела и плясала до упаду. Галина Котенкова участвовала в художественной самодеятельности. В вокальном коллективе она исполняла русские и украинские песни.
Праздновали комсомольцы и Пасху, но храмы не строили. Не было таких указаний свыше. Только в 90-е годы в Комсомольске-на-Амуре возвели большую церковь. Там и стали люди венчаться и крестить своих детей.
Курс на Кубань
Всесоюзная стройка постепенно завершалась. Когда достроили магистраль, Сергей Александрович пошёл работать путейцем, позже охранял мосты. Галина Ивановна к тому времени трудилась секретарём исполкома, затем её пригласили в леспромхоз на должность бухгалтера.
Супруги планировали доработать до пенсии и переехать в тёплые края. Но не получилось. Сначала ждали, пока дочери отучатся в школе, потом — в техникуме и железнодорожной академии. После учёбы Юлия и Маргарита устроились на работу по профессии, обзавелись семьями и подарили родителям внуков. Стали Котенковы нянчить малышей.
Когда же внуки пошли в школу, Галина Ивановна устроилась туда секретарём. Вскоре она организовала детский вокальный ансамбль «Росинка» и по настоянию руководства вела уроки пения.
В 2010 году супруги всё же решили переехать на Кубань. В интернете им приглянулся посёлок Восточный. В реальности он тоже не разочаровал. Котенковы купили дом, обзавелись домашней птицей. Галина Ивановна разбила большую клумбу, но почивать на лаврах не стала, устроилась кассиром-контролёром в местный «Водоканал». Сейчас она там и работает.
Супруги по-прежнему живут и радуются каждому дню. Говорят, что на БАМе продлили свою молодость и зарядились позитивом на долгие годы.
Виола Крапивина. Фото автора.
Оставить комментарий